Актуальные проблемы подготовки психологов к оказанию первой психологической помощи в чрезвычайных ситуациях

Автор: Скорынин А.А., Денисова А.Ф.

Журнал: Социальные и гуманитарные науки: теория и практика @journal-shs-tp

Рубрика: Психологические исследования

Статья в выпуске: 1 (3), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются проблемы формирования профессиональных компетенций психологов к оказанию первой психологической помощи (ППП) пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Особое внимание уделяется проблеме психологических ресурсов специалиста, которые обеспечивают готовность к оказанию ППП, к которым относятся свойства темперамента, стрессоустойчивость, способность к эмпатии, высокий уровень психологического благополучия личности психолога и другие. В статье разграничивается специализированная подготовка психологов, работающих в системе предупреждения и ликвидации ЧС, и обучение широкого круга специалистов.

Первая психологическая помощь, чрезвычайная ситуация, психологические ресурсы специалиста

Короткий адрес: https://sciup.org/147230454

IDR: 147230454

Текст научной статьи Актуальные проблемы подготовки психологов к оказанию первой психологической помощи в чрезвычайных ситуациях

как активный субъект, обладающий разумом и волей. Отражено это и в народной мудрости, например: «на Бога надейся, а сам не плошай» и т.п. Разумеется, обратной стороной технического прогресса являются техногенные аварии и катастрофы. Однако и в этом случае человек не теряет позиции активного субъекта, и в значительной степени способен предотвращать подобные события. Активность необходима личности не только для собственного выживания в экстремальных ситуациях, но и для эффективного оказания помощи другим лицам.

Проблема помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях была и остается актуальной в первую очередь для медицины. Однако во второй половине ХХ в. появляется интерес психологической науки и практики к тому, что происходит в психике и сознании людей, переживающих природные, техногенные и социальные катастрофы. Общепризнанным сегодня является тот факт, что психологическая помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях не менее, а зачастую и более значима, чем помощь медицинская. Человек может не иметь физических травм, но психическое состояние после пережитых экстремальных событий может привести к значительному ухудшению физического и психического здоровья. К психотравмирующим факторам сегодня стоит добавить и неконтролируемое распространение информации через СМИ, в особенности в сети Интернет [1].

В современной психологической литературе все чаще встречается словосочетание «первая психологическая помощь». Нередко используются сходные по смыслу понятия: «экстренная психологическая помощь», «первичная психологическая помощь», а также «экстренная допсихологическая помощь» [2]. В целом психологическая помощь понимается как профессиональная деятельность психолога, направленная на разрешение психологических проблем клиента [3]. Содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной и смысловой поддержки человеку или группе людей в ситуациях затруднения, возникающих процессе личностного и социального бытия. Н. Агазаде особо выделяет первую психологическую помощь (далее ППП), определяя ее как специфический набор навыков, используемых специалистами в области психического здоровья, либо сотрудниками спасательных служб, либо непро- 739

фессионалами, прошедшими тренинги, для обеспечения психологической поддержки лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации [4].

Зарубежные авторы, в частности, А. Лазарус [5], отмечают, что ППП направлена на достижение следующих целей:

  • •    достижение стабилизации психофизиологического со

стояния у пострадавших;

  • •    уменьшение уровня дистресса;

  • •    удовлетворение основных потребностей;

  • •    оказание помощи в решении основных проблем и вос

становлении контроля над ситуацией;

  •    при желании или в случае необходимости – обеспечение пострадавшим доступа к другим ресурсам.

Следует подчеркнуть, что ППП содержит в себе элементы различных видов деятельности практического психолога (психологическое консультирование, психологическая диагностика, неклиническая психотерапия), и в то же время имеет свои особенности.

необходимости привлечения психологов к работе в условиях чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) с целью оказания первой психологической помощи приходили постепенно. Процессу становления и развития служб ППП посвящена статья Н.Ю. Федуниной, в которой приводится результат обзора и анализа зарубежной литературы по данной проблеме [6]. Трагические события массового масштаба привели к осознанию позитивной роли психологов в предотвращении и снижении негативных последствий ЧС для психического здоровья людей, переживших такие катастрофы. Пострадавшие, получившие психологическую помощь на ранних этапах, непосредственно на месте события, значительно меньше страдают от психических осложнений.

Как указывает Н.Ю. Федунина, ППП является жизненно необходимой следующим категориям лиц [6]:

  •    лицам, непосредственно пострадавшим при нештатных и чрезвычайных ситуациях, в том числе раненым и больным;

  •    родным и близким пострадавших;

  •    очевидцам события;

  • •    сотрудникам служб, осуществляющим спасательные и

  • иные работы (спасатели, военнослужащие, медицинские

работники);

  • •    лицам, не находившимся в зоне ЧС, у которых развились

те или иные отклонения в состоянии психического здо ровья и поведении в связи с воздействием информации о произошедшем (так называемая «вторичная травматиза-ция»).

