Алиментные обязательства супругов и бывших супругов

Автор: Сапожникова Т.А.

Журнал: Огарёв-online @ogarev-online

Статья в выпуске: 9 т.3, 2015 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена вопросам взыскания алиментов с супругов и бывших супругов. Автором выявлен ряд пробелов в правовом регулировании алиментных обязательств супругов и бывших супругов на территории Российской Федерации.

Алиментное обязательство, бывший супруг(а), договор о правовой помощи, должник, иностранное государство, супруг(а)

Короткий адрес: https://sciup.org/147249083

IDR: 147249083

Текст научной статьи Алиментные обязательства супругов и бывших супругов

Статья 7 Конституции РФ провозглашает Россию социальным государством, где гарантируется достойная жизнь всем гражданам. Это значит, что государство берет на себя заботу о благосостоянии своих граждан, при этом особое внимание уделяется наименее защищенным слоям общества, не имеющим возможности самостоятельно обеспечить себе достойный образ жизни: несовершеннолетним гражданами, инвалидам, пенсионерам и иным нетрудоспособным лицам. Однако даже самое развитое в социально-экономическом плане государство не может выдержать бремени обеспечения всего нетрудоспособного населения. В этой связи конституции многих государств устанавливают принцип так называемой социальной ответственности, согласно которому бремя заботы о благосостоянии таких граждан ложится и на трудоспособных членов их семьи.

Алиментная сфера является одной из самых социально ориентированных сфер семейно-правового регулирования. От правильности нормативного закрепления положений об алиментах, от качественности механизмов их взыскания зависит обеспечение прав и интересов алиментополучателей, и в конечном итоге статус Российской Федерации как социального государства. Сегодня ряд положений алиментного законодательства, в частности между супругами и бывшими супругами, требует реформирования.

Порядок уплаты алиментов супругам и бывшим супругам регулируется главой 14 Семейного кодекса РФ. Алиментные обязательства супругов проистекают из более общей обязанности супругов – материально поддерживать друг друга (п. 1 ст. 89 СК РФ). Понятие 1

«материальная поддержка», которое использовал законодатель, не случайно. По сравнению с несовершеннолетними гражданами, состоящими на иждивении родителей, отношения супругов не предполагают полного содержания, речь идет только о поддержке, предоставлении дополнительного дохода при наличии необходимости в таковом и возможности алиментно-обязанного лица предоставить эту помощь.

Исходя из толкования норм Семейного кодекса, можно сделать вывод, что данные алиментные обязательства возникают только между лицами, состоящими или состоявшими ранее в зарегистрированном браке. В юридической науке высказывается точка зрения, что нормы Семейного кодекса РФ, регулирующие соглашение об уплате алиментов, будут распространяться в порядке аналогии закона и на отношения лиц, заключивших соглашение о предоставлении содержания и состоящих в так называемом «гражданском» браке, то есть проживающих как супруги без официальной регистрации брака в органах загса [1, с. 203].

Алиментные отношения супругов и бывших супругов, в отличие от алиментных отношений родителей и детей, не являются безусловными. Право на алименты возникает только при нетрудоспособности, нуждаемости и некоторых иных событиях в жизни потенциального получателя. По нашему мнению, нормы о супружеском алиментировании требуют изменений и дополнений.

Следует согласиться с О. А. Макеевой, которая предлагает дополнить перечень оснований освобождения супруга от алиментной обязанности или ограничения ее определенным сроком (ст. 92 СК РФ). В частности, по ее мнению, следует внести в него указание на умышленное сокрытие лицом, претендующим на получение алиментов, при вступлении в брак состояния своего здоровья, что впоследствии привело к его нетрудоспособности и породило для него право на алименты.

Отсутствие в России практики «реабилитирующих алиментов» не позволяет супругу, чаще всего женщине, после развода пройти социальную реабилитацию. СК РФ не дает права женщине, посвятившей себя семье и воспитанию детей и не реализовавшей себя в карьере, рассчитывать на материальную поддержку бывшего мужа, если она не входит в круг лиц, перечисленных в п. 1 ст. 90 СК РФ. Статью 90 СК РФ, как указывает О. А. Макеева, можно дополнить положением о праве суда решать вопрос об алиментах бывшей трудоспособной ненуждающейся жене [2, с. 12].

