Анализ эффективности способов оперативного лечения смещения сычуга у коров
Автор: Масалов В.Н., Малахова Н.А., Лищук А.П., Пискунова О.Г., Агеева А.В.
Журнал: Вестник аграрной науки @vestnikogau
Рубрика: Сельскохозяйственные науки
Статья в выпуске: 6 (111), 2024 года.
Бесплатный доступ
В настоящей статье описаны результаты сравнительного анализа терапевтической и экономической эффективности двух способов оперативного лечения смещения сычуга: метода подшивания сычуга к краю операционной раны и метода прокола сычуга с закреплением его в нужном положении специальными нитями с фиксатором. Акцентируется внимание на предрасположенности к заболеванию коров голштино-фризской породы, основных анатомо-физиологических особенностях течения беременности и послеродового периода у коров в связи с наличием многокамерного желудка. Отмечается, что первым этапом в возникновении нарушения анатомического положения сычуга является момент, когда полость матки освобождается от плода, а рубец недостаточно наполнен. Из-за избыточного накопления газов сычуг смещается в левое подреберье. Отмечены основные клинические симптомы при смещении сычуга у коров: снижение аппетита, снижение молочной продуктивности, повышение температуры тела, при аускультации в области левого подреберья звук падающей капли, при перкуссии - звонкий звук «удара то мячу». Описаны используемые в работе способы возвращения сычуга в анатомически правильное положение: метод подшивания сальника сычуга к краю операционной раны и метод прокола сычуга, закрепление его в нужном положении специальными нитями с фиксатором. Указаны основные этапы подготовки и проведения оперативного вмешательства. Указаны сроки выздоровления животных после использования обоих методов оперативного лечения. Определена экономическая эффективность лечения смещения сычуга у коров по испытанным схемам лечения. Сделан вывод о наиболее эффективном и экономически выгодном методе лечения коров с послеродовым смещением сычуга.
Коровы, послеродовой период, смещение сычуга, диагностика, оперативное вмешательство
Короткий адрес: https://sciup.org/147247490
IDR: 147247490 | DOI: 10.17238/issn2587-666X.2024.6.82
Текст научной статьи Анализ эффективности способов оперативного лечения смещения сычуга у коров
Введение. По данным различных источников к послеродовому смещению сычуга наиболее предрасположены коровы голштино-фризской породы, у которых частота встречаемости послеродового смещения сычуга находится в пределах от 0,5 до 8%. [1, 2]
Данное заболевание в процессе лечения требует более сложных ветеринарных манипуляций, применения хирургических способов лечения и особый контроль в период реабилитации. Оно наносит большой экономический ущерб, который складывается из потерь молочной продуктивности, выбраковки или падежа животных, затрат на проведение операции и послеоперационной терапии [3].
При недостаточном количестве в рационе клетчатки объём рубца сокращается, что создает предпосылки для смещения сычуга в послеродовой период. Смещение сычуга чаще происходит в левое подреберье, обычно протекает в острой форме и проявляется нарушением анатомического положения органа и нарушением эвакуации из него содержимого [4].
Заболевание в основном регистрируется сразу после отёла вследствие резкого освобождения брюшной полости от плода при уменьшенном объёме рубца.
Ранняя диагностика и разработка эффективных способов лечения смещения сычуга у крупного рогатого скота позволят уменьшить процент падежа и выбраковки животных, и тем самым снизить экономический ущерб, наносимый хозяйствам этим заболеванием [5, 6].
Как показывает практика, консервативное лечение при смещении сычуга, успеха не приносит. Наиболее эффективным методом лечения считается оперативное вмешательство, которое может проводиться путем рассечения брюшной полости и подшивания сальника сычуга к краю операционной раны, а также методом подшива сычуга с помощью проколов [7, 8].
Целью исследований явился поиск наиболее оптимального метода оперативного лечения смещения сычуга.
Условия, материалы и методы. Работу проводили на базе ООО «Калужская нива» ЖК «Аристово». Для проведения работы были отобраны 10 коров голштино-фризской породы, второй или третьей лактации, с весом 700±20 кг, среднесуточной молочной продуктивностью 40-45 кг с признаками смещения сычуга. Кроме того, в качестве контроля была сформирована 3 группа клинически здоровых животных в количестве 5 голов. Всё группы были подобраны по принципу аналогов с учётом содержания, живой массы, возраста, лактации, уровня продуктивности и кормления. Клиническое обследование проводили по общепринятой методике [9].
С целью выявления наиболее эффективного способа оперативного лечения смещения сычуга было выбрано два способа возвращения сычуга в анатомически верное положение.
