Александр Зилоти в афишах: история жизни и творчества музыканта

Автор: Горобец С.В., Горобец М.Ю.

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Культура

Статья в выпуске: 5, 2025 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается афиша как обязательный элемент предстоящего спектакля или концерта, как вид документа и до недавнего времени – как единственный способ информирования публики о культурном событии. Объектом исследования авторов становятся афиши концертов пианиста Александра Ильича Зилоти, использовавшиеся как в России, так и за рубежом. Утверждается, что по данным, указанным в афише, можно проследить артистическую жизнь музыканта. Авторы характеризуют программы концертов, имена исполнителей, участвовавших в них, описывают исторические залы, в которых организовывались музыкальные мероприятия, опираясь на документальные материалы Российской национальной библиотеки, Российского института истории искусств, Российского государственного архива литературы и искусства, музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича. Делается вывод о значимости текстовой афиши как документа эпохи, подтверждающего творческий путь музыканта и характеризующий культурно-исторический контекст.

Еще

Афиша, программы концертов, репертуар, публика, концерты А. Зилоти

Короткий адрес: https://sciup.org/149147972

IDR: 149147972   |   DOI: 10.24158/fik.2025.5.30

Текст научной статьи Александр Зилоти в афишах: история жизни и творчества музыканта

получила основательной оценки в отечественной научной литературе. Существует несколько статей, затрагивающих в той или иной степени театральные афиши и одна монография, посвященная истории театральной афиши в России1 (Шевченко, 2014; Ващук, 2012; Лапина, 2017).

Однако информация, полученная через призму афиш, бывает не менее интересна и значима, чем личные документы или переписка респондентов, она значительно расширяет культурно-исторический контекст эпохи. Уместно будет отметить, что европейский термин «плакат» в России стал входить в активное употребление только в 1910 г. Исследователь Н.П. Гура, рассуждая о понятиях «афиша» и «плакат», считает их различными в трактовке, с чем нельзя не согласиться (Гура, 2014: 116–117).

Касаясь истории афиш, важно отметить и роль выставок. Среди наиболее значимых – I Международная выставка художественных афиш в Императорском Обществе поощрения художников в Петербурге (ныне – Санкт-Петербургский Союз художников), которая состоялась в 1897 г. и послужила неким «толчком» к оформлению афиш в дальнейшем. Проведение такой выставки оказалось значимым мероприятием. В предисловии к его каталогу организационный комитет писал: «Идя на помощь промышленности, искусство художественною афишею проникает в жизнь толпы и тем самым вносит в нее живительную ноту. Уже заодно это следует признать за ней немаловажную заслугу»2. Также благодаря выставке закрепился новый термин – «художественная афиша».

Афиша – живой участник театрально-концертного процесса, выполняющий свою оригинальную роль в информировании зрителя или слушателя о художественной жизни, дающий ответы на вопросы – кто? когда? где? Она сама может являться произведением искусства. Прослеживается связь афиши с историческими событиями – то, что мы не можем увидеть и услышать сейчас, она дает нам возможность представить.

На основе комплексного научного подхода и использования таких методов исследования, как историко-культурологический, историко-социологический, источниковедческий, биографический, попытаемся понять, какую информацию несет в себе афиша и может ли она рассказать творческую биографию музыканта. Обратимся к более значимым, на наш взгляд, афишам концертов Александра Ильича Зилоти (1863–1945), которые находятся в Российской национальной библиотеке (РНБ), Российском институте истории искусств (РИИИ), Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) и музыкальной библиотеке Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича.

Первое публичное выступление А.И. Зилоти состоялось в Москве, 25 октября 1880 г. в Большом зале Благородного собрания. На концерте исполнялась первая часть Первого фортепианного концерта ми минор А. Рубинштейна под управлением Н. Рубинштейна (родного брата), у которого А.И. Зилоти учился по классу фортепиано в Московской консерватории с 1876 по 1881 гг.

