Алкогольная полиневропатия
Автор: Белоглазов Дмитрий Николаевич, Лим Владимир Григорьевич, Свистунов Андрей Алексеевич
Журнал: Саратовский научно-медицинский журнал @ssmj
Рубрика: Неврология
Статья в выпуске: 1 т.6, 2010 года.
Бесплатный доступ
Алкогольная полиневропатия является одной из актуальнейших проблем здравоохранения не только в России, но и во всем мире. Обсуждаются вопросы патогенеза, клиники, диагностики, лечения алкогольной полиневропатии
Алкогольная полиневропатия, диагностика, лечение, патогенез
Короткий адрес: https://sciup.org/14917023
IDR: 14917023
Текст научной статьи Алкогольная полиневропатия
-
1Од ной из нерешенных проблем для современного здравоохранения остается алкогольная зависимость (АЗ). Наиболее постоянным и часто встречающимся поражением нервной системы при АЗ является полиневропатия [1, 2]. В литературе имеются данные, что от 9 до 76% случаев у пациентов, страдающих АЗ более 5 лет, развивается алкогольная полиневропатия (АП) [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13]. У женщин, страдающих АЗ, полиневропатия развивается чаще, чем у мужчин [9]. Однако бессимптомные формы АП, диагностированные в результате электронейромио-графического (ЭНМГ) исследования, выявляются у 97-100% больных, хронически злоупотребляющих алкоголем [7, 10, 14]. В связи с этим некоторые авторы рассматривают АП не как осложнение, а как один из симптомов алкоголизма [2, 14, 15]. Среди всех по-
1 Ответственный автор — Белоглазов Дмитрий Николаевич 410007, г.Саратов, ул. Е.И. Пугачева, д.1, кв.31,
Тел.:. 8-917-215-31-39,
линевропатий АП составляет 36% [3, 4]. АП относится к первичным аксонопатиям, но по мере прогрессирования заболевания развивается также сегментарная демиелинизация. Включение аутоиммунных и других механизмов, связанных с реактивностью организма, объясняет ряд клинических особенностей, в частности, нередкое начало заболевания после инфекций, охлаждения и других провоцирующих факторов [3, 4, 11, 16, 17].
Обсуждаются два возможных патогенетических механизма развития АП: прямое токсическое действие этанола, его метаболитов и недостаточное питание с дефицитом тиамина (витамина В1), а также других витаминов группы В, включая фолиевую кислоту [6, 7, 18, 19]. Кроме того, для утилизации алкоголя требуется большое количество тиамина, что увеличивает последствия недостаточного его поступления в организм с пищей [20]. Условием развития тяжелых форм АП некоторые авторы связывают с повышенной уязвимостью нервной ткани, вследствие наследственной предрасположенности [3, 4, 11, 16, 17]. Одной из причин отмеченной уязвимости является высокая чувствительность нейронов к метаболическим нарушениям, в том числе к дефициту тиамина [21, 22]. Гиповитаминоз тиамина у больных АЗ обусловлен следующими факторами: недостаточным поступлением с пищей; уменьшением всасывания тиамина в тонком кишечнике; угнетением процессов фосфорилирования и нарушением превращения тиамина в тиамина пирофосфат (ТПФ). ТПФ является коферментом ряда биохимических реакций. Недостаточное образование ТПФ приводит к снижению активности ТПФ-зависимых ферментов: пируватдегидрогеназы (ПДГ), α-кетоглутаратдегирогеназы (α-КГДГ) и транскетолазы (ТК). Данные ферменты участвуют в катаболизме углеводов; биосинтезе ряда составных элементов клетки; продукции составляющей для защиты от оксидантного стресса; синтезе пентоз, являющихся предшественниками нуклеиновых кислот [7, 22]. Инфекционные болезни, анемии, кровотечения (как правило, обусловленные поражением желудочно-кишечного тракта) и другие заболевания, развивающиеся у больных АЗ, повышают энергетические потребности организма; усугубляют проблему алиментарного дефицита витаминов группы В (тиамина, пиридоксина, цианокобаламина), никотиновой, аскорбиновой кислоты; снижают в крови уровень ряда электролитов (в первую очередь магния и калия); развивают белковую недостаточность [20].
