Алкоголь как фактор гендерного градиента ожидаемой продолжительности жизни городского и сельского населения Беларуси
Автор: Ю.Е. Разводовский
Журнал: Научный форум. Сибирь @forumsibir
Рубрика: Медицина
Статья в выпуске: 2 т.3, 2017 года.
Бесплатный доступ
Потребление алкоголя, ожидаемая продолжительность жизни, гендерный градиент, городское и сельское население, Беларусь, 1970-2015
Короткий адрес: https://sciup.org/140220791
IDR: 140220791
Текст статьи Алкоголь как фактор гендерного градиента ожидаемой продолжительности жизни городского и сельского населения Беларуси
Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) при рождении является важнейшим демографическим показателем и признанным индикатором качества жизни и здоровья населения [1, 2]. Разница ОПЖ мужчин и женщин в Беларуси одна из самых высоких в мире [3, 4]. Значительный гендерный градиент ОПЖ в Беларуси является проявлением, так называемого, гендерного парадокса «здоровье-выживаемость», который заключается в том, что в большинстве стран мира уровень общей смертности существенно выше среди мужчин, несмотря на то, что женщины декларируют в самоотчетах худшие показатели соматического и психического здоровья [5, 6, 7].
Гендерный градиент ОПЖ значительно варьирует в разных странах, при этом в странах Восточной Европы этот показатель существенно выше, чем в странах Западной Европы [8]. Основными причинами смерти, вносящими вклад в высокий гендерный градиент ОПЖ в данном регионе являются смертность от сердечно - сосудистых заболеваний, насильственная, а также алкогольная смертность [9, 10]. Учитывая значительный вклад алкоголя в высокий уровень общей смертности в странах Восточной Европы [2, 9, 11], а также значительно более высокий уровень связанных с алкоголем проблем среди мужчин, по сравнению с женщинами [12-14], можно предположить, что алкоголь является ключевым фактором высокого гендерного градиента ОПЖ в Беларуси. Кроме того, учитывая более высокий уровень связанных с алкоголем проблем среди сельских жителей по сравнению с городскими [15, 16], можно ожидать, во-первых: более высокий гендерный градиент ОПЖ сельского населения; во-вторых: более значительный вклад алкогольного фактора в гендерный градиент ОПЖ сельских жителей.
Целью настоящего исследования была проверка алкогольной гипотезы этиологии гендерного градиента ОПЖ городского и сельского населения Беларуси.
Материалы и методы. В сравнительном аспекте была проанализирована динамика общего уровня потребления алкоголя и гендерной разницы ОПЖ городского и сельского населения Беларуси в период с 1970 по 2015 гг. Общий уровень потребления алкоголя рассчитан с помощью непрямого метода с использованием уровня заболеваемости алкогольными психозами [17]. Для оценки и удаления тренда из временного ряда использовался метод простых разностных операторов, суть которого заключается в переходе от исходного ряда к ряду разностей соседних значений ряда. Этот метод сведения временного ряда к стационарному виду является частным случаем общего метода, предложенного Боксом и Дженкинсом и получившим название АРПСС (авторегрессии – проинтегрированного скользящего среднего) [18]. Метод АРПСС использовался в настоящей работе с целью оценки степени связи между общим уровнем потребления алкоголя (независимая переменная) и гендерной разницей ОПЖ (зависимая переменная). Статистическая обработка данных проводилась с помощью программного пакета “Statistica 12. StatSoft.” в модуле «Анализ временных рядов».
Результаты. В рассматриваемый период гендерная разница ОПЖ городского населения выросла на 2 года (с 7,2 до 9,9), а сельского населения на 3 года (с 8,5 до 11,5). При этом средний показатель гендерной разницы ОПЖ городского и сельского населения в рассматриваемый период составил соответственно 9,9±1,3 и 12,1±1,6 года. Графические данные (рисунок 1) говорят о том, что гендерный градиент ОПЖ сельского населения существенно снизился в середине 1980-х гг., достигнув минимума за весь рассматриваемый период в 1987 г. (10,1 года), после чего практически линейно рос вплоть до 2005 г., достигнув своего пика (14,5 года), а затем стал снижаться. Динамика гендерного градиента ОПЖ городского населения была несколько иной: после существенного снижения в середине 1980-х гг. данный показатель рос вплоть до 1999 г., после чего стал снижаться.