Но афиши к этому концерту с именем А.И. Зилоти не было, так как ему пришлось заменить заболевшего в этот день солиста. В концерте должен был играть норвежский пианист Э. Нейперт, но он не смог из-за ушиба пальца. О своем предстоящем выступлении А.И. Зилоти узнал в день концерта. Именно с такого артистического дебюта началась его карьера – Александр Зилоти вышел на сцену и сыграл фортепианный концерт с большим воодушевлением, за что получил заслуженное одобрение своего требовательного учителя – Н.Г. Рубинштейна. Последний во время поклонов на сцене снял свои золотые запонки и подарил их А.И. Зилоти на память. Всю свою жизнь пианист считал их своим талисманом.

В 1882 г. А.И. Зилоти заканчивает обучение в Московской консерватории, сыграв на выпускном экзамене программу «от себя», то есть без занятий с педагогом. Н.Г. Рубинштейн перед своей смертью в 1881 г. рекомендовал А.И. Зилоти не переходить в класс другого педагога по роялю, а консультироваться по программе только у выпускника своего же класса Сергея Танеева (Горобец, 2015).

Сразу после окончания консерватории А.И. Зилоти принимает судьбоносное решение – продолжить совершенствование своей фортепианной игры у Ф. Листа и уезжает в Европу, где пробудет с 1883 по 1888 гг. Талантливый и обаятельный пианист очаровал Ф. Листа, их общение со временем переросло в дружбу и продолжалось до самой смерти композитора. Ф. Лист видел некоторое сходство А.И. Зилоти со своим сыном Даниелем (1839–1859), к сожалению, рано умершим.

После полугода занятий, 19 ноября 1883 г., состоялось выступление А.И. Зилоти в Лейпциге. Афиша этого концерта сохранилась, ее можно увидеть в Кабинете рукописей Российского института истории искусств (КР РИИИ)3. Она не имеет яркого оформления, выполнена в однотонном цвете, имеет много текста, поскольку оповещала граждан о важном историческом собы- тии – первом выступлении А.И. Зилоти в Германии. Программа первого и второго отделений указана на самой афише, это преимущественно произведения Ф. Листа – соната «По прочтению Данте», «Пляска смерти», «Венгерская рапсодия № 5» (Пештский карнавал). Именно эти произведения прочно войдут в концертный репертуар А.И. Зилоти на многие годы.

Артистический облик пианиста в середине 1880-х гг. был ярок и многообразен. Его игра казалась сверхъестественной, смелой и в то же время волшебной. К виртуозной пианистической технике добавлялась обаятельная внешность А.И. Зилоти, что сделало его любимцем публики, это подтверждает исследование С. Глезерова. В книге «Петербург Серебряного века» ученый пишет, что в Петербурге наблюдался большой спрос горожан на покупку открыток с изображением художников, писателей, артистов, музыкантов. Объемы продаж были огромные. Спрос на изображения музыкантов складывался так: композиторы – П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков; исполнители: на первом месте – И. Гофман, затем следовали пианист и дирижер А. Зилоти, скрипач Л. Ауэр и виолончелист А. Вержбилович. Среди оперных певцов большой популярностью пользовался Ф. Шаляпин (Глезеров, 2007: 19–22). Это говорит о том, что А.И. Зилоти как исполнителя знали, несмотря на начало его профессиональной карьеры.

Афиша концерта А.И. Зилоти 27 декабря 1885 г. цветная, имеет фиолетовый фон бумаги и указывает место проведения мероприятия – зал Петровского коммерческого училища близ Чернышева моста на Фонтанке (сегодня это – общеобразовательная школа № 206 Центрального района Санкт-Петербурга). Самым крупным шрифтом на афише выделена строчка «Концерт А. Зилоти», затем обозначена программа. Эта афиша находится в фонде номер 17 КР РИИИ1. В концерте вместе с А.И. Зилоти принимали участие скрипач Л.С. Ауэр, виолончелист К.Ю. Давыдов, пианист Г. Бюлов. Программа мероприятия состояла из двух отделений, включала в себя трио произведений П. Чайковского – «Памяти великого художника» для фортепиано, скрипки и виолончели, посвященное Н. Рубинштейну; «Исламей» М. Балакирева; «Канцонетту» Ц. Кюи; «Балладу» Ф. Шопена, «Пештский карнавал» Ф. Листа и только что вышедшую из печати фантазию П. Пабста «Воспоминания об опере “Мазепа” П. Чайковского», которую автор посвятил А. Зи-лоти. Начало концерта было назначено на 8 часов вечера.

