Актуальные вопросы становления правовой компетентности субъектов образовательного процесса в вузе

Автор: Щеглов Д.В.

Журнал: Поволжский педагогический поиск @journal-ppp-ulspu

Рубрика: Психология и педагогика

Статья в выпуске: 4 (10), 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье раскрываются вопросы переориентации целей педагогического образования на формирование в современном российском обществе правовой компетентности субъектов образовательного процесса.

Образовательный процесс, личность педагога, культура личности, компетентность, правовая компетентность

Короткий адрес: https://sciup.org/14219499

IDR: 14219499

Текст научной статьи Актуальные вопросы становления правовой компетентности субъектов образовательного процесса в вузе

Государственная политика в сфере образования в современных условиях развития российского общества направлена на становление правовой грамотности граждан, преодоление правового нигилизма в обществе, повышение уровня культуры населения и в конечном итоге на формирование всесторонне-развитой личности. Переход Российской Федерации на двухуровневую систему образования изменил подход к образовательному процессу. Образовательные учреждения в соответствии с образовательным стандартом должны обеспечивать творческий процесс, тем самым заложить не только базовый уровень знаний, но и развитие личности в целом. Происходит переориентация целей педагогического образования: вместо системы знаний преподавателя-предметника как основы профессиональной педагогической культуры, результатом педагогического образования на выходе становится понимание мира и готовность к его изменению, а также умение поддержать инициативу и выбор ребенка, развитие его навыков творческого взаимодействия с другими детьми.

Функции преподавателя в вузе так же претерпевают изменения. В обязанности педагога входит организация самостоятельной деятельности студентов, в процессе которой каждый из них мог бы успешно реализовать свои способности и интересы. Педагог должен создавать условия для студентов, позволяющие овладеть определенными компетентностями в сфере профессиональной и социально-личностной деятельности.

В начале третьего тысячелетия в Российской Федерации была принята национальная доктрина образо- вания, рассчитанная на развитие системы образования до 2025 года, согласно которой образовательный процесс должен строиться таким образом, чтобы обеспечить воспитание подрастающего поколения, патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, формирование культуры мира и межличностных отношений [1].

Для достижения поставленных целей в системе образования к 2025 году, Российской Федерации необходимо создать условия для формирования развитой личности будущего педагога. Решение данной задачи позволит государству обеспечить развитие других сфер жизни общества и формирование гражданского общества. Педагог в современных условиях становится активным соучастником образовательной политики государства.

Становление правовой культуры личности связывается с его компетентностью, правопониманием, правомерным поведением в обществе как преобладающей модели социального поведения.

Рассмотрим понятие культуры личности с позиции классиков философской науки для выделения основных признаков и подходов к пониманию определения — культуры личности.

Единого подхода к определению сущности культуры личности не существует, так Аристотель в своем труде «Политика» говорит, что человек — это существо общественное. Это свойство людей отличает их от остальных живых существ: только человек способен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость и т.п. А совокупность всего этого и создает основу личности и государства [2, с. 6]. Таким образом, Аристотель не отделял личность человека от государства. В Средние века представления о культуре личности поменялись, стали говорить об уникальности личности и о духовной общности человечества. Все это воплотилось в христианской философии, прежде всего в трудах Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Если Августин считал душу независимой от тела, то Фома Аквинский рождение феномена человека выводил из единства бытия его души и тела. Но в душе Фома Аквинский видел самую высокую функцию — интеллектуальную, так как именно наличие у человека души позволяет ему одновременно чувствовать и мыслить.

Основоположник немецкой классической философии Кант рассматривал, культуру в виде «культуры умения» и «культуры воспитания». Первая есть главное условие для «достижения целей вообще», а вторая освобождает волю человеческую от «деспотизма вожделений, которые делают нас прикованными к тем или иным природным вещам, неспособными самим сделать выбор». По мнению О. Канта наиболее совершенным является то гражданское общество, в котором отношения между людьми регулируются законом и правом каждой личности на развитие своих природных задатков. «Культуру воспитания» формируют не просто знания и умения человека в области искусств и наук. Такого рода знания делают его всего лишь цивилизованным, а вот культурным его делает знание законов морали. Культура по Канту — это способность человека подняться от животного и чувственного состояния к высоконравственному существованию, повинуясь внутреннему повелению к добру [2, с. 73–75].

