Актуальные проблемы реформирования высшего профессионального образования в России
Автор: Кряклина Т.Ф.
Журнал: Вестник Алтайской академии экономики и права @vestnik-aael
Рубрика: Проблемы высшего экономического образования
Статья в выпуске: 2 (20), 2011 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются особенности реформирования высшего профессионального образования в России, выявляются его ключевые проблемы, такие как закрытость, непродуктивность, непрактикоориентированный характер, централизованность управления.
Образование, реформы, закрытость образования, непродуктивность, двухуровневое образование, компетенции
Короткий адрес: https://sciup.org/142178567
IDR: 142178567
Текст научной статьи Актуальные проблемы реформирования высшего профессионального образования в России
Значимость института образования в современном обществе трудно переоценить. Оно представляет собой общественный институт, через который проходит практически все население страны в течение как минимум десятилетия. И то, какие установки, какие программы, какие компетентности и квалификации осваиваются людьми в это время, во многом и определяет судьбу общества и государства. Недаром в развитых странах образование является обязательной частью геополитических и геоэконо-мических государственных доктрин.
В этой связи волна демократических преобразований, захлестнувшая российское образование в конце 80-х – начале 90-х гг. XX столетия, вполне логично оценивается как глобальная по масштабам и социальным последствиям. Ее апогеем стал принятый в 1992 г. Закон об образовании, который заслуженно считается одним из самых либеральных законов в мире. Этот закон дал право на существование разных форм учебных заведений, в том числе и внебюджетных, возникновение множества разнообразных учебников и учебных программ, появление новых типов учредителей и негосударственных образовательных учреждений, называемых частными. Благодаря этому закону появилась возможность у образовательных учреждений самостоятельно зарабатывать деньги, реинвестируя прибыль в учебную деятельность.
В конце 90-х гг. началось экономическое реформирование сферы образования. В целях финансовой рационализации образования Министерство образования и науки РФ начало прорабатывать и реализовывать принцип нормативного подушевного финансирования образовательных учреждений. В целях борьбы с коррупцией в системе школьного и вузовского образования был введен единый государственный экзамен (ЕГЭ), который до сих пор порождает множество вопросов и дискуссий.
В настоящее время мы находимся на пороге третьей волны образовательных реформ. Волны, которая должна коснуться не только организационного и правового пространства образования, но и, с переходом на новые Федеральные государственные образовательные стандарты, – самой его сути.
Чем обусловлена необходимость реформирования образования?
Она обусловлена как внутренними, так и внешними вызовами, на которые должна ответить модернизированная система российского образования. По мнению М. Галушкиной, в числе таких факторов три наиболее значимых [1].
Это, во-первых, мощная динамика мирового рынка образовательных услуг, на котором сейчас вращается порядка 50–60 млрд долл. Лидирующее положение на этом рынке занимают США, Великобритания и другие индустриально развитые страны. Они видят в России перспективный рынок сбыта образовательных услуг и активно на него выходят. Если наше образование не будет конкурентноспособным, Россия превратится в образовательную колонию.
Во-вторых, Россия – страна огромная и неравномерно развитая. Ее регионы живут в разной экономической, политической и социальной реальности. Поэтому есть опасность для страны рассыпаться на множество мелких образовательных княжеств. Будучи единым государством, Российская Федерация объективно заинтересована в сохранении единого и целостного образовательного пространства.
В-третьих, система образования, являясь одной из базисных инфраструктур индустриального общества, вместе с самим этим обществом вошла в мировой системный кризис. Фактически все мировое образование ищет пути его преодоления. Внешний контур образования в общих чертах определяется как удовлетворение запросов общества, базой которого в настоящее время является экономика знаний. А вот как самому образованию просоответствовать этому постиндустриальному контуру – пока что нерешенная проблема. Понятно только, что существовать в рамках индустриальной направленности своего облика, характеризующейся жестким разделением умственного и физического труда, образованию больше нельзя.
Что нас не удовлетворяет в современной системе российского образования? Здесь, как правило, специалисты называют четыре ключевые проблемы.
Первая – закрытость образования. Оно закрыто от рынка труда, от общественного воздействия, в том числе родительского, от мировых педагогических новшеств и технологий. Что самое интересное, образование во многом закрыто и от государства. Это хорошо демонстрирует эксперимент с ЕГЭ, когда часть ведущих вузов страны отказалась учитывать его результаты при наборе студентов, а полагается на свои вступительные экзамены.
Вторая проблема – непродуктивность. Полученное образование напрямую не сказывается на благополучии людей. Экономика и бизнес не получают ощутимого и измеряемого импульса от действий образовательной системы. Значительная часть выпускников не востребована по своей профессии либо направлению подготовки.
Третья проблема – растущий разрыв между образовательной сферой и потребностями новой экономики. Освоенные квалификации и компетенции выпускников вузов мало устраивают работодателей, более того, в настоящее время требуются новые профессии и иные компетенции. И как следствие этого – миллионы вакансий и одновременно миллионы безработных в стране.
