Анализ экономической политики и государственного регулирования стран запада в рамках инверсии в новейший технологический уклад

Бесплатный доступ

Проанализирован опыт западных стран (Евросоюза и США) в вопросе адаптации их экономики за счет промышленной политики и государственного регулирования к новым условиям существования диктуемым переходом в шестой технологический уклад. В частности, в статье рассмотрены его характеристики и влияние на экономику и общество. Произведена оценка роли государства в управлении народным хозяйством, изучены меры, предпринятые для стимулирования инноваций и их результативность. Рассмотрена возможность применения опыта стран Запада в условиях России.

Экономическая политика, государственное регулирование, страны запада, новейший технологический уклад, инновации, технологическое развитие, общество, Россия

Короткий адрес: https://sciup.org/14128773

IDR: 14128773   |   DOI: 10.47629/2074-9201_2023_2_177_182

Текст научной статьи Анализ экономической политики и государственного регулирования стран запада в рамках инверсии в новейший технологический уклад

Затяжной спад в мировой экономике, который мы сегодня наблюдаем в подавляющем большинстве стран Запада и США вызван несоответствием экономической политики и государственного регулирования в этих государствах формату нового технологического уклада, что в свою очередь влечет существенные институционально-технологические трансформации, затрагивающие все грани функционирования социума. Новый техноуклад представлен совокупностью взаимосвязанных прорывных когнитивно-коммуникационных и аддитивно-биоинженерных технологических решений, реализуемых в нанометрической плоскости. Они выступают основой его роста со скоростью до 35 процентов за календар- ный год, задавая контуры следующей долгосрочной (длинной) К-волны [1].

Формирующийся технологический уклад обладает большим потенциалом для динамичного развития экономики, многократно увеличивая продуктивность функционирования различных отраслей народного хозяйства. Например, инновационные решения нанотехнологического характера позволят значительно уменьшить издержки на изготовление и использование различных электронных гаджетов и девайсов, улучшатся их потребительские свойства. Другие сферы применения подобных технологий – материаловедение и машиностроение: конструирование на наноуровне позволяет получатьуникальные материалы с заданными свойствами, при создании приборов и машин связка «наноманипулятор-нано-комьютер» позволяет создавать высокопроизводительные принтеры трехмерной печати и монтажные автоматизированные комплексы способные производить требуемые изделия с необходимыми потребителю свойствами и качествами. В фармацевтике и медицинской области грамотные технологические решения на атомарном уровне позволяют создавать микроскопических роботов для адресной доставки лекарств в теле человека, повышается эффективность диагностических мероприятий, создаются условия для эффективного лечения множества сложных заболеваний на молекулярном уровне. Генетически модифицированные растения позволяют в долгосрочной перспективе улучшать продовольственную безопасность государств, хотя последствия применения подобных продуктов на человеческий организм не до конца изучены и являются предметом многочисленных научных дискуссий. Геном бактерий, преобразованный определенным образом может создать из них эффективный инструмент. интенсифицирующий множество процессов переработки в химической, горнорудной и иных отраслях экономики [2].

Трансформации происходящие в экономике государства при смене техноукладов сопровождаются коренной перестройкой и в обществе, в частности в сфере различных институтов социума. Одним из таких важных объектов выступает финансовая система страны. Она играет ключевую роль в переходе материальных и нематериальных источников (ресурсов) из неконкурентных сфер экономики предыдущего технологического уклада в прорывные технологические решения нового. Таким образом глобальные технолого-экономические преобразования создают условия для коренных изменений в финансовой системе для обеспечения устойчивости ее работы и динамического развития. Необходимость совершенствования данной сферы экономики (финансовых компаний) обусловлена рядом причин, среди которых можно выделить следующие:

  • 1.    Стремительное развитие систем искусственного интеллекта различного функционального назначения, которых на настоящий момент насчитывается около тысячи. Это формирует необходимые условия для оккупации в среднесрочной перспективе «голубого океана» путем внедрения на мировой рынок прорывных продуктовых разработок и уникальных услуг посредством персонализации предложений и исследования сущности неявных интересов покупателей и заказчиков. Искусственный интеллект сейчас только в начале своего развития, однако скорость его совершенствования весьма высока поэтому при переходе из одного технологического уклада в следующий этот фактор надо учитывать, как один из ключевых.

