Алкоголь как социально-значимая причина смертности молодежи города Иркутска

Автор: Зимина Лилия Александровна, Зайцев Александр Петрович, Боева Алла Васильевна

Журнал: Известия Самарского научного центра Российской академии наук @izvestiya-ssc

Рубрика: Социально-гигиенический мониторинг

Статья в выпуске: 5-3 т.14, 2012 года.

Бесплатный доступ

Исследование посвящено анализу смертности населения г. Иркутска в течение двенадцатилетнего периода от насильственных и ненасильственных причин на фоне приема этилового алкоголя, оценки степени распространения употребления алкоголя среди молодежи города. Установлено, что в структуре алкоголь-ассоциированных смертей увеличивается доля лиц молодого возраста. В среднем около четверти всех случаев смертельных отравлений этиловым алкоголем приходится на лица молодого возраста; не отмечается снижения доли погибших от насильственных причин, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Среди студенческой молодежи города отмечается высокий уровень распространенности употребления алкогольных напитков.

Еще

Алкоголь, молодежь, смертность, острые отравления, судебно-медицинская экспертиза

Короткий адрес: https://sciup.org/148201556

IDR: 148201556

Текст научной статьи Алкоголь как социально-значимая причина смертности молодежи города Иркутска

Проблема алкоголизации населения несет огромный ущерб во все сферы жизни общества (морально-этическую, экономическую и др.) и отрицательно сказывается на демографической ситуации страны. В последнее десятилетие активно расширился ассортимент алкогольных напитков, в том числе за счет разнообразия ассортимента пива, а качество выпускаемой алкогольной продукции не всегда остается удовлетворительным, что приводит не только к росту заболеваемости алкоголизмом, но и обострению хронических процессов и появлению новых форм алкоголь-ассоциированных заболеваний, увеличению числа острых отравлений с летальным исходом [1, 2]. В России в 1914-1917 гг. по сравнению с Европой был самый низкий уровень потребления алкогольной продукции – 0,83 литра абсолютного алкоголя (безводного спирта) в расчете на душу населения, но с середины 1970-х годов началось существенное увеличение ее потребления. В начале 90-х годов потребление алкогольной продукции на душу населения составило 5,4 литра этилового спирта в год, а к 2008 г. оно возросло в 1,8 раза (10 литров в год).

В настоящее время с учетом домашнего производства суррогатного алкоголя, фактическое потребление в России на душу населения составляет, по мнению специалистов, 18 литров в год. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, стабилизация

численности населения и коренное улучшение демографической ситуации являются стратегическими целями обеспечения национальной безопасности, а алкоголизм назван одной из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения. В решении стратегических задач страны значимость такой социально-демографической общности как молодежь чрезвычайно велика. Эта группа населения является наиболее эффективной в социальном, экономическом и репродуктивном плане. Поэтому исследования, направленные на изучение потерь молодежи от злоупотребления алкоголем приобретают особую актуальность [3,4].

Рис. 1. Динамика острых отравлений этиловым алкоголем (в % от общей смертности)

Была проанализирована база смертности населения г. Иркутска от острых отравлений этиловым алкоголем, а так же различных насильственных и ненасильственных причин на фоне приема этилового алкоголя за период 2000-2011 гг. по данным Иркутского областного бюро судебномедицинской экспертизы. Кроме того, нами была изучена распространенность злоупотребления алкоголем и других вредных привычек среди молодежи города. На протяжении всего исследуемого периода острые отравления этиловым алкоголем в г. Иркутске занимали не последнее место в структуре смертности населения. Данный показатель колебался в пределах 2,41-4,31% в структуре общей смертности (рис. 1). При этом в период 2000-2006 гг. число смертей варьировало в пределах 34434396 случаев в год, а в период 2007-2011 гг. наблюдалось снижение числа смертей до 29353132 случаев в год. В период 2003-2007 гг. отмечалось некоторое снижение доли острых отравлений этанолом (значения показателя составляли 2,412,86%), но к 2010-2011 г. показатель вновь возрос (4,23-3,38%), достигнув уровня 2000 г.

Злоупотребление алкоголем влечет за собой увеличение числа смертей от насильственных причин и сказывается на криминальной обстановке города. Анализ смертельной механической травмы показал, что в течение исследуемого периода показатель находился примерно на одном уровне и составлял около 20% в структуре общей смертности. При этом доля умерших лиц, в крови которых был обнаружен этиловый алкоголь, составляла, в среднем 42,3% от всех случаев смертей в результате механической травмы (рис. 2).

С приемом алкогольных напитков также связаны случаи самоубийств. Свыше половины всех завершенных суицидальных попыток через повешение происходило на фоне приема этилового алкоголя. Доля лиц, умерших в результате сдавления шеи петлей при повешении, в крови которых был обнаружен этанол, в 2000-2011 гг. составляла 51,367,2% от всех случаев. Примечательно, что во всех случаях насильственной смерти, когда в крови умерших был обнаружен этиловый алкоголь, его концентрация, применительно к живым лицам, зачастую соответствовала сильной и тяжелой степеням алкогольного опьянения.