Специфика работы психолога по оказанию ППП в условиях ЧС предъявляет особые требования к психологическим свойствам личности и ресурсам психолога. Прежде всего, это свойства темперамента. Как отмечают многие исследователи, в частности В.А. Бодров [7], именно темперамент определяет, каким образом человек будет себя вести в экстремальной ситуации. Более предпочтительными являются такие характеристики, как сила, уравновешенность и подвижность нервной системы. Они позволяют личности сохранять достаточную работоспособность и переносить высокие эмоциональные нагрузки в процессе деятельности.

О.И. Шех и С.С. Сергеев называют в числе качеств психолога, необходимых для успешного оказания психологической помощи в ЧС, высокую стрессоустойчивость и одновременно чуткость, способность к эмпатии и эмоциональной поддержке [8]. Возникает парадокс: для успешного выполнения работ в условиях ЧС психолог должен сочетать в себе силу нервной системы и одновременно ее высокую чувствительность – качества, которые в большинстве случаев исключают друг друга. Естественно, что при преобладании какой-либо одной составляющей (либо сила, либо чувствительность) специалист не сможет действовать эффективно. Скорее всего, ему самому потребуется психологическая помощь. Поэтому деятельность психолога в условиях ЧС требует, во-первых, квалифицированного профессиональнопсихологического отбора, и, во-вторых, качественной профессиональной подготовки, как теоретической, так и практической.

К другим личностным свойствам психолога, которые необходимы для успешной работы в условиях ЧС, можно отнести:

  • –    аналитический склад мышления и самостоятельность суждений;

  • –    наблюдательность;

  • –    высокий социальный интеллект;

  • –    коммуникабельность;

  • –    чуткость и проницательность;

  • –    независимость и креативность;

    – способность быстро адаптироваться к различным условиям деятельности и быстро принимать решения в меняющихся обстоятельствах.

В качестве дополнения к перечисленным характеристикам можно добавить высокий уровень психологического благополучия личности психолога – что отражается в позитивной Я-концепции, оптимизме, уверенности в себе, четком понимании своих жизненных целей и миссии, удовлетворенности своим трудом и жизнью в целом. Другими словами, у психолога должен быть некий внутренний «стержень», ресурс, позволяющий ему сохранять психологическую устойчивость и эффективность деятельности в любых условиях. В противном случае специалист не сможет помочь пострадавшему найти внутренние ресурсы для преодоления критических обстоятельств, поскольку не находит подобных ресурсов в самом себе. На важность психологического благополучия как условия эффективной работы психотерапевта указывал еще К. Роджерс, отмечая, что клиенту важно видеть перед собой человека гармоничного, цельного и искреннего во взаимоотношениях [9].

В силу исключительной сложности деятельности психолога в условиях ЧС, становится актуальным вопрос о подготовке соответствующих кадров. Существующий на сегодня федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» [10] не предусматривает компетенций, касающихся формирования готовности к оказанию ППП в условиях ЧС. Данные вопросы освещаются в программах подготовки по специальностям 37.05.01 «Клиническая психология» и 37.05.02 «Психология служебной деятельности» – в учебных планах этих специальностей представлены такие дисциплины, как «Психология экстремальных и чрезвычайных ситуаций» и «Экстренная психологиче-742

ская помощь». Однако количество аудиторных часов, выделяемых на их освоение, невелико. Что касается учебных планов по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» (бакалавриат), то подобные дисциплины в них полностью отсутствуют.

В профессиональном стандарте «Психолог в социальной сфере» в качестве одной из трудовых функций указывается «Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию» [11]. При этом в трудовых действиях, обеспечивающих выполнение данной трудовой функции, не отмечаются действия, направленные на оказание ППП. Отмечена лишь необходимость наличия профессиональных знаний в области психологии экстремальных ситуаций.

Таким образом, можно отметить, что вопросы оказания ППП в рамках профессиональной подготовки психологов освещены недостаточно. Между тем практика показывает, что ликвидация последствий масштабных ЧС не обходится без привлечения большого числа психологов. Например, специалистов из сферы образования, компетентных в своей профессиональной области, но зачастую абсолютно не готовых к работе с пострадавшими в ЧС. На наш взгляд, очень важно иметь подготовленный «кадровый резерв» психологов, который можно было бы задействовать при масштабных операциях, и которого на сегодняшний день не имеется.