  • 2.    Влияние COVID-19 в плане стремительной виртуализации различных операций в производственных структурах.

  • 3.    Стремительное расширение и захват стратегических рынков транснациональными корпорациями.

Переход в новый технологический уклад провоцирует, как и любой трансформационный процесс ряд проблем для мирового финансового сектора экономики. Эти проблемы можно разделить на две группы: парадигмального свойства (как последствие убывающего цикла К-волны) и особые (уникальные), они непосредственно связаны с преобладающим в экономике того или иного государства технологическим укладом.

Первая группа проблем для сферы финансов заключается в:

  • 1)    инициации агрессивной стадии поглоще-ний/слияний;

  • 2)    росте уязвимости финансовой системы как в мировом масштабе, так и на уровне суверенных государств;

  • 3)    повышении подвижности различного типа активов и ориентирование бизнеса на быстроокупа-емые проекты;

  • 4)    возможном падение величины прибыли.

Особые (уникальные) проблемы на исходе пятого технологического уклада для мировой экономики заключаются в:

  • 1)    повышении издержек на рекламные исследования (цена за контакт потенциального потребителя товара или услуги), концентрации активов и монополизации рынка;

  • 2)    повышенииотчетливости рыночных процессов;

  • 3)    взрывном (по экспоненте) увеличении объема данных;

  • 4)    увеличении сферы соперничества между компаниями в разных областях народного хозяйства по географической локализации;

  • 5)    иной парадигме жизненного цикла продуктовых разработок;

6)глобальной цифровизации всех сфер экономики [3].

Основной глобальной проблемой для мировой финансовой системы и стабильности экономики на планетарном уровне, что уже не раз приводило к тяжелым и затяжным кризисам (например, 2007-2009 гг.) является спекулятивная переоценка нематериальных активов, ведущих мировых транснациональных компаний, не функционирующих в области реального производственного сектора. К ним можно отнести Фейсбук, Гугл, Эпл, Майрософт, Амазон и другие. Большинство этих высокотехнологичных (инновационных) компаний по определению можно отнести к сфере услуг, они занимаются виртуальной деятельностью, при этом интегрально их общая стоимость (по акциям), например, на 2021 год составляла 1/5 капитализации всех американских компаний на фондовых биржах.

Повышение капитализации этих игроков рынка реализуется традиционными рыночными способами манипуляции. Применяя конфиденциальные данные и раскрученный бренд корпораций, мошенники с помощью доступных им заемных финансовых ресурсов умышлено увеличивают по максимуму стоимость акций компаний. Вызванный огромной финансовой эмиссией объем капитала накапливается на рынке, что в свою очередь ведет к появлению высокой инфляции в ключевых сферах биржи, имеющих спекулятивный характер. Однако вся эта механика на фондовой бирже не коим образом не генерирует какой-либо экономической активности. Это в свою очередь провоцирует надувание финансового пузыря, что может спровоцировать в дальнейшем крупный финансовый кризис [4].

На этом фоне страны Запада, а это в первую очередь Евросоюз и США увидели уязвимость их экономик и сделали акцент в экономической политике на возврат к основам – развитию реального сектора экономики,но с применением прорывных решений нового технологического уклада. Если говорить о переходе в новый техноуклад, то он требует развития высокотехнологичных производств, использующих инновации, а развитие всех сфер материального производства в народном хозяйстве для своего успешного функционирования требует технологические новшества, тем самым развивая экономику, выступая драйвером ее развития. Действительно, если государство инвестирует доллар в обрабатывающую сферу народного хозяйства это дает увеличение вну- треннего валового продукта (ВВП) на полтора доллара, при этом прибыльность иных отраслей при вложении в них аналогичной инвестиции меньше доллара. Кроме этого развитие реального сектора экономики, основу которого составляют инновации требует высококлассного кадрового потенциала, оживляет рынок труда, а также способствует появлению рабочих мест, так как одно сформированное место в промышленной сфере приводит к появлению до двух новых рабочих мест в иных сферах экономики.

