Анализ механизма предупреждения коррупционной составляющей в сфере государственного управления РФ на современном этапе
Автор: Щербакова А.А.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 1-2 (80), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье проанализирован процесс анализа механизма предупреждения коррупционной составляющей в сфере государственного управления РФ на современном этапе.
Российская федерация, противодействие коррупции, антикоррупционная деятельность, коррупционная деятельность, коррупционная направленность, муниципальный уровень
Короткий адрес: https://sciup.org/140258542
IDR: 140258542
Текст научной статьи Анализ механизма предупреждения коррупционной составляющей в сфере государственного управления РФ на современном этапе
Применительно к коррупции, в настоящее время весьма интересной и достаточно надежной является оценка международной организации «Transparency International», которая начиная с 1995 г. публикует Индекс восприятия коррупции.
По итогам 2019 года, согласно индексу восприятия коррупции, подготовленному международной рейтинговой организацией Transparency International, Россия оказалась на 137-м месте из 180, принимавших участие в исследовании, хотя в 2018 году она была на 138 месте.
Это свидетельствует о том, что меры противодействия коррупции, разработанные на государственном уровне, оказались малоэффективными и ситуация с коррупцией не сильно улучшилась
По данным управления по борьбе с правонарушениями в сфере распределения и использования бюджетных средств Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции ((ГУЭБиПК) МВД России за 2019 год правоохранительные органы выявили в России 18,4 тыс. коррупционных преступлений. Суммарный ущерб от выявленных преступлений превысил 100 млрд рублей. Возмещение ущерба обеспечено на сумму 27 млрд. рублей. Около 5,5 тыс. преступлений было совершено в крупном и особо крупном размерах. Расследования 15 тыс. преступлений окончены. Около 1,6 тыс. из них совершены группой лиц по предварительному сговору, 632 — в составе организованной группы либо преступного сообщества. Установлено более 8 тыс. преступников, примерно 6,5 тыс. привлечены к уголовной ответственности.
Актуальность предупреждения коррупции на государственной службе связывается с тем фактом, что государственная и муниципальная служба направлена на развитие государства, государственного и муниципального управления, обеспечение правопорядка, тогда как проявления коррупции являются не только тормозом такой деятельности, но входят в прямое противоречие со всеми принципиальными положениями управления государством и обществом, когда имеет место реализация интересов отдельных групп вопреки интересам социума.
Сам термин «механизм противодействия коррупции» не является чрезмерно распространенным. С одной стороны, механизм противодействия коррупции можно рассматривать как самостоятельный юридический институт. С другой стороны - как социальную систему, взаимодействующую с государством и обществом. Однако понятие механизма антикоррупционной деятельности является особо важным элементом в рассматриваемой сфере, поскольку в его содержание закладывается значение систематической комплексной постоянного характера деятельности, включающей в себя три ее важных элемента, закрепленные в ст. 1 Федерального закона по противодействию коррупции, а именно:
-
- профилактика;
-
- пресечение фактов коррупционной направленности;
-
- минимизация или ликвидация последствий коррупции.
Эти элементы, взятые в своей совокупности, оцениваются в качестве основы формирования антикоррупционного механизма в виде системы мер на всех уровнях власти: федеральном, региональном, муниципальном.
По состоянию на настоящее время система противодействия коррупционным проявлениям состоит из общих положений концептуального характера; антикоррупционной экспертизы; системы уголовно-правовых и административных санкций; административно-процедурной системы; и информационных элементов.
Сам механизм антикоррупционной деятельности создается из трех системных элементов как основы надлежащего функционирования государственных учреждений:
-
- профилактика;
-
- пресечение фактов коррупционной направленности;
-
- ликвидация последствий коррупционной деятельности.
В Российской Федерации механизм противодействия осуществляется на основе Национальной стратегии противодействия коррупции1 и на базе принятия упорядоченной системы мер на региональном и муниципальном уровне.
В систему мер противодействия коррупции, как в общем плане, так и применительно к государственной службе включены меры управленческого воздействия как юридического, так и социально-психологического наполнения.
Рассматриваемый механизм противодействия коррупции следует поделить на статическую и динамическую части. К статической относят совокупность юридических средств, субъекты, осуществляющие политику противодействия коррупции (государство, непосредственные органы власти, общественные институты). Динамическая часть состоит из форм такого противодействия, к которым относятся правотворчество, правоприменительная практика, реализация правовых предписаний, техническое и технологическое обеспечение, информационное подкрепление.
Актуальным вопросом остается вопрос мониторинга коррупционных проявлений, в понятие которого входит осуществление деятельности по сбору фактических данных, а также наблюдение, исследование, анализ, контроль законодательных актов, имеющих отношение к рассматриваемому явлению, исследование практики применения законодательных актов, анализ служебных материалов, социологических исследований.
Приоритетным направлением является освобождение отечественного законодательства от нормативных положений, суть которых сводится к возможности способствования коррупционной деятельности, так называемых коррупциогенных факторов. Здесь наиболее важным средством является антикоррупционная экспертиза как надежное средство профилактики коррупции. Указанные документы утвердили правила и методику проведения экспертизы сомнительных правовых актов и иных документов на предмет выявления положений, которые могли бы способствовать созданию условий для коррупционной деятельности.
Важным вопросом является положения о принципах, которым следует руководствоваться при выборе систем противодействия: запретительной либо рекомендательной. К сожалению, последний метод не применяется в нормативном регулировании антикоррупционной деятельности. Следует контролировать необходимость существенной коррекции законодательного материала, посвященного рассматриваемой проблеме и законодательного упорядочивания функции публичных органов.
