Алкогольное поведение и темперамент при посттравматических стрессах в юношеском возрасте
Автор: Азарных Т.Д.
Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws
Рубрика: Психиатрия. Психология. Неврология
Статья в выпуске: 3 (46) т.9, 2013 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140221008
IDR: 140221008
Текст статьи Алкогольное поведение и темперамент при посттравматических стрессах в юношеском возрасте
Воронежский ГУИТ, г. Воронеж, Россия
Целью исследования являлось изучение взаимосвязи между типом темперамента и алкогольным поведением при посттравматических стрессах (ПС).
Материал и метоы. Исследования проведены на студентах высших учебных заведений г. Воронежа инженерных специальностей в возрасте 18-20 лет (n=660). Наличие ПС определялось по Миссисипской шкале, гражданский вариант(MS) и шкале оценки влияния травматических событий (IES-R) [5], выраженность алкогольного поведения – по дополнительным (СМИЛ, модифицированный MMPI) шкалам алкоголизма (AL) и патологического влечения к алкоголю (ALM), адаптированных на российской выборке [4]. Во всех случаях после стрессового события прошло не менее полугода. Темперамент определялся через опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ФДСИ) [3]. При статистической обработке был проведен факторный анализ по методу главных компонент, в котором в качестве переменных выступали параметры ФДСИ и шкалы алкоголизма (программа SPSS, версия 13).
Результаты и обсуждение. Факторный анализ показывает, что в случае со шкалой алкоголизма AL извлеченные четыре фактора из общей матрицы интеркорреляций охватывают 69,0% общей дисперсии матрицы у девушек и 70,7% у юношей. Независимо от пола шкала алкоголизма AL входит в первый фактор (охватывающий 33,1% и 32,6% дисперсии у девушек и юношей соответственно) вместе с параметрами эмоциональности во всех трех сферах психомоторной ЭМ, интеллектуальной ЭИ, коммуникативной ЭК. Это значит, что независимо от пола выраженность алкогольного поведения при ПС растет одновременно с увеличением эмоциональности. Поскольку эмоциональность в психомоторной и интеллектуальной сферах в исследованном возрастном диапазоне имеет генетическую компоненту [2], то можно говорить о генетических группах риска по развитию алкогольной зависимости, имеющей атарактическую мотивацию, при ПС. Иначе говоря, этот генетический риск выше независимо от пола у холериков и меланхоликов в психомоторной и интеллектуальной сферах.
В случае со шкалой патологического влечения к алкоголю ALM извлеченные четыре фактора из общей матрицы интеркорреляций охватывают 67,1% общей дисперсии матрицы у девушек и 68,7% у юношей. Шкала ALM при ПС как у девушек, так и у юношей входит с отрицательным знаком в четвертый фактор (охватывающий 9,1% и 9,6% дисперсии у девушек и юношей соответственно) вместе с параметрами психомоторной сферы эргичностью ЭРМ, пластичностью ПМ, а также скоростью СМ, поделенной с первым фактором. Это значит, что независимо от пола выраженность патологического влечения к алкоголю тем выше, чем ниже уровень активности в психомоторной сфере. Учитывая генетический компонент в уровне развития психомоторной сферы по всем ее параметрам, можно сделать вывод о том, что генетической группой риска по развитию патологического влечения к алкоголю будут являться девушки и юноши с низкой психомоторной активностью. Вместе с тем доля наследования всех параметров ФДСИ составляет только 50%, поэтому возможно ситуативное влияние на параметры ФДСИ. В свете полученных данных можно сделать вывод о том, что существует высокая доля вероятности развития патологического влечения к алкоголю среди исследованной возрастной группы с ПС, связанная в нашей стране с ее детством, когда не было возможности целенаправленного развития физической активности, был закрыт свободный доступ к стадионам, ликвидированы некоммерческие спортивные секции. Ситуация усугубляется «всеобщей компьютеризацией этой возрастной группы.
Между шкалами алкоголизма только у девушек установлена положительная корреляционная связь (r P =0,32, p=0,000). Это значит, что употребление алкоголя, начавшееся независимо от пола с целью купирования негативного эмоционального состояния, у девушек с большей долей вероятности приведет к формированию патологического влечения к алкоголю, чем у юношей. Иначе говоря, при нормализации эмоционального состояния (например, после проработки ПС) девушкам прекратить употребление алкоголя труднее, чем юношам, т.е. по своим последствиям ПС являются более злокачественными в плане развития алкогольной зависимости у девушек, чем у юношей.
Таким образом, алкогольное поведение при ПС в возрасте 18-20 лет имеет связь с темпераментом. Наиболее тесная связь независимо от пола по шкале алкоголизма AL установлена с параметрами эмоциональности во всех трех сферах психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной, а по шкале патологического влечения к алкоголю ALM – с параметрами активности психомоторной сферы: эргичностью, пластичностью и скоростью. Полученные данные совпадают с литературными, в которых установлено наличие генетической компоненты на уровне биохимических признаков в развитии алкогольной зависимости [1].
Список литературы Алкогольное поведение и темперамент при посттравматических стрессах в юношеском возрасте
- Анохина И.П. Биологические механизмы предрасположенности к зависимости от психоактивных веществ//Психиатрия и психофармакотерапия. -2007. -Том 9, № 1.,с.10-14
- Корниенко Д.С. Генетические и средовые факторы в свойствах формально-динамического уровня интегральной индивидуальности//Психологический журнал. -2010. -№ 2. -C. 79-86.
- Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. М.: Институт психологии РАН. -2012.
- Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. -СПб: Речь, 2003.
- Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В. и др. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. -М.: Когито-Центр, 2007.