Согласно пункту 1 статьи 90 СК РФ одним из алиментополучателей признается бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка. Право на получение алиментов в данном случае не зависит от трудоспособности или нуждаемости супруги. Данное право обусловлено особым состоянием женщины в указанный период, ее объективно существующей потребностью в дополнительной поддержке, в том числе и 2

материальной. Неблагоприятные материальные последствия, связанные с отсутствием дохода у женщины или со значительно меньшим его размером в указанный период, должны в равной мере нести оба супруга. Поэтому мать, вынашивающая ребенка или ухаживающая за ним, имеет право на взыскание алиментов со своего бывшего мужа – отца ребенка.

Однако закон не предоставляет аналогичного права бывшему мужу – отцу ребенка. Данный пробел в семейном законодательстве требует устранения, так как бывший муж, осуществляющий уход за общим ребенком, также испытывает неблагоприятные материальные последствия. Бремя же содержания ребенка согласно Конституции РФ и Семейному кодексу должны в равной мере нести оба родителя [3, с. 128].

Очень точно данное неравенство в статусе супругов отразил Т. В. Шершень: «Принцип равенства супругов воплощен в ряде статей Семейного кодекса РФ (ст. ст. 31, 32, 33 - 39 и др.). Вместе с тем можно найти немало исключений из данного принципа. Наиболее яркий пример – ст. 89 СК РФ: право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеет жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка. Возникает вопрос: почему законодатель отступил от столь важного принципа равенства супругов в семье и супругу (мужу), осуществляющему уход за общим ребенком до достижения им трех лет, не предоставил права требовать выплаты алиментов на свое содержание?» [5, с. 30].

Следует согласиться с предложением Т. В. Шершень внести изменения в Семейный кодекс РФ, предоставив возможность отцу ребенка, осуществляющему уход за ним в течение трех лет со дня его рождения, требовать предоставления алиментов в судебном порядке от матери ребенка, обладающей необходимыми для этого средствами.

Пункт 1 статьи 90 СК РФ в качестве получателей алиментов указывает на нуждающегося бывшего супруга, достигшего пенсионного возраста не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время. Категории «нуждаемость», «длительность брака», «недостойное поведение» в действующем семейном законодательстве не определены и являются оценочными, потому данный вопрос решается судом в каждом отдельном случае исходя из конкретных обстоятельств дела. Суд вправе учесть любые обстоятельства, в том числе: срок существования брака, возраст супругов, отношения супругов друг к другу, поведение супругов в браке, причины расторжения брака, размер пенсионного обеспечения и т.д. [3, с. 130].

Законодатель, говоря о достижении пенсионного возраста нуждающимся супругом, не указывает конкретного возраста, достижение которого необходимо для получения алиментов. По общему правилу, согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [6] данный возраст составляет для женщин – 55 лет, для 3

мужчин – 60 лет. Однако, например, Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «Об обязательном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [7] говорит о том, что граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения, имеют право на получение пенсии по старости по достижении 55 (мужчины) и 50 (женщины) лет. Также, Семейным Кодексом не предусмотрено, должно ли быть данное пенсионное обеспечение по старости, или же может быть по инвалидности. Необходимо установить в СК точное определение пенсионного возраста для целей регулирования алиментных правоотношений.

В сфере правового регулирования семейных отношений с иностранным элементом острыми вопросами остаются проблемы взыскания алиментов за границей. Они связаны не только с семейным и международным правом, но и с правовым регулированием признания и исполнения судебных решений по алиментным обязательствам на территории иностранных государств. Они связаны не только с семейным и международным правом, но и с правовым регулированием признания и исполнения судебных решений по алиментным обязательствам на территории иностранных государств.

Регулирование алиментных обязательств, их признания и исполнения осуществляется рядом универсальных международных договоров. К ним относятся: Нью-Йоркская конвенция ООН от 20 июня 1956 г. о взыскании алиментов за границей (вступила в силу 25 мая 1957 г., открыта для подписания с 20 июня 1956 г.); Гаагская конвенция от 24 октября 1956 г. о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей (принята на Восьмой сессии Гаагской конференции, вступила в силу 1 января 1962 г.); Гаагская конвенция от 15 апреля 1958 г. о признании и исполнении решений по делам об алиментных обязательствах в отношении детей (вступила в силу 1 января 1962 г.); Гаагская конвенция от 2 октября 1973 г. о признании и исполнении решений по делам об алиментных обязательствах (одобрена на Двенадцатой сессии Гаагской конференции, вступила в силу 1 октября 1977 г.); Гаагская конвенция от 2 октября 1973 г. о праве, применимом к алиментным обязательствам (одобрена на Двенадцатой сессии Гаагской конференции (1972 г.), вступила в силу 1 октября 1977 г.) [8, с. 60–61]. Однако Россия не является участницей ни одного из указанных международных договоров.