Интегрируя до 70 процентов всех коммерческих вложений частного сектора экономики в области научных разработок, индустриальное производство увеличивает темпы развития новых инновационных технологических решений, тем самым приводит к передаче знаний на другие сектора народного хозяйства, а именно на этой основе строится современная экономика знаний[5; 6]. Следовательно, на этом и должна строиться конкурентоспособность экономик стран Запада.

На Рисунке, на основе данных [7] приведена диаграмма по оценке добавленной стоимости промышленности от ВВП в различных странах мира на 2021 год.

Как видно из диаграммы наибольший вклад в ВВП вносит не считая Ирландии и Пуэрто-Рико промышленность стран Азиатско-Тихоокеанского региона: Китая, Тайланда, Южной Кореи и Вьетнама. Также можно констатировать, что на 2021 год вклад промышленности в ВВП Италии, России и Индии примерно одинаков.Ну и замыкающими с самыми низкими показателями по добавленной стоимости промышленности от ВВП идут такие государства как США, Франция, Италия, несколько лучше положение Герма-

Рисунок. Добавленная стоимость промышленности от ВВП в различных странах мира на 2021 год

нии как локомотива экономики Евросоюза она находится в середине диаграммы.

Для развития промышленного сектора народного хозяйства и его усовершенствования западные страны разработали и запустили множество программ. Так в Италии действует (до 2025 года) программа «Промышленность-2015», в Англии с 2011 и 2012 гг. осуществляются такие программы как «Стратегия промышленного развития» и «Стратегия инновационного развития и исследований», в США с 2009 года работает программа «Стратегия инновационного развития».

И суть программ европейских стран и США сводится не просто к возврату производств из других стран, где они были размещены вследствие наличия дешевой рабочей силы (например, в Китае), либо по каким-либо другим причинам, а именно запуск промышленности на новом уровне с учетом потенциала и возможностей шестого технологического уклада.

Действительно, учитывая, что, начиная с 2015 года размещать свои производства и развивать экономику за счет Китайской Народной Республики стало невыгодно, так как уровень зарплаты по стране увеличился в среднем в 4 раза, по сравнению с началом 2000-х годов, в связи с чем стоимость рабочей силы практически сравнялась с аналогичным показателем в странах Запада. Кроме того, дополнительными негативными факторами выступают ужесточение экологического законодательства, значительное увеличение цены земельных участков, повышение расценок на аренду производственных и административных площадей [8; 9].

Согласно выводам работы [8] основы современной экономической политики и государственного регулирования стран Запада характеризуются:

  • 1)    обязательным отслеживанием и анализом итоговых показателей государственных проектов, осуществляемых в русле новой политики властей в промышленном секторе экономики (эти действия необходимы для повышения продуктивности внедряемых мер для модернизации всех отраслей народного хозяйства – если программа неэффективна ее закрывают, в обратном случае программу расширяют и масштабируют);

  • 2)    применением избирательных приобретений товаров и услуг со стороны государства как средства мотивации участия компаний в высокотехнологичном секторе экономики (здесь государство способно непосредственно влиять на развитие инноваций через государственные закупки путем формирования новых востребованных рынком технологий и услуг, необходимых социуму, востребованных для эффективного реагирования на различные вызовы в обществе, либо для решения экологических проблем);

  • 3)    существенной помощью, в том числе финансовой для компаний среднего и малого бизнеса, фор-

  • мированием благоприятной конъюнктуры для роста и стремительного развития высокотехнологичных компаний, особенно в критически важных отраслях народного хозяйства;
  • 4)    формированием акцентов в проведении промышленной политики государства на поддержку и развитие отношений между всеми участниками в цепочке генерации и реального внедрения в промышленности инновационных технологических решений (учреждения высшего образования, академии, предприниматели, представители властных структур);