Значительные колебания гендерного градиента ОПЖ в рассматриваемый период были обусловлены более выраженными колебаниями ОПЖ мужчин по сравнению с ОПЖ женщин. Благодаря более быстрому приросту ОПЖ мужчин по сравнению с ОПЖ женщин в период с 2011 по 2015 гг. гендерная разница ОПЖ сельских жителей снизилась на 2,3 года (с 13,8 до 11,5), а городских жителей на 1,5 года (с 11,4 до 9,9). Графические данные свидетельствуют о схожей динамике уровня потребления алкоголя и гендерного градиента ОПЖ городских и сельских жителей (рис. 1).
С помощью метода АРПСС выявлена тесная связь между двумя переменными, согласно которой рост уровня потребления алкоголя на 1 литр сопровождается ростом гендерной разницы ОПЖ городских и сельских жителей соответственно на 2,3% и 2,4%. Оценка алкогольной фракции показала, что алкоголь ответственен за 26,7% гендерной разницы ОПЖ городских жителей и 27,7% гендерной разницы ОПЖ сельских жителей.
Обсуждение. Значительные колебания гендерного градиента ОПЖ в рассматриваемый период, по всей видимости, обусловлены гендерными различиями в распространенности модифицируемых факторов риска, прежде всего злоупотребления алкоголем [19]. Снижение гендерного градиента ОПЖ в середине 1980-х гг., было очевидно обусловлено снижением доступности алкоголя в период антиалкогольной кампании [20]. Данный факт является эмпирическим подтверждением ключевой роли алкоголя в этиологии гендерного градиента ОПЖ в Беларуси. Кроме того, алкоголь был вовлечен в резкий рост гендерного градиента ОПЖ, отмечавшийся в 90-х годах прошлого века, начале нынешнего века [12]. Увеличение доступности алкоголя вследствие снижения государственно контроля за алкогольным рынком привело к резкому росту уровня связанной с алкоголем смертности среди мужчин в этот период [20].

Рис. 1. Динамика уровня потребления алкоголя (литры) и разницы ОПЖ (годы) городских и сельских жителей Беларуси.
В пользу алкогольной гипотезы этиологии высокого гендерного градиента ОПЖ в Беларуси также свидетельствует более выраженная гендерная разница ОПЖ сельских жителей по сравнению с городскими, поскольку уровень алкогольных проблем среди сельских жителей значительно выше [15].
Эмпирические предпосылки, указывающие на существование тесной связи между динамикой общего уровня потребления алкоголя и гендерной разницей ОПЖ подтверждаются результатами анализа временных серий. В совокупности эти данные свидетельствуют в пользу гипотезы, согласно которой алкоголь является одним из основных факторов значительного гендерного градиента ОПЖ, а также значительных колебаний данного показателя на протяжении рассматриваемого периода в Беларуси.
Следует, однако, отметить, что результаты анализа не подтвердили предположение о более значительном вкладе алкогольного фактора в градиент ОПЖ сельского населения по сравнению с городским. Возможным объяснением этому является то обстоятельство, что в расчетах использовался общий уровень потребления алкоголя для городских и сельских жителей, несмотря на то, что сельские жители употребляют значительно больше алкоголя на душу населения [16].
Таким образом, результаты настоящего исследования свидетельствуют о существовании тесной связи между алкоголем и гендерной разницей ОПЖ городских и сельских жителей Беларуси на популяционном уровне. Представленные данные говорят в пользу того, что алкоголь является одним из основных факторов высокого гендерного градиента ОПЖ городского и сельского населения Беларуси.