Александру Зилоти посвящали свои сочинения многие композиторы. Например, П.И. Чайковский – «Скерцо-фантазию»; С.В. Рахманинов – Первый фортепианный концерт и Десять фортепианный прелюдий; М. Гнесин – «Сонату-балладу» для виолончели и фортепиано; Л. Годов-ский «Интермеццо»; Ж.-Ж. Роже-Дюкас – мимодраму «Орфей»; И. Стравинский «Фантастическое скерцо». Это говорит о том, что А.И. Зилоти был почитаем крупнейшими представителями музыкальной культуры своего времени.

С 1886 г. начинается новая веха в творческом пути А.И. Зилоти – занятия дирижированием. Известно много музыкантов-исполнителей, которые выступали в этом качестве – Н. Римский-Корсаков, С. Танеев, В. Сафонов и др. Их дирижерская деятельность не всегда была связана только с желанием самовыражения: встать за дирижерский пульт их заставляла музыкально-общественная деятельность.

А.И. Зилоти наблюдал за репетиционным процессом, которым руководил Н. Рубинштейн, А. Никиш, за границей – Ф. Лист. 11 ноября 1889 г. состоялось первое выступление А.И. Зилоти в качестве дирижера симфонического оркестра Московского отделения Императорского русского музыкального общества. Для дирижерского дебюта были выбраны: вступление из «Тристана и Изольды» Р. Вагнера, «Фауст-симфония» Ф. Листа и «Концерт для фортепиано с оркестром си бемоль минор» П. Чайковского под управлением самого композитора. На афише, которая хранится Российском государственном архиве литературы и искусства (Москва), отчетливо читается центральная строчка – «Третье симфоническое собрание под управлением А. Зилоти»2.

Московский исполнительский период музыканта был очень интенсивным. Именно в Москве продолжается его сближение с П. Чайковским, что доказывают не только афиши концертов, но и переписка двух музыкантов, в которой П. Чайковский ласково и с большой симпатией обращался к А.И. Зилоти – «Милый друг», «Голубчик, Саша!», «Мой благодетель» (Кемиклис, 2004; Горобец, 2020).

На афише концерта 6 ноября 1891 г., который состоялся в Большом зале Российского благородного собрания Москвы, обращаем внимание на три имени, выделенные крупным шрифтом – А.И. Зилоти, П.И. Чайковский, А.А. Брандуков. С ней можно ознакомиться в сборнике «А. Зилоти. Воспоминания и письма», выпущенном в 1963 г. к 100-летию музыканта. Там же размещена переписка А.И. Зилоти с разными корреспондентами. Так, в письме Вере Николаевне Третьяковой (своей теще, матери Веры Павловны Третьяковой) А.И. Зилоти сообщает о планах на ближайшее время и концерте 6 ноября, «который, мне кажется, должен заинтересовать публику, потом увидим»1.

В программе первого отделения концерта было запланировано первое исполнение симфонической баллады «Воевода» П.И. Чайковского, «Концерт для фортепиано» Э. Грига (исполнитель – А.И. Зилоти), «Ария для виолончели» И.С. Баха (исполнитель – А. Брандуков); во втором отделении – заявлены «Русская фантазия для фортепиано» Э. Направника (1-е исполнение), «Славянский марш» П.И. Чайковского. «Оркестр под управлением П.И. Чайковского, начало концерта в 9 часов вечера» – так указано на афише.

О подготовке к этому мероприятию интересно проследить по переписке А.И. Зилоти с П. Чайковским. В письме от 4 октября 1891 г. Александр пишет: «Дорогой и обожаемый Петр Ильич! Вообрази, продажа билетов идет даже лучше, чем я думал; несмотря на то, что до концерта еще страшно много времени. <…> Ведь если так дальше будет идти, то продажа билетов может прекратиться до дня концерта! Вот тогда ты убедишься, что публика тебя любит!»2.