  • 5)    созданием благоприятных условий для раскрытия потенциала на рынке в том или ином секторе наиболее крупных компаний (флагманов отрасли) и формированием вектора промышленной политики, ориентированной на встраивание национальной экономики в международные производственные цепочки;

  • 6)    формированием удобных и легко трансформируемых форм разработки различных по области и функционалу цепочек в производственных процессах, обладающих значительной добавленной стоимостью;

  • 7)    широким использованием в инновационной экономике различных продуктивных инструментов промышленной политики;

  • 8)    определением ключевых ориентиров в научно-технологической области, важных для развития инноваций, приоритетной реализацией и развитием бизнес-проектов в критически важных отраслях экономики, подчеркиванием необходимости опережающего развития отраслей, создающих инновационные технологические решения в области энергосбережения и так называемых «зеленых технологий» в экологической сфере;

  • 8)    формированием национальной экономической и промышленной политики государства в тесной интеграции с развитием инноваций в научной и технологической сфере.

На первый взгляд меры, планируемые или уже реализуемые в промышленной и экономической политике стран Запада, несомненно могут поспособствовать качественной перестройке во всех отраслях народного хозяйства на базе развития и широкого внедрения инноваций. Однако недальновидные политические решения руководителей Евросоюза в 20222023 гг., а именно разрыв отношений с Российской Федерацией и отказ от ее энергоносителей, в частности природного газа ставят крест на выдвинутых выше мерах и инициативах, поскольку сами страны Европы не могут обеспечить себя необходимыми объемами топлива. Это в свою очередь негативно повлияло на стоимость электроэнергии, которая выросла в некоторых случаях кратно. В таких условиях промышленность объединенной Европы впала сначала в стагнацию, затем начала разрушаться. Дальнейшее ускорение деиндустриализации в настоящем году вызвано принятым властями США законом «О снижении инфляции» [10]. Этот закон, гарантирует предоставление промышленным предприятиям, локализованным в Соединенных Штатах Америки субсидирования финансовых издержек за потребляемую электроэнергию.

Резюмируя итоги настоящей научной работы необходимо отметить:

Список литературы Анализ экономической политики и государственного регулирования стран запада в рамках инверсии в новейший технологический уклад

  • Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике / Под ред. С. Глазьева и В. Харитонова. М.: Товант, 2009. 304 с.
  • Глазьев С.Ю. Современная теория длинных волн в развитии экономики // Экономическая наука современной России. 2012. № 2 (57). С. 27-42.
  • Попов А.К. Тенденции развития национальных финансовых компаний в рамках следующего технологического уклада // Креативная экономика. 2021. Том 15. № 1. С. 11-34.
  • Глазьев С.Ю. Глобальная трансформация через призму смены технологических и мирохозяйственных укладов // AlterEconomics. 2022. Т. 19. № 1. С. 93-115.
  • Толкачев С. Реиндустриализация в США: канун неоиндустриального уклада // Экономист. 2014. № 10. С. 54-69.
  • For a European Industrial Renaissance. Brussels, 22.1.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legalcontent/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52014DC0014&from=EN (дата обращения: 04.04.2023).
  • Добавленная стоимость промышленности от ВВП в различных странах мира на 2021 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Share_of_manufacturing (дата обращения: 04.04.2023).
  • Ленчук Е.Б. Курс на новую индустриализацию – глобальный тренд экономического развития // Проблемы прогнозирования. 2016. № 3. С. 132-143.
  • Чернова В.Ю. Новая промышленная политика развитых стран // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том 8. № 10А. С. 271-278.
  • The Inflation Reduction Act Drives Significant Emissions Reductions and Positions America to Reach Our Climate Goals. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.energy.gov/sites/default/files/2022-08/8.18%20 Inflation
  • ReductionAct_Factsheet_Final.pdf (дата обращения: 04.04.2023).
Еще
Статья научная