Для коров 1 опытной группы применяли метод подшивания сальника сычуга к краю операционной раны.
Для коров 2 опытной группы был выбран метод прокола сычуга и закрепление его в нужном положении специальными нитями с фиксатором.
При проведении хирургического вмешательства в качестве седативного препарата и для обеспечения миорелаксации животных перед проведением операции внутримышечно применяли ксиланит в объёме 0,5 мл на 100 кг живой массы. Для местного обезболивания места разреза использовали 0,5% раствор новокаина в количестве 100 мл. Операционное поле обработали 5% раствором йода. Для предотвращения возникновения послеоперационных осложнений применяли антибиотик широкого спектра действия амоксициллин 150, нестероидное противовоспалительное средство кетопрофен 10%, глюкозу 40% и кальция борглюконат. Амоксициллин использовали в дозировке 1 мл на 10 кг массы животного в 1 и 3 дни. Кетопрофен применяли в дозировке 20 мл на протяжении 5 дней. Для снятия интоксикации, поддержания кислотно-щелочного равновесия крови и восполнения её объёмов в день проведения операции внутривенно вводили 40% раствор глюкозы в дозировке 400 мл, кальция борглюконат в дозировке 400 мл. Для обработки шва и поля операции после проведения хирургического вмешательства применяли фортиклин спрей и алюминиум спрей.
Результаты и обсуждение. При проведении клинического осмотра у коров с диагнозом смещение сычуга отмечались апатия, вялость, утомление, снижение или отсутствие аппетита, редкая жвачка, легкая степень обезвоживания, повышение температуры тела до 39,6 °С, увеличение частоты сердечных сокращений до 77, дыхательных движений - до 31, снижение удоя в среднем до 35 литров. При перкуссии области левого подреберья установлен металлический звук, при аускультации - звук падающей капли. При одновременном проведении перкуссии с аускультацией слышен звонкий звук, напоминающий звук удара по мячу.
Смещённый сычуг животных 1 опытной группы возвращали в анатомически верное положение методом пришивания его к краю операционной раны. Для осуществления лечения смещения сычуга предварительно выбрили поле операции (область левой голодной ямки) и произвели обработку 5% раствором йода. Для обезболивания делали новокаиновую блокаду 0,5% раствором новокаина, после чего осуществляли разрез кожи, наружного и внутреннего слоя мышц, брюшины. Следующим этапом произвели освобождение сычуга от скопившихся в нём газов. Для этого ввели руку с системой для сдувания сычуга в брюшную полость, под крестцом за связкой на левую сторону. Спустили полностью воздух из сычуга, свободный конец опустили во флакон с водой для контроля выхода газов. После того, как все газы полностью спущены, вытянули сычуг за пилорус на правую сторону, подтянули сальник сычуга к краю операционной раны и пришили к ней 3-5 стежками. Для профилактики перитонита в брюшную полость ввели 50 мл амоксициллина. Следующим этапом зашили послойно брюшину, внутренний и наружный слои мышц простым обвивным швом при помощи кетгута. Кожу зашивали непрерывным швом по Мультановскому при помощи кетгута.
Подшивание сычуга во 2 опытной группе осуществляли методом прокола в спинном положении. Поле операции: область от конца мечевидного отростка каудально площадью 12-16 см². Стетофонендоскопом определили точную локализацию сычуга, после чего наметили точные места прокола: на 11-14 см каудальнее от конца мечевидного отростка и на 6-8 см правее белой линии живота. Троакаром осуществили прокол брюшной стенки и сычуга, вынули стилет и ввели нить с фиксатором, после чего извлекли троакар. Отступив от первого прокола 4 - 6 см в сторону мечевидного отростка процедуру повторили. После того как нить с фиксатором была вставлена, нажали на область вокруг троакара с целью удаления газов из сычуга, что позволило уменьшить давление на швы и сократить риск разрыва брюшной стенки или протекания содержимого сычуга в брюшную полость. Концы нитей связали, отступая 7-11 см от кожи, чтобы сычуг не был слишком сильно прижат к брюшной стенке. Под узел положили марлевый валик для профилактики чрезмерного давления нити на кожу.
После проведения хирургического вмешательства основные физиологические показатели у коров 1 опытной группы достигли референсных значений на 5 день лечения. При аускультации в области левого подреберья в обеих опытных группах прослушивались звуки перистальтики рубца, что соответствует физиологической норме. Температура тела у коров составила 38,2 °С; частота дыхательных движений - 19,4, частота сердечных сокращений - 62,4, что соответствует значениям, полученным при исследовании здоровых животных контрольной группы. Среднесуточный удой на 5 день лечения составил 42,8 л, что на 0,9 л ниже, чем среднесуточный удой у контрольных животных. На 8 день лечения среднесуточный удой составил 43,7 л, что на 0,2 л ниже среднесуточного удоя контрольных животных.