В западноевропейской литературе XX столетия довольно часто встречается употребление термина «культура» как нечто противоположное «цивилизации»: культура есть явление духовное, творческое, а цивилизация — нетворческая стадия развития общества, связанная преимущественно с бездуховной техникой. Так, например, О. Шпенглер считал, что цивилизация «следует за культурой, как нечто ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как окоченение за развитием… Она неотвратимый конец; к ней приходят с глубокой внутренней необходимостью все культуры». О. Шпенглер по существу оставлял за культурой только то, что представляло собой духовную ценность в обществе [3, с. 79-80].

Таким образом, мы полагаем, что культура личности — это образованность, и воспитанность индивида с одной стороны и в тоже время это духовная сторона общества в целом. Культура личности представляет собой совокупность духовных и материальных ценностей, которые формируются за счет культурного наследия народов, присвоения общечеловеческих ценностей.

Для того чтобы сформировать всестороннюю, развитую, культурную личность студента, педагог должен обладать общекультурной, общепрофессиональной и профессиональной компетентностью.

Единого подхода к пониманию сущности компетентности не существует, так В. А. Сластёнин предлагает под компетентностью рассматривать способность человека понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни [4, с. 94].

  • С.    А. Смирнова выделяет профессиональную компетентность как профессиональные знания, умения и навыки. Профессиональная компетентность должна охватывать и общекультурное развитие педагога, формирование у него личностной позиции, мотива-

  • ционно-ценностного отношения к педагогической деятельности [5, с. 59].
  • В.    И. Загвязинский определяет педагогическую компетентность как знание и опыт, дающие возможность профессионально, грамотно решать вопросы обучения и воспитания [6, с. 113].

Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспиров понимают компетентность в широком смысле слова — это уровень образованности личности, который определяется степенью овладения теоретическими средствами или практической деятельностью и в более узком понимании — это личные возможности должностного лица и его квалификация (знание, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому, благодаря наличию у него определенных знаний, навыков.

В словаре русского языка С. И. Ожегова компетентность определяется знаниями, осведомленностью, авторитетом в какой либо области.

В словаре-справочнике современного российского профессионального образования понятие компетентность от англ.: competency, competence (компетентность, компетенции). Компетентность включает в себя наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности.

  • С.    Я. Катышева выделяет профессиональную компетентность, которая включает в себя не только представление о квалификации (профессиональные навыки, как опыт деятельности, умения и знания), но также освоенные социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что компетентность — это сложное многоуровневое качество личности, которое определяется уровнем образованности человека, его знаниями, умениями и опытом.

Наиболее актуальными для нашего времени становятся задачи, соотносимые с построением правового государства и гражданского общества. Достижение желаемых результатов возможно при условии формирования личности будущего педагога, в полной мере отвечающей требованиям правовой компетентности, так как от этого зависит в конечном итоге становление мировоззрения, правопонимания, поведение граждан России.

«О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Собрание законодательства Рос. Федерации. 09.10.2000 N 41, ст. 4089.

Список литературы Актуальные вопросы становления правовой компетентности субъектов образовательного процесса в вузе

  • Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»//Собрание законодательства Рос. Федерации. 09.10.2000 N 41, ст. 4089.
  • Аристотель. Политика/Аристотель. М.: 81 с.
  • Бэлла А. Э. Культурология: учебник для вузов. М.: Оникс, 2007. 256 с.
  • Алексеев П. В. История философии. М., 2005. 240 с.
  • Сластёнин В. А. и др. Педагогика. М.: Издательский центр «Академия». 2002. 576 с.
  • Смирнова С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М.: Издательский центр «Академия». 2000. 512 с.
  • Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация М.: Издательский центр «Академия». 2001.192 с.
Статья научная