Американская историческая школа "Новая левая" и проблемы оценки имперской политики США
Автор: Чилдинов Ч.
Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 4 (46), 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается проблемы объективного освещения внешней политики США в американской историографии. Роль американской исторической школы «новая левая» в развитии американской историографии.
Американская историческая школа "новая левая", внешняя политика сша, объективизм и тенденциозность
Короткий адрес: https://sciup.org/140274472
IDR: 140274472
Текст научной статьи Американская историческая школа "Новая левая" и проблемы оценки имперской политики США
AMERICAN HISTORICAL SCHOOL «NEW LEFT» AND
PROBLEMS OF ASSESSMENT US IMPERIAL POLICY
Childinov Ch., 2nd year undergraduate student
IF Dagestan State University
Annotation: the article deals with the problems of objective coverage of US foreign policy in American historiography. The role of the American historical school «New Left» in the development of American historiography.
В исторической науке одним из сложных направлений является изучение историографии проблемы, предполагающее очень глубокое и всесторонне исследование не только самого вопроса, но и проблем подхода и оценок рассматриваемой проблемы. Ярким примером является изучение вопроса историографических оценок внешней политики США, так он полон противоречий и субъективизма. Многие зарубежные исследователи предпочитают уйти от справедливых оценок экспансионистской политики США в латиноамериканском регионе.
Когда сами американские историки начинают говорить об истории имперской политики США, то обычно происходит заметное снижение объективных суждений политического и социально-экономического развития, культурологического состояния других стран. Такой подход североамериканских историков усилилось в ХХ в. когда США стали открыто проводить агрессивную латиноамериканскую политику. Эта заметная связь оправдания американской имперской политики как категории анализа вседозволенности американской внешней политики власти является одним из ярких особенностей историографической школы США. Когда дело доходит до имперской истории Вашингтона то странным образом застилается пелена перед глазами большинства американских исследователей.1
И все же термин имперская политика давно используется в работе некоторых американских исследователей в вопросах определения места и роли США в истории международных отношениях в XX-XXI вв. Например, историческая школа США т.н. «новая левая» в вопросах оценок роли и места Вашингтона в развитии мировой политики, резко критикует стремление оправдать американские агрессивные действия на мировой арене и оценивает внешнюю политику Соединенных Штатов как имперскую, определяемых прежде всего целью установления глобального контроля над экспортными рынками в мире.
В числе таких работ, труды Берда С. «An economic interpretation of the Constitution of the United States» (New York, 1913), Бемиса С. The Latin American policy of the United States (New York, 1943), Фредерика Купера «Frederick Cooper, Colonialism in Question: Theory, Knowledge, History» (Berkeley, Calif., 2005); Фредерика Купера и Энни Лауры Столер, «Tensions of Empire: Colonial Cultures in a Bourgeois Word» (Berkeley, Calif., 1997), Антуаннеты Буртон «After the Imperial Turn: Thinking With and Through the Nation» (Durham, N.C., 2003), Г. Пракаш «After Colonialism: Imperial Histories and Postcolonial Displacements» (Princeton, N.J., 1995), Х. Мюнкера «Empires: The Logic of World Domination from Ancient Rome to The United States» (Malden, Mass., 2007) и др.1
Так, Пауль Кремер прямо указывает что «…использование термина «империя» является необходимым инструментом для понимания мировой политики Соединенных Штатов, как в оценках перспектив, так и ограничительных рамок понимания характера внешней политики. К нему лучше всего подходить прагматично: так обычно дискуссии, как правило, сосредоточены на вопросах семантики — что такое «имперский», — мы же должны вместо этого подчеркнуть, что он делает, какие виды анализа он позволяет и исключает в понимании внешней политики».2 Эти последователи так называемой «новой левой» школы подчеркивают важность понимания, что имперская власть поощряет и порождает различия между народами, которые придают форму ее вертикальной градации суверенитета. Не зря понятия раса и пол являются одними из наиболее хорошо используемых аналитических категорий, когда дело доходит до империи; процесс создания и защиты имперских проектов предусматривал и предусматривает привлечение и преобразование таких представлений о физической или культурной, этнополитической сущности, или сути женского и мужского начала.
Кроме того, Пауль Кремер уточняет, что «…самое главное, что принятие термина «империя» облегчает расспросы по трем ключевым историческим темам: то, как власть пребывает и действует через международные связи; как происходит взаимная и неравномерная трансформация обществ через эти связи; и даются сравнения между крупномасштабными системами власти и их историями».1 Как видим, сторонник этой научной школы «новая левая» Пауль Кремер стремится достаточно глубоко разобраться в вопросах внешней политики США и определяет ее как имперской.
В понятийном пространстве, составленным новыми левыми в определении внешней политики западных стран и в частности США, был сформирован как противовес идей неолиберализма. И надо отдать должное американским ученым из школы «новой левой», которые смогли на фоне идеологии превосходства западной цивилизации и принципа невмешательства в развитие мировой экономической интеграции и теории модернизма, смогли увидеть рождение «глобализированного» мира как неизбежно аполитичного, лишенного национального суверенитета. По их мнению, единственными препятствиями на этом пути становятся сами национальные государства, которые, оказываются как бы загнанными в антагонистическом соревновании с мировым сообществом. Они сопоставили идеологию американской исключительности с идеей глобализации, когда национальные государства должны стать по сути аморфными образованиями. Именно в этом они видят главные противоречия в пропагандируемых тезисах неолибералов во внутренней и внешней политике.2
Американские исследователи из научной школы «новая левая» приходят к выводу, что имперский язык является языком силы в мировой по- литике состоящего из насилия и принуждения, разрушения принципов
национального суверенитета и национальной идентичности.
Таким образом, несмотря на то, что в подавляющем большинстве американские ученые стремятся найти идеологическое оправдание внешней политики США проводимой в XIX-XX вв. среди них были и есть исследователи, которые ставят своей задачей всестороннее и глубокое изучение политики Вашингтона на мировой арене. Сторонники научной школы «новая левая» пытаются быть не только объективными в оценке внешнеполитических действий США, но и теоретически определить и обосновать основной понятийный аппарат рассматриваемой проблемы, без чего невозможно глубокое осмысление самой сути внешней политики США и формирование прогноза неизбежных последствий экспансионистской политики Вашингтона как для самих Соединенных Штатов, так и для всей планеты.
Список литературы Американская историческая школа "Новая левая" и проблемы оценки имперской политики США
- Beard C. A. An economic interpretation of the Constitution of the United States. New York, 1913;
- Bemis S. F. The Latin American policy of the United States. New York, 1943;
- Boorstin D. J. The Americans, the colonial experience. New York, 1958
- Frederick Cooper, Colonialism in Question: Theory, Knowledge, History. Berkeley, Calif., 2005;
- Prakash G. After Colonialism: Imperial Histories and Postcolonial Displacements. Princeton, N.J., 1995;
- Paul A. Kramer. Power and Connection: Imperial Histories of the United States in the World // The American Historical Review, Volume 116, Issue 5, 1 December 2011. S. 1349.
- Jack P. Greene. Colonial History and National History: Reflections on a Continuing Problem // William and Mary Quarterly. 2007. №2.
- Münker X.Empires: The Logic of World Domination from Ancient Rome to The United States. Malden, Mass., 2007.