Рис. 2. Доля лиц, умерших от механической травмы на фоне приема этилового алкоголя (в % от всех случаев механической травмы)

Стереотип поведения современной молодежи в отношении употребления алкоголя обусловлен изменением нравственных устоев в обществе, отсутствием либо искажение понятия границы риска в отношении количества и частоты приема алкогольных напитков. Необходимость употребления спиртного стала необходимым атрибутом времяпрепровождения, расширился и спектр поводов и причин пьянства. Результаты исследования показали, что минимальный возраст в группе лиц, умерших от отравления этиловым алкоголем, составлял 16 лет, максимальный - 80 лет. При более детальном анализе данной выборки, было установлено, что лица в возрасте от 16 лет до 35 лет составляют достаточно весомую долю среди умерших от отравления этиловым алкоголем. Число молодых людей в структуре смертности от острых отравлений этанолом составляла, в среднем, около четверти всех случаев смертельных отравлений и существенно не изменялась на протяжении исследуемого периода (рис. 3).

Рис. 3. Соотношение лиц в возрасте 16-35 лет к общему числу умерших от острого отравления этанолом (в %)

При оценке степени распространения и употребления алкоголя среди студенческой молодежи г. Иркутска, обучающихся в высшем учебном заведении города, было установлено, что среди опрошенных (n=265) не употребляют (или крайне редко) алкогольные напитки только 19,2%; употребляют по праздникам - 51,7%; употребляют 1 раз в месяц - 11,4%; несколько раз в месяц -17,7% студентов. Из числа, употребляющих алкогольные напитки, были в состоянии сильного алкогольного опьянения: 1-2 раза – 46,0% студентов, 3-10 раз – 18,8%, более десяти раз – 10,8%, не испытывали данного чувства – 24,4%. Средний возраст начала употребления спиртных напитков составлял 15,7±2,5 лет. В основном мотивами для употребления алкоголя (у 72,6% студентов) служили различные знаменательные события и/или праздники. Для снятия напряжения или повышения настроения выпивали почти 17% студентов. По примеру друзей, в компании, выпивали 5,3%, из-за проблем в личной жизни – 3,1% студентов; 1,9% – иной ответ.

Большинство студенческой молодежи (53,3%) предпочтение при выборе спиртных напитков отдают вину и слабоалкогольным газированным напиткам; 38,3% чаще употребляли пиво; менее 10% – крепкие спиртные напитки. Употребление алкоголя способствует формированию и других вредных привычек, таких как табакокурение и употребление наркотиков. В 20072011 гг. смертность от отравлений наркотическими и лекарственными веществами среди лиц в возрасте 14-30 лет снизилась с 14,6% до 4,1%. Среднее значение данного показателя за прошедшие пять лет составляет 8,5% от смертности лиц в возрасте 14-30 лет.

В ходе исследования не выявлено гендерных различий в распространении вредных привычек, т.е. современные девушки употребляют алкогольные напитки наравне с юношами. Также обращает на себя внимание увеличение преждевременной смертности женщин в результате чрезмерного употребления алкоголя (16,1-31,4% от всех летальных отравлений этиловым алкоголем). Среднее значение данного показателя в период 2000-2011 гг. составляло 23,8%.

Выводы: в г. Иркутске за исследуемый двенадцатилетний период наблюдался рост числа смертей, вызванных острым отравлением этиловым алкоголем, а доля смертей на фоне приема этилового алкоголя в структуре общей смертности остается на высоком уровне. В случаях смертельной механической травмы в крови погибших на момент смерти содержание этанола соответствует сильной и очень сильной степени алкогольного опьянения. Особое беспокойство вызывают высокие показателя смертности лиц молодого возраста от отравления этиловым алкоголем и от других насильственных и ненасильственных причин на фоне приема этилового алкоголя. Вызывает опасение факт раннего употребления спиртных напитков среди студентов, поскольку это способствует развитию «бытового пьянства» и переходу его в алкоголизм, формирование которого в юношеском возрасте может быть даже вследствие приема пива и слабоалкогольных напитков, пользующихся особой популярностью среди опрошенной молодежи. Здоровье будущего поколения, экономическое и демографическое развитие города и Иркутской области в целом зависит от современной молодежи, активно употребляющей спиртные напитки и имеющей другие пагубные привычки.

Список литературы Алкоголь как социально-значимая причина смертности молодежи города Иркутска

  • The World Health Organization. Global status report on alcohol and health. -WHO. Geneva. 2011. 286 p.
  • Немцов, А.В. Алкогольный урон регионов России. -М.: Nalex, 2003. 136 с.
  • Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://fsrar.ru/policy_of_sobriety/koncepcia (дата обращения 19.09.2012 г.)
  • Онищенко, Г.Г. О мерах по снижению масштабов употребления алкоголя как одного из условий формирования здорового образа жизни//Журнал здравоохранения РФ. 2010. № 3. С. 3-9.
Статья научная