Анализ человеческих ресурсов в исследованиях и разработках в России и мировых регионах

Бесплатный доступ

Данное исследование направлено на анализ моделей человеческих ресурсов, заня- тых в исследованиях и разработках. Специально рассматриваются человеческие ре- сурсы, занятые в исследованиях и разработках (ИиР) институциональных секторов, а также уровень финансирования персонала и его структура на российском и миро- вом уровне. Сопоставление взаимодействия между институциональными секторами в России и в мировых регионах позволяет выявить достоинства и недостатки россий- ской системы производства новых знаний.

Короткий адрес: https://sciup.org/142185756

IDR: 142185756

Текст научной статьи Анализ человеческих ресурсов в исследованиях и разработках в России и мировых регионах

Одним из ключевых факторов, влияющих на производство новых знаний, являются человеческие ресурсы, их квалификация. Отображением состояния «входов» системы производства новых знаний служит численность, структура и квалификация и уровень финансирования персонала, занятого в исследованиях и разработках.

Исследование человеческих ресурсов в области исследований и разработок (ИиР) проводится для мира в целом и для ряда мировых регионов. В качестве последних принимаются:

  •    Северная Америка,

  •    Западная Европа,

  •    Восточная Европа,

  •    Россия,

  •    Юго-Восточная Азия,

  •    Китай,

  •    Тихоокеанский регион.

В Североамериканский регион входят два лидера экономического развития: Канада и США, а также Мексика. Западная Европа представлена 15 наиболее развитыми странами Евросоюза («со стажем»). Восточная Европа рассматривается как совокупность постсоциалистических стран. Как будет показано ниже, их характеристики человеческих ресурсов в исследованиях и разработках имеют много общих черт с Россией. Что же касается стран Юго-Восточной Азии, то они разделены на две группы. В первую отнесены страны нового индустриального развития [1], так называемые «тигры» (Сингапур, Южная Корея, Тайвань), а во вторую — быстро догоняющие их «тигрята» (Малайзия, Таиланд, Индонезия, Индия).

Исследование структуры персонала, занятого в ИиР, позволяет сравнить российскую систему и общемировую. Хотя общемировой уровень формируется в результате усреднения подчас неоднородных показателей, в то же время сравнение с ним позволяет выявить существенные недостатки российской структуры.

Все статистические показатели, рассматриваемые в статье, усредняются в период с 2004 по 2006 года.

  • I.    Анализ численности персонала, занятого в исследованиях и разработках

Наибольшая численность занятых в исследованиях и разработках, приходящихся на 10 000 экономически активного населения (рис. 1 [3]), характерна для стран Северной Америки. Здесь на 10 000 экономически активного населения приходится 153 работника. Достаточно высоки данные показатели для России и Тихоокеанского региона: соответственно 126 и 122 человека приходится на 10 000 экономически активного населения. В Западной Европе (ЕС-15) численность персонала составляет 93 человека на 10 000 экономически активного населения. Наименьшие показатели имеют регионы Восточной Европы и Юго-Восточной Азии, где соответственно 48 и 36 человек приходится на 10 000 экономически активного населения.

В абсолютном значении (рис. 2 [3]) наибольший вклад в численность занятых в ИиР в мире вносят регионы — Северная Америка и Юго-Восточная Азия. Они имеют равные доли — по 33 % каждый. Занятые ИиР в ЕС-15 составляют 21 % от общей их численности в мире. Россия дает около 10 % от общемировой численности занятых в ИиР. Наименьшая численность среди выделенных регионов характерна для Восточной Европы и Тихоокеанского региона. Здесь доля занятых в ИиР — 1.9 % и 2 % соответственно.

Рис. 1. Численность персонала, занятого в иссле- дованиях и разработках экономических секторов,

Рис. 2. Процент персонала, занятого в исследова- ниях и разработках экономических секторов, от

на 10 000 человек экономически активного населения (2004--2006 гг.)

Рис. 3. Процент затраченных средств на исследо- вания и разработки от всех затраченных средств (2004--2006 гг.)

общей численности занятых в ИиР (2004--2006 гг.)

исследованиях и разработках экономических секторов (2004--2006 гг.)

  • II.    Обеспеченность исследований и разработок финансовыми ресурсами

Наибольшая доля затрат на исследования и разработки характерна для стран Северной Америки. Она составляет 41 % от всех валовых затрат на ИиР в мире (рис. 3 [3]). Следующим регионом по вкладу в общемировой объем валовых затрат на ИиР идет Западная Европа. Ее доля в финансировании составляет 23 % .

Юго-Восточная Азия без Китайской народной республики весьма близка по своему вкладу к ЕС-15, обеспечивая 20% затрат на ИиР от общемирового уровня. Высок уровень финансирования исследований и разработок в Китае, он примерно равен 12%. В то же время нужно отметить, что, несмотря на достаточно существенный процент занятого персонала в области исследований и разработок (рис. 2 [3]), доля затрат России на ИиР непропорционально низка — всего 2% от общемирового объема. Меньшую, чем Россия, долю затрат составляют показатели таких регионов, как Восточная Европа и Тихоокеанский регион, которые равны по 1%. Этот уровень масштабов затрат также непропорционально низок по сравнению с вкладом регионов в численность занятых в ИиР, но эти диспропорции не столь сильны, как в случае с Россией.