У животных опытной группы №2, где был выбран метод прокола сычуга и закрепление его в нужном положении специальными нитями с фиксатором, температура тела на 5 день лечения составила 39,1°С, что выше среднего показателя контрольной группы животных на 2,6%, Частота сердечных сокращений составила 78,2; частота дыхательных движений - 24,2, что соответственно на 27% и 21% выше референсных значений. На 8 день лечения температура снизилась до 38,4 °С; частота сердечных сокращений снизилась до 63,1 ударов в минуту, частота дыхательных движений - до 19,7, что соответствует средним показателям контрольных клинически здоровых животных. Среднесуточный удой составил 42,9 л, что на 0,8 л ниже среднесуточного удоя контрольных животных.
При оценке экономической эффективности ветеринарных мероприятий установлено затраты на проведение операции подшивания сальника сычуга к краю операционной раны и послеоперационную терапию составили 2170,6 рубля на 1 животное. Затраты на проведение операции по проколу сычуга с закреплением его в нужном положении специальными нитями с фиксатором и послеоперационную терапию составили 2480,25 рубля на 1 животное.
Выводы. Оба метода - подшивания сальника сычуга к краю операционной раны и метод прокола сычуга и закрепление его в нужном положении специальными нитями с фиксатором эффективны при лечении коров со смещением сычуга.
Однако использование метода подшивания сальника сычуга к краю операционной раны предпочтительнее, так как в этом случае установлена более высокая терапевтическая и экономическая эффективность.
Список литературы Анализ эффективности способов оперативного лечения смещения сычуга у коров
- Челнокова М.И., Сулейманов Ф.И. Диагностика и лечение левостороннего смещения сычуга у высокопродуктивных коров // Известия Великолукской государственной сельскохозяйственной академии. 2019. № 3. С. 28-33. EDN: UJXPTQ
- Braun U. Left and right displaced abomasum and abomasal volvulus: comparison of clinical, laboratory and ultrasonographic findings in 1982 dairy cows / Braun U., Nuss K., Reif S. et al. // Acta Vet Scand 64, 40 (2022). DOI: 10.1186/s13028-022-00656-9 EDN: GSVFHU
- Хусаинова Г.С., Кузнецова Т.Ш., Семенов Б.С. Оперативное лечение коров при смещении сычуга как способ сохранения продуктивности // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2021. № 10(204). С. 70-74. DOI: 10.53083/1996-4277-2021-204-10-70-74 EDN: VARMAS
- Данилкина О.П. Причины, лечение и профилактика смещения сычуга у коров голштино-фризской породы // Вестник КрасГАУ. 2021. № 6(171). С. 97-104. DOI: 10.36718/1819-4036-2021-6-97-104 EDN: ZNPQKE
- Giesteira A.M. One-step laparoscopy-guided abomasopexy versus omentopexy via right flank laparotomy to treat left displaced abomasum in dairy cows, in relation to return of milk yield / Giesteira A.M., Lima M.S., Nunes T., // The Veterinary Journal. 2023. v. 296-297 URL:. DOI: 10.1016/j.tvjl.2023.105991 EDN: XSSAFU
- Proios I., Grünberg W. Preoperative and Surgical Predictors of the Treatment Outcome of Dairy Cows with Right Abomasal Displacement-A Retrospective Study of 234 Cases/ 27) // Animals. 2023; 13(18):2887. DOI: 10.3390/ani13182887 EDN: LYXFRS
- Глазунова Л.А., Синтюрев О.К., Глазунов Ю.В. Сравнительная эффективность различных способов оперативного лечения левостороннего смещения сычуга у коров и первотёлок [Электронный ресурс // Вестник РГАТУ. 2019. № 1 (41). С. 55-58.
- Nikolaeva O., Artyomova V. Practical substantiation of the effectiveness of operative methods of treatment of rennet dislocation //Bulletin of Osh State University. 2024. No. 1. P. 40-53. DOI: 10.52754/16948610_2024_1_5 EDN: MJKNLQ
- Масалов В.Н., Малахова Н.А., Пискунова О.Г. Общие, лабораторные и инструментальные методы диагностики болезней животных на животноводческих комплексах: учебное пособие. - Орел. 2023. - 130 с. EDN: OPDRTG