Как уже отмечалось, процесс оказания ППП требует не только высококачественной профессиональной подготовки, но и наличия у специалиста внутренних ресурсов – физическое и психическое здоровье, стрессоустойчивость, эмпатия и т.д. Не каждый человек обладает этими ресурсами в достаточной мере для того, чтобы эффективно действовать в условиях экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Поэтому необходимо разграничивать «базовую» подготовку к оказанию ППП, доступную для широкого круга лиц, и подготовку углубленную, предназначенную для профессионалов в сфере экстремальной психологии. Данное разграничение удобно представить на схеме (рис.).

Направления подготовки психологов к оказанию первой психологической помощи

Необходимо заметить, что эти два направления не могут быть изолированы друг от друга. Обучение навыкам оказания ППП целесообразно проводить с привлечением в качестве преподавателей именно специалистов-практиков (сотрудников психологической службы МЧС РФ, территориальных центров медицины катастроф). А обмен опытом между преподавателями и обучающимися в процессе обучения будет способствовать более глубокому освоению знаний и навыков.

ГКУЗ «Пермский краевой территориальный центр медицины катастроф» ежегодно организует обучение волонтеров-студентов психологических факультетов ВУЗов г. Перми основам первой психологической помощи. Курс обучения продолжительностью 20 акад. часов проводится специалистами лаборатории психофизиологического обеспечения. Обучение является практикоориентированным и включает в себя разбор реальных жизненных ситуаций, требующих оказания экстренной психологической помощи, тренинговые упражнения, отработку умений и навыков в процессе решения ситуационных задач. По отзывам слушателей, прошедших обучение, приобретенные знания и навыки являются весьма полезными, и применимы не только в экстремальных, но и в различных бытовых стрессовых ситуациях.

Необходимо отметить, что умение оказать первую психологическую помощь можно считать одним из элементов общей психологической культуры любого профессионала, работающего с людьми. Поэтому мы считаем необходимым расширить опыт преподавания основ первой психологической помощи, распространить его на другие категории специалистов, помимо психологов. В частности, представляется перспективным проводить подобные обучающие курсы для педагогов общеобразовательных школ.

Таким образом, проблема психологической поддержки и помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях сохраняет свою актуальность. Не каждый специалист может стать высококлассным профессионалом в сфере экстремальной психологии, но очень важно, чтобы основами первой психологической помощи владел и каждый психолог, и любой человек, независимо от уровня образования и профессии. Не менее актуальной представляется трансляция психологических знаний в целом и в сфере ППП в частности. Подчеркнем, что только активное взаимодействие между образовательными организациями и структурами, непосредственно занимающимися оказанием психологической помощи в условиях ЧС, будет обеспечивать качественную подготовку профессионалов, способных решать любые поставленные задачи и повышение психологической грамотности специалистов, работающих с людьми.

№ 4(51). С. 6–25.

N 946 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 “Психология” (уровень бакалавриата)». URL: http://fgosvo.ru/news/8/477 (дата обращения: 24.02.2019).

Perm regional disaster medicine center

Список литературы Актуальные проблемы подготовки психологов к оказанию первой психологической помощи в чрезвычайных ситуациях

  • Смирнов В.К., Шамрей В.К., Нечипоренко В.В., Овчинников Б.В. Психиатрия войн и катастроф: учеб. пособие / под ред. В.К. Шамрея. М.: СпецЛит, 2015. 431 с.
  • Экстренная допсихологическая помощь: практ. пособие / под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: МЧС России, 2012. URL: http://www.mchs.gov.ru/upload/site1/document_file/i1gc4YohEZ.pdf (дата обращения: 24.02.2019).
  • Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2007. 288 с.
  • Агазаде Н. Первая психологическая помощь в доклинической практике // Медицинская психология в России. 2013. № 2(19). URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2013_2_19/ nomer/nomer04.php (дата обращения: 12.03.2019).
  • ЛазарусА. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. СПб.: Речь, 2001. 255 с.
  • Федунина Н.Ю. Экстренная психологическая помощь: законы жанра // Московский психотерапевтический журнал. 2006. № 4(51). С. 6-25.
  • Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
  • Шех О.И., Сергеев С.С. Технологии психологической помощи в кризисных и экстремальных ситуациях: метод. рекомендации. СПб: Изд-во ПГУПС, 2007. 87 с.
  • ХьеллЛ., ЗиглерД. Теории личности. СПб.: Питер, 1997. 607 с.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.08.2014 г. N 946 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 "Психология" (уровень бакалавриата)». URL: http://fgosvo.ru/news/8/477 (дата обращения: 24.02.2019).
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.11.2013 г. N 682н «Об утверждении профессионального стандарта "Психолог в социальной сфере"». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/03.008.pdf (дата обращения: 24.02.2019).
Еще
Статья научная