Более урегулированными в данной области считаются отношения между Российской Федерацией и странами-участницами СНГ, которые являются участницами Модельного закона СНГ – Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (Минская конвенция) [9]. Согласно данному документу решения судов государств-участников договора признаются в остальных государствах, подписавших данный договор, и рассматриваются в целях принудительного 4

исполнения. Ее положения в области коллизионного семейного права без существенных изменений были воспроизведены в подписанной 7 октября 2002 г. в Кишиневе новой Конвенции [10] с таким же названием, призванной заменить собой Минскую конвенцию.

Минская (статья 27) и Кишеневская (статья 30) конвенции регулируют алиментные обязательства супругов. Так, если один из супругов проживает на территории одной договаривающейся стороны, а второй - на территории другой, и при этом оба супруга имеют одно и то же гражданство, их личные и имущественные правоотношения определяются по законодательству той договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются. Если один из супругов является гражданином одной договаривающейся стороны, а второй – другой, и один из них проживает на территории одной, а второй – на территории другой, то их личные и имущественные правоотношения определяются по законодательству договаривающейся стороны, на территории которой они имели свое последнее совместное местожительство.

Кроме того, Модельный закон СНГ закрепляет за каждой из договаривающихся сторон обязательство в оказании друг другу помощи в розыске ответчика по делам о взыскании алиментов, когда есть основание полагать, что ответчик находится на территории другой договаривающейся стороны, и судом вынесено определение об объявлении его в розыск (п. 5 ст. 32).

Каждая из договаривающихся сторон на условиях, предусмотренных Конвенцией, признает и исполняет вынесенные на территории других договаривающихся сторон решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств.

Правовое закрепление также получили отношения России с некоторыми бывшими социалистическими странами и иными государствами в виде двусторонних международных договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. На сегодняшний день заключены и действуют указанные договоры с Албанией, Египтом, Грецией, Литвой, Югославией, Китаем, Монголией и другими.

Однако практика свидетельствует, что даже наличие международных договоров о сотрудничестве не гарантирует положительный исход дел по взысканию алиментов с граждан-должников, находящихся на территории других государств, вследствие чего следует изменить подход государства к проблеме невыплаты алиментов.

Так, Т. Ю. Хверость, анализируя зарубежный опыт и обобщая уже сложившуюся практику работы ФССП России, предлагает следующие пути решения проблемных вопросов принудительного взыскания алиментов с должников, находящихся на территории иностранного государства, которые в частности можно применить и к взысканию алиментов с супругов и бывших супругов:

  • 1.    Принятие на международном, а затем и внутригосударственном уровне решения относительно допустимости исполнения иностранных судебных решений без каких-либо предварительных условий.

  • 2.    Введение такой ограничительной меры как лишение национальных водительских прав, без которых невозможно получение международного водительского удостоверения и его законное использование. За рубежом эта мера давно и очень эффективно используется, поскольку легка и быстра в реализации, значима для должника и способна подтолкнуть его к исполнению судебного решения.

  • 3.    Применение меры в виде ограничения в пользовании должником-гражданином Российской Федерации, выезжающим на территорию иностранного государства, имеющимися в его распоряжении банковскими картами, используемыми в международных системах платежей, например, Visa и MasterCard.

  • 4.    В некоторых случаях вместо удержания задолженности по алиментным платежам из заработной платы должника судебный пристав-исполнитель может устанавливать письменный график выплат для должника-гражданина Российской Федерации, выехавшего на территорию иностранного государства, если должник демонстрирует вероятность того, что он будет периодически перечислять сумму, назначенную к удержанию.

  • 5.    Необходимо активно расширить практику применения поиска должников с использованием всемирной компьютерной сети.

  • 6.    Должника-гражданина Российской Федерации, выехавшего на территорию иностранного государства, следует ограничить в пользовании международной мобильной связью, а также ввести практику списания денежных средств с мобильных телефонов должников, пребывающих за границей [11].

Отсутствие в нашей стране работающего механизма взыскания алиментов с должников, находящихся за границей, позволяет говорить о том, что необходимо присоединение России к многосторонним договорам, действующим в данной сфере, заключение двусторонних договоров с государствами, с которыми отсутствуют соответствующие соглашения, а также разработка мер, с помощью которых будет реальной возможность исполнения судебных решений о взыскании алиментов на территории иностранных государств.

Статья научная