Прямое токсическое действие этанола и его метаболитов, в частности, ацетальдегида на нервную систему осуществляется путем индуцирования глутаматной нейротоксичности. Повышается активность возбуждающих аминокислот, в первую очередь глутамата [6, 7, 23, 24]. Токсическое действие алкоголя подтверждается исследованиями, в которых показана прямая связь между количеством принимаемого этанола и тяжестью полиневропатии [7, 25]. Хроническое употребление алкоголя снижает высвобождение β -эндорфинов из нейронов гипоталамуса и де-сенситизирует β -эндорфиновый ответ на этанол. При хронической алкогольной интоксикации взаимодействие этанола и специфических нейрональных белков мембраны приводит к увеличению концентрации протеинкиназы С (ПКС) [7, 26, 27]. ПКС активирует не только первичные афферентные нейроны, но и увеличивает их возбудимость, происходит повышение чувствительности периферических окончаний А- и С-афферентов к действию повреждающих стимулов и усиление афферентного ноцицептивного потока [7]. Отмена этанола (абстиненция) увеличивает активность NMDA-рецепторов с развитием нейрональной гипервозбудимости. Взаимодействие этанола и глутаматергической системы лежит в основе развития толерантности к алкоголю и синдромов отмены [27, 28]. Усиление болевых ощущений, описываемое у некоторых пациентов в период отмены алкоголя, обусловлено этим же механизмом повышения глута-матергической активности [7].
Важная роль в алкогольном поражении периферической нервной системы отводится избыточному образованию свободных кислородных радикалов (СКР) и последующему формированию оксидантного стресса. СКР нарушают деятельность клеточных структур, в первую очередь эндотелия, вызывая эн-доневральную гипоксию и приводя к развитию АП. К основным факторам, способствующим развитию оксидантного стресса при хроническом алкоголизме, относится: изменение соотношения НАД+/НАДН в результате метаболизма алкоголя. Алкоголь при попадании в организм при воздействии фермента алкогольдегидрогеназы вначале превращается в токсичную и высокореактивную молекулу ацетальдегида. Далее фермент альдегиддегидрогеназа превращает ацетальдегид в ацетат. Каждая из реакций ведет к формированию НАДН. Это повышает активность и создает первичный субстрат для дыхательной цепи, ведет к усилению утилизации О2 и формированию СКР. Прямое взаимодействие ацетальдегида, образовавшегося при метаболизме алкоголя с протеинами и липидами, может привести к образованию свободных радикалов и повреждению клетки [29].
Клинические проявления АП характеризуются многообразными неприятными ощущениями, которые возникают, как правило, после употребления алкоголя и действия экзогенных факторов — инфекций, переохлаждения, соматических заболеваний. В клинической практике наиболее часто встречаются сенсорная, моторная и смешанная формы АП [6, 7, 9].
Сенсорная форма полиневропатий характеризуется болью в дистальных отделах конечностей (чаще нижних), судорогами икроножных мышц, появлением ощущения зябкости, чувства онемения, жжения в области кистей и стоп, болезненности по ходу крупных нервных стволов. Наблюдается гиперестезия или снижение болевой и температурной чувствительности в области ладоней и стоп по типу перчаток и носков, возможны диссоциированные расстройства чувствительности. Сенсорные нарушения обычно сочетаются с вегетативно-сосудистыми: гипергидрозом, акроцианозом, мраморностью и синюшностью кожи ладоней и стоп. У некоторых больных появляется ощущение «ползания» по телу мурашек. Возможно угнетение сухожильных и периостальных рефлексов, наиболее часто — ахилловых [7, 9, 15, 18].
