Аллегория Азии: формирование образа мусульманского Востока в русском искусстве первой половины XVIII века

Автор: Горбунова Анастасия Александровна

Журнал: Культурное наследие России @kultnasledie

Рубрика: Искусство, образование, наука

Статья в выпуске: 1, 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается ряд аллегорических изображений Азии, созданных в России в первой половине XVIII века. Представляется, что они внесли вклад в формирование художественного образа мусульманского Востока в русском искусстве. Выявляются изобразительные источники этих аллегорий, исследуется их иконография, определяются основные восточные формы и мотивы, вошедшие в художественный обиход отечественных мастеров и неизменно отождествляемые с мусульманским миром.

Русское искусство xviii века, мусульманский восток, восточные мотивы, аллегории четырех континентов, аллегория азии, персонификации, иконография

Короткий адрес: https://sciup.org/170174212

IDR: 170174212   |   DOI: 10.34685/HI.2020.28.1.011

Список литературы Аллегория Азии: формирование образа мусульманского Востока в русском искусстве первой половины XVIII века

  • Ripa Cesare. Iconologia overo Descrittione di diverse-imagini cavate dall' antichita, et di propria inventione, trovate, et dichiarate da Cesare Ripa Perugino. Roma: appresso Lepido Faeij, 1603. S23 p.
  • Алимова Л. Б. Шпалерные мануфактуры в России в XVIII - второй трети XIX в. М.: ФЛИНТА, 2017. 163 с.
  • Анциферов Н. П. Душа Петербурга. Петербург: Изд-во «Брокгауз-Ефрон», 1922. 227 с.
  • Борзин Б. Ф. Росписи петровского времени. Л.: Художник РСФСР, 1986. 206 с.
  • Гюбнер Иоганн. Земноводнаго круга краткое описание. Из старыя и новыя географии по вопросам и ответам чрез Ягана Гибнера собра-ное, и на немецком диалекте в Леипцике напечатано, а ныне повелением великаго государя царя и великаго князя Петра Перваго всероссиискаго императора при наследственном благороднеи-шем государе царевиче Петре Петровиче на рос-сииском. М., 1719. 426 с.
  • Евангулова О. С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII в. Проблемы становления художественных принципов Нового времени. М.: Изд-во Московского университета, 1987. 294 с.
  • Иконология, объясненная лицами; или Полное собрание аллегорий, емблем, и пр.: Сочинение полезное для Рисовщиков, Живописцов, Граверов, Скулпторов, Стихотворцев, ученых людей, а особливо для воспитания юношества. М.: В Губернской типографии у А. Решетникова. У книгопродавцев Куртенера и Компании, 1803. Т.2. 75 с.
  • Лакомб де Презель Оноре. Иконологический лексикон, или Руководство к познанию живописна-го и резнаго художеств, медалей, эстампов и проч. с описанием, взятым из разных древних и новых стихотворцев / С французскаго переведен академии наук переводчиком Иваном Акимовым. СПб.: При Императорской Академии наук, 1763. 344 с.
  • Описание дворца Алексея Михайловича в селе Коломенском / Сост. пом. дир. Моск. оружейн. палаты Н. Чаев. М.: Университетская типография (Катков и К°), 1869. 39 с.
  • Холл Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Пер. с англ. и вступ. ст. А. Май-капара. М.: Крон-Пресс, 1997. 653 с.
  • Чамина Н. Ю. Чезаре Рипа. «Иконология». В поисках универсального языка культур // Науки о языке и тексте в Европе XIV-XVI веков. М.: Изд. дом «Дело», 2015. С. 524-542.
  • Штелин Я. Я. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. Т.1. М.: Искусство. 1990. 445 с.
Еще
Статья научная