И, наконец, четвертая проблема – управленческая: структура управления образованием не соответствует многообразию форм образовательной деятельности, которые появились в результате демократического этапа реформ. До сих пор в стране существует в системе управления образованием жесткая вертикаль власти. Это проявляется как на уровне Министерства образования и науки РФ, так и отдельного образовательного учреждения, руководство которого регламентирует чуть ли не ход занятия, проводимого преподавателем.
Как же все-таки должно меняться и развиваться российское высшее профессиональное образование, чтобы в полной мере отвечать запросам индивида, общества и государства?
Прежде всего, необходимо обеспечить образованию большую открытость и доступность.
Переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования (бакалавриат – магистратура) означает, что оно перестает быть образованием для элиты (элитным), а становится массовым и, следовательно, более социально значимым по содержанию и выполняемым функциям. Первая ступень высшего профессионального образования (бакалавриат) становится инструментом продвижения социализации индивида, благодаря которой человек получает не только фундаментальную общепрофессиональную подготовку, но и какие-то важные общекультурные компетенции. Первая ступень высшего образования уже гораздо меньше связана со спецификой профессии. Ее основная функция – сформировать общекультурные и общепрофессиональные компетенции, позволяющие выпускнику легко адаптироваться в современном быстро меняющемся информационно-технологическом обществе.
Во-вторых, усилить практико-ориентированный характер образования. Для этого необходимо привести в соответствие профессиональные и образовательные стандарты, дабы студенты во время учебы получали именно те квалификации и компетенции, которые требуются в современном производстве и в структурах организаций, расширить связи образовательных учреждений с реальным экономическим сектором и бизнесом, правоохранительными органами и таможней, PR-службами и рекламными агенствами; проводить совместную работу с ними в сфере фундаментальных и прикладных исследований, разрабатывая одновременно образовательные технологии, включающие методику решения исследовательских задач, вводя их в учебный процесс.
В-третьих, актуализировать содержание образования, обновляя учебные программы и перечень дисциплин, при этом учитывая не только требования ФГОС, но и региональные потребности. Предоставляя студентам наиболее актуальные знания и формируя у них навыки и умения, вузы должны на их основе формировать у обучающихся общекультурные и про- фессиональные компетенции. Эти компетенции станут реальным показателем качества образования выпускников, проверяемого практической деятельностью.
Новые подходы к проектированию содержания образования требуют активизации средств и методов обучения: использования интерактивных и проектных методик, тренингов, деловых игр, работы в малых группах и т.д.
Создание инновационных технологий и структур вузов связано с формированием интеллектуальной элиты нового поколения, способной соединить широкую гуманитарную подготовку и высокую компетентность в освоении средств и инструментов продуктивной практической деятельности.
Россия в глазах мирового сообщества по-прежнему остается коррумпированной, непредсказуемой страной, в которой всеми ключевыми процессами управляет всемогущая взятка. Список претензий иностранных инвесторов к российскому бизнесу остается практически неизменным: непрозрачная структура собственности, сращивание с властью, архаичная структура корпоративного управления, отсутствие деловой этики, криминализированность деятельности. При этом 94% опрошенных иностранных руководителей компаний с опытом взаимодействия с отечественными предпринимателями считают, что для улучшения репутации российских фирм за границей следует улучшить методы корпоративного управления и предпринимательскую этику.
Исходя из этих претензий, а также задач социально-экономического развития современного российского общества, можно сформулировать сверхзадачу, стоящую перед вузами, готовящими российскую интеллектуальную элиту, к нескольким фразам: высочайшая компетентность выпускников в большом и малом деле, ответственность, хорошая информированность, способность к культурному деловому общению.
При всей значимости образования для общества и государства оно не меньшую, если не большую, ценность имеет и для личности.
Личностные ценности образования отражены в международном документе, принятом еще в 1996 г., под названием «Всемирная декларация о высшем образовании для XXI в.: подходы и практические меры». Они формулируются посредством умения индивида решать следующие задачи:
-
- получать знания;
-
- работать и зарабатывать;
-
- осознавать себя как личность и как гражданина;
-
- соблюдать основные принципы жизни в обществе.
Хотелось бы подчеркнуть, что все реформы в системе образования будут эффективны лишь в том случае, если они будут проводиться с учетом традиций, сложившихся в отечественном образовании. По мнению С.А. Рачинского, профессора Московского университета, жившего во второй половине XIX – начале XX в., «сельская школа России из чисто учебного заведения стала воспитательным и развилась в особый тип, не имеющий аналога в западноевропейских школах» [2]. Видимо, этот воспитательный потенциал образовательного учреждения должен быть сохранен на всех ступенях и профессионального образования как наше национальное достояние.
Воспитывающий характер системы образования неназидательно должен присутствовать во всех его компонентах: содержании и технологиях обучения, материально-технической базе, в средствах развития личностных качеств обучающихся, в формах взаимодействия преподавателей и студентов и т.д. Одним словом, вся среда образовательных учреждений должна нести в себе высокие гуманистические ценности российского общества.
Список литературы Актуальные проблемы реформирования высшего профессионального образования в России
- Галушкина М. Третья огибающая//Эксперт. 2004. №44. С. 20. Рачинский С.А. Сельская школа: сборник статей. М., 1991. С. 10.