Для двигательной формы АП характерно развитие периферических парезов различной степени выраженности, которые сочетаются с незначительными сенсорными нарушениями. Чаще поражаются нижние конечности. Характерно преимущественное поражение большеберцового и малоберцового нерва с возникновением вялых парезов. При поражении большеберцового нерва нарушается подошвенное сгибание стоп и пальцев, вращение стопы внутрь, невозможна ходьба на носках. Поражение малоберцового нерва характеризуется нарушением функции разгибателей стопы пальцев. Стопа свисает и подворачивается внутрь, больные при ходьбе высоко поднимают ноги, чтобы не задевать пальцами пол. Определяются также мышечная гипотония и атрофия мышц голеней и стоп: мышцы голени становятся дряблыми, объем пассивных движений голеностопных суставов увеличивается. Наиболее часто выражена мышечная атрофия в области голеней и стоп. Это проявляется западением межкостных промежутков — «когтистая стопа», иногда атрофия распространяется и на мышцы бедра. Ахилловы рефлексы выпадают или снижены, коленные — нередко повышены с расширенной рефлексогенной зоной [6, 7, 9, 30].
Смешанная форма АП характеризуется сочетанием двигательных и сенсорных нарушений. Двигательные нарушения проявляются вялыми парезами, параличом дистальных отделов конечностей, стоп, кистей; нарушение чувствительности — болью или парестезиями по ходу крупных нервных стволов, гиперестезией или гипестезией в пораженных участках. Поражаются верхние и нижние конечности. При поражении нижних конечностей распределение паре- зов такое же, как и при двигательной форме полиневропатий. При поражении верхних конечностей в патологический процесс вовлекаются преимущественно разгибатели. Возможно также поражение сгибателей и мелких мышц кисти. Появляются мышечная гипотония, атрофия мышц кистей и предплечий, увеличивается объем пассивных движений в лучезапястных суставах, снижаются и выпадают глубокие рефлексы [7, 9, 30, 33].
Наиболее распространенной клинической формой поражения периферической нервной системы при АЗ является хроническая АП, для которой характерно медленно прогрессирующее поражение чувствительных, двигательных и вегетативных нервных волокон. Наряду с хронической АП, отмечается также полиневропатия с острым и подострым развитием заболевания [5, 6, 15, 20].
Основным методом диагностики АП является ЭНМГ. При данном обследовании у больных с различными вариантами АП преимущественно выявляются признаки характерные для аксонопатии. Амплитуда М-ответа и потенциалов действия сенсорных волокон снижена преимущественно с ног. При тиамин-дефицитной полиневропатии наблюдается более выраженное снижение амплитуды М-ответа, чем при токсической полиневропатии. Возможно легкое или умеренное замедление скорости проведения нервного импульса по моторным и сенсорным волокнам. Увеличение дистальной латенции может отражать вторичную демиелинизацию [2, 9].
В пользу алкогольного генеза полиневропатии могут свидетельствовать другие проявления алкогольного поражения нервной системы, например, кор-саковский амнестический синдром, мозжечковая дегенерация, а также системные проявления (изменения кожи, признаки нарушения функции печени, увеличение уровня гамма-глютамилтранспептидазы) [9].
Главными факторами успешной терапии АП являются, своевременная доклиническая диагностика и раннее начало лечения, а также отказ от алкоголя и полноценное сбалансированное питание. Патогенетически обоснованным лечением АП является восполнение дефицита витаминов, устранение токсического эффекта алкоголя. Приоритетным считается парентеральное введение тиамина, а также других витаминов группы В, витамина А, аскорбиновой, пантотеновой, фолиевой кислоты, биотина [14, 19]. Известно применение в терапии больных АП берлитиона 300 ораль и берлитона 300 ед. [17]. В работе [30] показана высокая эффективность бен-фогаммы в отношении чувствительных и двигательных расстройств при АП. Важная роль отводится проведению дезинтоксикационной терапии, улучшению периферической гемодинамики. Сочетание АП с токсическим поражением печени требует применения гепатопротекторов. Хороший клинический эффект демонстрируют препараты нуклеотидов и церебральные ганглиозиды, которые улучшают возбудимость нервных волокон и облегчают процессы реиннервации [31]. Антиоксидантная терапия рассматривается как один из возможных путей лечения токсических эффектов алкоголя на нервную систему. Симптоматическая терапия в основном направлена на коррекцию болевого синдрома и вегетативных расстройств. При болевом синдроме эффективно назначение нестероидных противовоспалительных препаратов и других анальгетиков, антидепрессантов, антиэпилептических препаратов [9]. Стойкие чувствительные и двигательные расстройства тре- буют применения антихолинэстеразных препаратов и широкого использования физиотерапевтических методов воздействия [32].