Следует заметить, что цена билета на этот концерт была достаточно высока, если учесть среднюю зарплату рабочего в то время 25–30 руб. в месяц. При этом можно отметить высокую посещаемость концертных залов, а следовательно, и интерес публики к исполняемым произведениям и самим музыкантам. Так, на афише 6 ноября 1891 г. указана стоимость билетов на концерт: кресла – 5 р., стулья – 3 р., за колонной – 1 р., хоры – 1 р. 50 коп. Билеты заблаговременно можно было получить в музыкальном магазине П. Юргенсона (Неглинный проезд, 10).

C 1892 по 1900 гг. А.И. Зилоти живет за границей – в Бельгии, Франции, Германии, где полностью посвящает себя концертному сольному исполнительству. Он путешествует по разным городам, дает концерты. Блестящее исполнение приносит ему признание и мировую славу. Цель его выступлений – пропаганда русской музыки. А.И. Зилоти смело представляет зарубежной публике неизвестные сочинения А.Г. Рубинштейна, А.С. Аренского, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, С.И. Танеева, А.К. Глазунова, А.К. Лядова, Э.Ф. Направника и др.

Интересна, на наш взгляд, афиша с портретом А.И. Зилоти, относящаяся к этому периоду. В ХIХ в. фотографии печатались довольно редко. Такая афиша находится в Кабинете рукописей РИИИ, она анонсирует концерт А.И. Зилоти в Шотландии, г. Эдинбурге в 1894 г.3 Молодой пианист изображен на фотографии, которая занимает три четверти афиши, в профиль, на нем – концертный фрак, белая рубашка и галстук-бабочка. Примечательны две строчки по центру афиши, представляющие А.И. Зилоти: «Великий русский пианист даст сольный концерт / единственное выступление в сезоне»4. Далее указана программа выступления.

После возвращения из-за границы в 1900 г. А.И. Зилоти обосновывается в Петербурге, где с 1903 по 1918 гг. участвует в концертах своей именной антрепризы с названием «Концерты А. Зилоти». За пятнадцать лет существования антрепризы он выступал в ней как солист, ансам-блист, аккомпаниатор, дирижер. Его партнерами по сцене были С. Рахманинов, А. Вержбилович, П. Казальс, Э. Изаи, Дж. Энеску, Л. Ауэр, Ф. Шаляпин, В. Собинов и др. Как солист, А.И. Зилоти охватил все жанры фортепианной музыки, в качестве часто исполняемых произведений следует указать сочинения И.С. Баха, Ф. Листа, Ф. Шопена, П.И. Чайковского (Горобец, 2014).

Зилотиевские концерты нашли отклик и у живописцев того времени. Так, например, А. Бенуа представил эскиз афиши «Концерты А. Зилоти» 1905 г. в стиле «модерн», на котором изображена галантная сцена, концертная зала, щедро украшенная цветами. Также известен и рисунок А. Бенуа 1908 г. «В. Собинов. У рояля – А.И. Зилоти» (Эткинд, 1989).

Наиболее полную картину об исполняемом репертуаре пианиста можно составить, анализируя его Программу концертов и афиши десяти концертных сезонов 1903/1904 – 1912/1913. Она представляет собой брошюру из 145 страниц, изданную в Санкт-Петербурге в 1913 г. в типографии С.Л. Кинда к 10-летию деятельности антрепризы. Она является наиболее полным информативным источником, характеризующим деятельность антрепризы «Концерты А. Зилоти». С брошюрой можно ознакомиться в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки5. Стоит отметить тот факт, что она находится в фонде Н.Ф. Финдейзена, близкого друга А.И. Зилоти, известного музыкального критика, главного редактора знакового издания «Русской музыкальной газеты», которая выходила в Петербурге с 1894 по 1918 гг. На страницах газеты постоянно освещались прошедшие или предстоящие концерты антрепризы, печатались рецензии, отзывы, хро- ники событий, которые позволяют проследить динамику культуротворческой деятельности А.И. Зилоти. Н.Ф. Финдейзен поддерживал все начинания пианиста, отмечал его смелые решения и художественные находки, энергичность и, безусловно, талантливую игру.