Чтобы составить более полное представление о выявленных диспропорциях между численностью персонала и валовыми затратами в области исследований и разработок, обратимся к такому индикатору финансового обеспечения исследований и разработок, как объем валовых затрат на 1 занятого в ИиР.

Рассмотрение значений этого индикатора (рис. 4 [3]) показывает, что выше среднегодового по миру значения, равному 80 182 долларам США (на рис. 4 ему соответствует черная горизонтальная линия), являются показатели таких регионов, как Юго-Восточная Азия, Северная Америка и ЕС-15, где на 1 занятого в исследования и разработках в среднем в год приходится соответственно 115 069, 95 843 и 88 739 долларов США в год (здесь и далее затраты на ИиР в долларах США вычисляются по паритету покупательской способности в текущих ценах). Несколько ниже показатели для стран Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона, составляющие 77 034 и 65 175 долл. США в год соответственно. Для России значения этого индикатора минимальны среди рассматриваемых регионов и составляют 16 256 долл. США в год. Данное обстоятельство, безусловно, оказывает негативное влияние на состояние системы производства новых знаний в России. Предпоследнее место по уровню удельных затрат принадлежит странам Восточной Европы он составляет 38 983 долл. США в год.

Необходимо отметить, что каждый из рассматриваемых мировых регионов обладает своей спецификой в обеспечении ресурсами исследований и разработок. Так, например, в странах Северной Америки и Юго-Восточной Азии поддерживается не только высокий уровень финансирования ИиР, но также используется значительное число квалифицированного, имеющего научную степень персонала. Российской же особенностью являются большие масштабы занятости в ИиР (относительно экономически активного населения) при невысоком уровне финансирования этой деятельности. В результате даже Восточная Европа и Тихоокеанский регион, несмотря на малые относительные масштабы занятых в ИиР и относительно невысокие уровни финансирования, значительно (соответственно более чем в два и четыре раза) превосходят обеспеченность финансовыми ресурсами одного работника в сфере ИиР.

  • III.    Обеспеченность труда исследователя специалистами

В данном разделе попробуем выяснить, насколько труд исследователя обеспечен дополняющим его трудом других специалистов. Для этого в структуре занятых в ИиР кроме исследователей выделим еще две составляющих: техников и вспомогательный персонал. Прежде всего обратимся к определению данных категорий.

Согласно «Data quality, concepts and methodology: Estimates of research and development personnel in Canada» [2], исследователи — это ученые и инженеры, которые участвуют в разработке концепции или в создании новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем. Этот уровень включает также руководителей и администраторов, занимающихся вопросами планирования и управления научно-техническими аспектам работы исследователя. Как правило, они равны по рангу исследователям и часто являются бывшими исследователями или исследователями, которые находятся на этой должности неполный рабочий день. Аспиранты, в частности, те, кто выполняет значительный объем исследований и разработок, включаются в эту категорию.

Техники — это лица, чьи основные задачи требуют технических знаний и опыта в одной или нескольких областях инженерных, физических и биологических наук или социальных и гуманитарных наук. Они принимают участие в исследованиях и разработках путем проведения научных и технических задач, связанных с применением концепций и операционных методов, как правило, под руководством исследователей. Эквивалентный персонал выполняет соответствующие задачи исследований и разработок под руководством ученых в области социальных и гуманитарных наук.

Вспомогательный персонал включает квалифицированных и неквалифицированных мастеров, секретарей и технических сотрудников, участвующих в проектах исследований и разработок или непосредственно связанных с такими проектами. В данную категорию также включены все руководители и администраторы, чья работа посвящена главным образом финансовым, кадровым и административным вопросам. Причем косвенные предоставления услуг, такие как столовые и уборка помещений, не включаются в данную категорию.

Если измерять численность каждой из перечисленных компонент персонала в эквиваленте полной занятости, оказывается, что их структура для мира в целом выглядит следующим образом (рис. 5 [3]): 62 % от общей численности составляют исследователи, 22 % — техники и 16 % — вспомогательный персонал.

16%

В Исследователи

ЕЗ Техники

0 Вспомогательный персонал

Рис. 5. Распределение работни-

□ Исследователи

В Техники

□ Вспомогательный персонал

Рис. 6. Распределение работников по типу деятельности в России (2004--2006 гг.)

персонал

Рис. 8. Обеспеченность труда исследователя другим персоналом в мире (2004--2006 гг.)

персонал

Рис. 7. Обеспеченность труда исследователя другим персоналом в России (2004--2006 гг.)