Разработка эффективных методов лечения АП, без выраженных побочных явлений, сочетающих в себе как местные, так и общие лечебные эффекты, реализующихся на уровне целостного организма, является актуальной клинической задачей, так как 64% больных АЗ становятся ограниченно трудоспособными или нетрудоспособными [30, 33].
Заключение.
-
1. Алкогольная полиневропатия может быть вызвана исключительно прямым токсическим действием алкоголя и его метаболитов, однако на клиническую картину часто влияет сопутствующий дефицит тиамина;
-
2. Алкогольная полиневропатия относится к алиментарно-токсическим полиневропатиям и современное лечение данной патологии должно учитывать механизмы патогенеза заболевания, а также особенности действия лекарственных препаратов.
Список литературы Алкогольная полиневропатия
- Ходулев, В.И. Реабилитация больных и инвалидов неврологического профиля: Материалы семинара/В.И. Ходулев, Г.И. Овсянкина, С.В. Марченко. -Минск. -1998. -С. 70-71.
- Ходулев, В.И. Электронейромиографическая характеристика алкогольной полиневропатии/В.И. Ходулев, Н.И. Нечипуренко, С.В. Марченко//Журн. неврол. и психиатр. -1999. -№ 12. -С. 47-49.
- Анисимова, Е.И. Эффективность бенфотиамина в терапии алкогольной полиневропатии/Е.И. Анисимова, А.Б. Данилов//Журн. неврол. и психиатр. -2001. -№ 12. -С. 32-36.
- Анисимова, Е.И. Клинико-физиологический анализ болевого синдрома при полиневропатиях: Автореф. дис.... канд. мед. наук/Е.И. Анисимова. -М., 2002.
- Острая алкогольной полиневропатия/И.А. Строков, В.В. Алексеев, И.В. Айзенберг, А.В. Володина//Неврол. журн. -2004. -Т. 9. -№ 1. -С. 45-50.
- Острая и подострая полиневропатия на фоне хронического алкоголизма и дефицита тиамина/О.И. Ангельчева, Н.Н. Яхно, О.Е. Зиновьева и др.//Неврол. журн. -2005. -№ 6. -С. 12-17.
- Ангельчева, О.И. Алкогольной полиневропатия/О.И. Ангельчева//Неврол. журн. -2006. -№ 1. -С. 51-55.
- Скоромец, А.А. Нервные болезни: Учебн. пособие/A.А. Скоромец, А.П. Скоромец, Т.А. Скоромец. -Изд. 2-е, перераб. и доп. -М.: МЕДпресс-информ, 2007. -552 с.: ил.
- Левин, О.С. Полиневропатии: Клиническое руководство/О.С. Левин. -М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. -496 с.
- Dyck, P. J. Peripherial neuropathy/P.J. Dyck, P.K. Thomson//W.B. Saunders Company. -1984. -Vol. I-II. -P. 1912-1931.
- Alcoholism. Clinical med./A. Adams, E.L. Goldberg, H.I. Green et al. -2 ed. St. Louis: Mosby, 1996. -P. 747-752.
- Beghi, E. Аlcoholic polyneuropathy/E. Beghi, ML.J. Mon-ticelli//Clin. Epidemiol. -1998. -Vol. 51. -P. 697-702.
- Peripheral neuropathy in chronic alcoholism/T. Wetter-ling, C. Veltrup, M. Driessen, U. John//АЫПЮ! and Alcoholism. -1999. -Vol. 34. -P. 330-336.
- Астапенко, А.В. Клинико-экспериментальное обоснование применения некоторых вазоактивных препаратов и гипербарической оксигенации при алкогольной полиневропатии: Дис.. канд. мед. наук/А.В. Астапенко. -Минск, 1991.
- Паникарский, В.Г. Алкогольная полиневропатия/B. Г. Паникарский, М.Г. Беро//Врачебное дело. -1988. -№ 6.-C. 100-102.