Буквально с первого сезона заявлены в концертах новые для России и для Петербурга имена музыкантов и дирижеров Э. Изаи, П. Казальс, Ж. Роже-Дюкас, М. Регер, К. Дебюсси, Н.К. Метнер, Э. Григ, Ж. Сибелиус и др., так как главная цель концертов А.И. Зилоти музыкальное просветительство. Для этого он организует с 1912 г. общедоступные и народные концерты. Они были ориентированы на широкие слои населения. Благодаря концертам публика смогла услышать игру выдающихся музыкантов и познакомиться с мировыми премьерами.

Помимо абонементных и камерных концертов были еще экстренные, посвященные ушедшим музыкантам и художникам, сбор от которых шел семьям последних. Так состоялись концерты в память Н.А. Римского-Корсакова в 1908 г., М.А. Врубеля – в 1910 г., к столетию Р. Вагнера.

А.И. Зилоти проводил платные генеральные репетиции перед концертами. В фондах музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича имеется афиша одной из таких репетиций – 7 абонементного концерта А.И. Зилоти, который прошел в Мариинском театре 20 января 1917 г. в 9 часов утра. Такая форма работы была введена директором императорских театров В.А. Тяляковским и свидетельствовала о большом интересе публики к концертам1. Сбор от платных генеральных репетиций шел, в основном, в пользу хористов и артистов балета в связи с их тяжелым материальным положением, о чем свидетельствует журнал «Театр и искусство»2.

Октябрьская революция 1917 г. поставила вопрос о самоопределении перед каждым гражданином. А.И. Зилоти эмигрировал в 1919 г. в Европу, затем переселился в США, где начал новую карьеру пианиста и дирижера, выступая в разных городах Америки. Но он не сумел развернуть большую музыкальную деятельность, да и привыкнуть к другой стране ему было чрезвычайно трудно. Он не переставал тосковать о Родине до конца жизни. Свой последний концерт А.И. Зи-лоти дал в ноябре 1937 г. в Джульярдской школе музыки, на котором исполнил четыре песни Ф. Листа, «Пляску смерти» и фантазию Шуберта-Листа «Скиталец». Все чувствовали, что А.И. Зилоти – ученик Ф. Листа и «общается» со своим учителем через музыку.

Судя по афишам фортепианных и симфонических концертов А.И. Зилоти, можно говорить о представлении им самой разнообразной музыки – от И.С. Баха до современных французских композиторов и, конечно, отечественных современников. Программы были преимущественно смешанными, являясь способом пропаганды серьезных музыкальных произведений и приобщения к музыке широких слоев населения.

Подводя итог вышеизложенному, можно констатировать, что афиши концертов А.И. Зи-лоти, за редким исключением, представляли собой текстовое сообщение о предстоящем концерте и не имели яркого оформления, но они были выразительны, эффектны, читаемы. Вместе с тем само мероприятие – концерт – оказывалось очень значимым, важным культурно-историческим событием, будь то выступление отечественной или зарубежной знаменитости. А.И. Зилоти удавалось создавать концерты с новой программой и выдающимися исполнителями, что доказывают его афиши, которые в то время были единственным источником информации о предстоящем культурном событии и сегодня выступают историческим документом, подтверждающим творческий путь музыканта.

А.И. Зилоти внес существенный вклад в музыкальную жизнь, но его имя оказалось лишь одним из многих. В 2025 г. исполняется 80 лет со дня смерти Александра Ильича. Пусть эта статья будет скромным добавлением к наследию А.И. Зилоти. Хочется верить, что при всем многообразии вариантов анонсирования программ в настоящее время, текстовая афиша сохранится как жанр, не утратит своей актуальности и будет востребована любителями и профессионалами в сфере художественной культуры как документ своей эпохи. Ее выразительность, содержательность, информативность сможет привлечь зрителя, познакомить его с новыми именами и произведениями.

Статья научная