Говоря о системе запретительных и рекомендательных методов, следует обратить внимание на то, что Российской Федерацией в большинстве случаев коррупционные деяния подпадают под уголовное законодательство. Между тем, уклон на карательную стратегию далеко не всегда может быть оправдан. С одной стороны, необходимы механизмы, позволяющие разрешать имеющиеся проблемы наиболее оперативным образом, с другой стороны антикоррупционная политика страны должна являться составной частью общегосударственного курса преимущественно в сфере профилактической деятельности по изживанию этого явления. В этом отношении требуется не только корректирование имеющегося законодательства, с приведением их к единой взаимосвязанной системе, но также упорядочивание функций органов власти в центре и на местах наряду с совершенствованием взаимодействия между государственными и общественными структурами.
Коррупция является неприемлемым явлением для любого государственного образования, однако работа по его противодействию должна начинаться именно с муниципального уровня.Считается общим мнением, что коррупция наиболее распространена именно на муниципальном уровне. Причинами распространения рассматриваемого явления на уровне местных органов власти является в первую очередь недостаточное финансирование. Проблемы с финансированием испытывает большая часть муниципальных образований. На этом уровне характерными явлениями являются острая нехватка финансовых средств, сужение бюджетного финансирования экономических и социальных программ, высокий уровень задолженности муниципальных бюджетов. Все это приводит к затруднениям к доступности муниципальных услуг. Например, детские сады в Российской Федерации являются недоступными для 35% нуждающихся в них детей7.
Катализирующим фактором является низкий уровень заработной платы муниципальных служащих. Наряду с этим, недостатки судебной системы, при которой остаются безнаказанными муниципальные служащие, совершающие деяния коррупционной направленности. К этому следует добавить такое явление как чрезмерная бюрократизация аппарата, что создает препятствия для граждан при получении муниципальных услуг, что вынуждает их заинтересовать виновников в оперативном разрешении своих проблем. Негативным явлением стала круговая порука. Любой начинающий чиновник независимо от личной честности попадает в коллектив с наработанными коррупционными традициями и при этом негласно перед ним стоит выбор: влиться в сложившуюся систему либо быть отторгнутым от такого, связанного единством цели, коллектива. Помимо этого, взаимная осведомленность чиновников о коррумпированности друг друга ставит их во взаимозависимое положение. Имеет значение также личность коррупционера, отличающаяся от законопослушного чиновника устойчивыми психологическими особенностями, исповедованием двойной морали. Большинство коррупционеров являются примерными работниками, с положительным послужным списком, порой выдающимися организационными качествами и высоким уровнем работоспособности.
Рассматривая механизм противодействия коррупции на государственной гражданской службе в Российской Федерации, следует остановиться на таком явлении как конфликт интересов, понятие которого закреплено в ст. 10 указанным законодательным актом о противодействии коррупции. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.
Наряду с нормами специального законодательства по противодействию коррупции в Российской Федерации действуют также отдельные нормы, входящие в другие нормативные акты, предназначение которых связывается с коррупционными нарушениями. В сфере противодействия коррупции на государственной муниципальной службе разрабатываются также соответствующие государственные программы. Разработка таких программ ведется как на федеральном, так и на региональном уровне в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующими нормативными положениями региональных законов.
Под государственной программой понимается документ стратегического направления, в котором закреплен комплекс планируемых мероприятий по задачам и срокам исполнителя, обеспечивающих ресурсов в целях достижения целей и задач социально-экономического развития, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
Региональные программы по противодействию коррупции могут содержать мероприятия, направленные в первую очередь на предотвращение коррупции в органах власти в сфере политической коррупции на местном уровне9. Основными сферами проявления политической коррупции являются выборы в законодательные и представительные органы власти всех уровней, деятельность политических партий, а также политический лоббизм, навязывающий органам государственной власти и местного самоуправления те или иные решения или внедряющий в их руководящие органы представителей определенных групп влияния.
Такого характера деятельность приводит к формированию органов власти, состоящих из лиц, целью деятельности которых является реализация властных полномочий в собственных интересах, что становится существенным тормозом социально-экономического развития того или иного региона.
Государственная программа должна содержать систему мероприятий по задачам и срокам инструментам государственной политики, достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социальноэкономического развития страны и регионов.
Список литературы Анализ механизма предупреждения коррупционной составляющей в сфере государственного управления РФ на современном этапе
- Агранович А.Р, Сурилов М.Н. Коррупция на государственных предприятиях и её влияние на экономическое развитие страны // Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности (российский и зарубежный опыт). М.: ИД "Третьяковъ", 2016. с. 14-16.
- Гришин Д.А., Верховых А.Э. Вопросы противодействия коррупции в органах государственной власти // Вопросы управления. 2018. №2 (32).
- Кириленко, В. П. Коррупция и государство. "Черная дыра" экономики России / В. П. Кириленко, Р. В. Дронов. - СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2012. - 480 с.
- Малько А.В., Маркунин Р.С. Современные пути борьбы с проявлениями коррупции в системе органов публичной власти //Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12. № 5.
- Румянцева Е.Е. Коррупция как противоположность демократии //Научный эксперт. 2008. № 12. С. 60.
- Шорохов В.Е. Перспективы антикоррупционной политики в современной России // Вестник Финансового университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - № 1. - С. 66-70.
- Шорохов В.Е. Правовые основы государственной антикоррупционной политики в России // Российская юстиция. - 2019. - № 11. - С. 49-51.