- Шабанов, П.Д. Биология алкоголизма/П.Д. Шабанов, С.Ю. Калишевич. -СПб.: Лань. -1998. -С. 265.
- Возможности и перспективы применения берлитиона для лечения алкогольной полиневропатии/Е.А. Ковражкина, Н.Ю. Айриан, Г.В. Серкин и др.//Журн. неврол. и психиатр. -2004. -№ 2. -С. 33-37.
- Ярош, А.А. Алкогольной полиневропатия/А.А. Ярош, Т.И. Ильяш. -Киев: Здоровье. -1986. -С. 4-34.
- 19. Brust, J. Alcoholism / J. Brust // Merrits textbook of neurology. - 9th ed. // edt. Rowland L. - 1995. - P. 967-977.
- Аlcoholic polyneuropathy: a clinical and epidemiological study/G. Vittadini, M. Buonocore, G. Colli et al.//Alcohol and Alcoholism. -2001. -Vol. 36. -№ 5. -P. 393-400.
- Аlcoholic polyneuropathy is clinicopathologically distinct from thiamine-deficiency neuropathy/H. Koike, M. lijima, M. Sugiura et al.//Ann. Neurol. -2003. -Vol. 54. -№ 1. -P. 19-29.
- Pathogenesis of alcoholic neuropathy/P. Kucera, M. Balaz, P. Varsik, E. Kurca//Bratisl. Lek. Listy. -2002. -Vol.103. -№ 1. -Р. 26-29.
- Ethanol-induced apoptotic neurodegeneration and fetal alcohol syndrome/C. Ikonomidou, P. Bittigau, M.I. Ishimaru et al.//Science. -2000. -Vol. 287. -№ 5455. -P. 947-948.
- Ethanol-induced apoptotic neurodegeneration in the developing brain/J.W. Olney, M.I. Ishimaru, P. Bittigau, C. Ikonomidou//Apoptosis. -2000. -Vol. 5. -№ 6. -P. 515-521.
- Autonomic and peripheral neuropathies in patients with chronic alcoholism/R. Monforte, R. Estruch, J. Valls-Sole et al.//Arch. Neurol. -1995. -Vol. 52. -№ 1. -P. 45-51.
- Macdonald, R. Ethanol, aminobutyrate type A receptors, and protein kinase C phosphorylation/R. Macdonald//Proc. Natl. Acad. Sci. USA. -1995. -Vol. 92. -P. 3633-3635.
- Protein kinase C mediates up-regulation of N-type calcium channels by ethanol/T. McMahon, R. Andersen, P. Metten et al.//Mol. Fharmacol. -2000. -Vol. 57. -P. 53-58.
- Role of protein kinase C in control of ethanol-modulated p-endorphin release from hypothalamic neurons in primary cultures/De Alok, Nadka Boyadjieva, S. Sarkar Dipak//J. Pharmacol. Exp. Ther. -2002. -Vol. 301. -P. 119-128.
- Лим, В.Г. Токсикология и иммунотоксические свойства спиртов и хлорированных углеводородов: клиника, профилактика отравлений, лечение/В.Г. Лим, П.Ф. Забродский: Учеб. пособие. -Саратов: Издательство Саратовского медицинского университета, 2008. -С. 76.
- Применение препарата бенфогаммы для лечения алкогольной полиневропатии/О.И. Ангельчева, О.Е. Зиновьева, Г.Г. Торопина, Е.А. Дубанова//Неврол. журн. -2005. -№ 4. -С. 33-37.
- Тиоктацид в лечении алкогольной полиневропатии/И.А. Скляр, О.И. Воробьева, Р.Б. Шаряпова, Р.К. Садеков//Лечение нервных болезней. -2001. -№2. -С. 39-41.
- Электронейромиографическое исследование алкогольных полиневропатий и возможности применения анти-холинэстеразных препаратов/Г.Н. Авакян, А.В. Соловов, С.В. Матыцина и др.//Журн. неврол. и психиатр. -1990. -№ 3. -С. 44-49.
- Пальчик, А.Б. Об исходах алкогольной полиневропатии/А.Б. Пальчик//Вопр. наркол. -1990. -№ 1. -С. 30-33.