Как следует из рис. 6 [3], в России «утяжелена» часть структуры, относящаяся к вспомогательному персоналу, и «облегчена» та ее часть, которая непосредственно занимается обеспечением исследовательского труда. Распределение работников имеет вид: исследователи составляют 51 % , тогда как техники — всего 8 % , а на вспомогательный персонал приходится 44 % . По абсолютному значению численности техников наибольший вклад в мировую их численность вносят Северная Америка и Юго-Восточная Азия. Доля каждого из этих регионов — 36 % . Россия обеспечивает лишь два процента от общей мировой численности техников.

Рассмотрение структуры обеспеченности труда исследователя другим персоналом позволяет утверждать, что российская и мировая структура имеют существенные различия (рис. 7 и 8 [3]).

Так в России на 1 исследователя приходится 0 . 8 работника вспомогательного персонала и 0 . 2 техника, что по сравнению с мировой структурой определяет нехватку техников в 2 раза и избыток вспомогательного персонала в 4 раза.

Если же обратиться к рассмотрению относительных масштабов численности исследователей (рис. 9 [3]), то оказывается, что наибольшее их количество приходится на страны Юго-Восточной Азии, их доля в общем числе исследователей мира составляет 35 % . Для стран Северной Америки показатель чуть меньше и равен 33 % от общемировой численности исследователей. Еще меньшая доля у стран ЕС-15. Она составляет 20 % . Российский уровень численности находится в границе 8 % от общего числа.

Анализ численности техников (рис. 10 [3]), приходящихся на 10 000 экономически активного населения, относительно среднемирового уровня показывает, что наибольший уровень характерен для Северной Америки. Он превышает средний по миру уровень в 2.4 раза. Больше среднего уровня — в 1.4 и 1.3 раза соответственно — показатели для ЕС-15 и Тихоокеанского региона. Российский же уровень составляет 70 % от среднемирового показателя. Меньшие показатели (60 % от среднего) имеют регионы Восточной Европы и Юго-Восточной Азии.

Рис. 9. Процент исследователей, занятых в исследованиях и разработках экономических секторов, от общей численности занятых в ИиР (2004--2006 гг.)

Рис. 10. Численность техников, занятых в исследованиях и разработках экономических секторов, на 10 000 человек экономически активного населе-

Рис. 11. Процент вспомогательного персонала, занятого в исследованиях и разработках экономических секторов, от общей численности занятых в ИиР (2004--2006 гг.)

ния (2004--2006 гг.)

Рис. 12. Численность вспомогательного персонала, занятого в исследованиях и разработках экономических секторов, на 10 000 человек экономически активного населения (2004--2006 гг.)

При переходе к численности вспомогательного персонала (рис. 11 [3]) картина резко меняется. Наибольшая доля в численности этого персонала характерна для стран Северной Америки, она равна 29 % от общего числа занятых. В то же время российский уровень достаточно близок к нему — 26 % . Показатели таких регионов, как ЕС-15 и Юго-Восточной Азии, вносят вклад в общую численность вспомогательного персонала по 22 % и 20 % соответственно. Что же касается Восточной Европы и Тихоокеанского региона, то эти доли наименьшие и составляют 1 % и 2 % соответственно.

Рассмотрение численности вспомогательного персонала, приходящейся на 10 000 экономически активного населения, показывает (рис. 12 [3]), что пальма первенства здесь принадлежит России. Ее уровень превышает средний по миру в 4.9 раза. Показатели для Северной Америки, ЕС-15 и Тихоокеанского региона также выше среднемирового уровня в 2.0, 2.1 и 1.5 раза соответственно. Численность вспомогательного персонала в странах Восточной Европы и ЮгоВосточной Азии ниже среднего по миру значения и составляет 50% и 30% от него.

Все сказанное выше позволяет заключить, что Россия по структуре занятых в ИиР оказывается далека как от развитых, так и от стран нового индустриального развития. Возникает естественный вопрос: чем оправдано такое различие? Возможно дело здесь в дешевизне труда в области ИиР. Низкие заработные платы не стимулируют работников вспомогательного персонала к высоко производительному труду, поэтому приходится использовать дешевый труд дополнительных работников. Иной причиной может служить дисбаланс в сфере оплаты труда исследователей и административных работников, занимающих управленческие посты. Для объективной оценки данного факта необходимо провести дополнительное исследование на основе более детальной информации. Также стоит отметить излишнюю бюрократизацию управления научно-технической сферой, побуждающую научно-исследовательские организации к привлечению дополнительного вспомогательного персонала для выполнения рутинной работы по отчетности перед вышестоящими организациями.

Список литературы Анализ человеческих ресурсов в исследованиях и разработках в России и мировых регионах

  • Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. -М.: Наука, 2006. -396 с.
  • Frascati manual: The Measurement of Scientific and Technological Activities. Proposed Standard Practice for Surveys on Research and Experimental Development. -Paris: OECD, 2002. -256 p.
  • Main Science and Technology Indicators. -Paris: OECD, 2009. -31 p.
Статья научная