Анализ морфологических и клинических характеристик неклассифицируемых зубчатых полипов

Автор: Харлова О.А., Нефедова Н.А., Данилова Н.В., Мальков П.Г.

Журнал: Злокачественные опухоли @malignanttumors

Рубрика: Опухоли желудочно-кишечного тракта

Статья в выпуске: 4S1 (21), 2016 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140222716

IDR: 140222716

Текст статьи Анализ морфологических и клинических характеристик неклассифицируемых зубчатых полипов

В 2010 году в классификации предопухолевых поражений толстой кишки была выделена новая рубрика – зубчатые образования, включающая гиперпластические полипы (НР), зубчатые аденомы/полипы на широком основании (SSA/P) и традиционные зубчатые аденомы (TSA). При возникновении сложностей в определении типа зубчатого образования допустимо употребление термина «неклассифи-цируемый зубчатый полип» (SP). Несмотря на значительное количество исследований, посвященных изучению морфологических и молекулярно-биологических свойств зубчатых образований, SP большинством авторов исключаются из исследований. Таким образом трудности, возникающие при практическом применении современной классификации, не исследуются.

Цель. Изучить морфологические и клинические характеристики SP и уточнить их клиническое значение на основании сравнения SP с НР и SSA/P.

Материалы и методы. Методом сплошной выборки из архива диагностических исследований за 2012–2015 годы был отобран материал после эндоскопических полипэктомий, мукозальных резекций и биопсий полиповидных и плоско-приподнятых образований толстой кишки. Дополнительные клинические данные (локализация, размер и макроскопический тип образований) были получены из сопроводительной медицинской документации. Критериями исключения являлось наличие очагов тяжелой дисплазии и/или аденокарциномы. Всего в исследование включено 1771 образование. С целью

ОПУХОЛИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА

отбора SP был проведен пересмотр готовых гистологических препаратов и оценка морфологического типа образования согласно современной классификации. Для диагностики НР, SSA/P и TSA были использованы общепринятые критерии. К группе SP были отнесены зубчатые образования, которые на основании существующих рекомендаций невозможно было отнести ни к одной из перечисленных групп. Статистическая обработка данных проводилась с использованием программы PASW Statistics 22.

Результаты. В результате пересмотра гистологических препаратов было выявлено 119 SP, что составило 17,9% от числа зубчатых образований. Остальные типы зубчатых образований составили: НР – 47,5% (n=315), SSA/P – 24,0% (n=159), TSA – 10,6% (n=70).

Все выявленные SP обладали зубчатостью цитоплазматического типа, ни в одном случае не было выявлено эктопических крипт, эозинофильных изменений и/или дисплазии эпителия. В связи с особенностями пространственной ориентации материала базальные отделы крипт отсутствовали в препаратах всех выявленных SP.

Средний размер SP составил 5,6±0,58 мм, медиана 5 мм. При сравнении с НР достоверных различий в размере образований выявлено не было (t=1,2, p>0,05), размеры SSA/P достоверно крупнее, чем НР и SP (t=9,4, p<0,05 и t=5,3, p<0,05 соответственно).

Плоские образования среди SP составили 77,7% (средний размер 5,58±0,67 мм, медиана 5 мм), полиповидные образования – 19,4% (средний размер 6,29±1,65 мм, медиана 5 мм), стелющиеся – 2,9% (средний размер 10,33±0,67 мм, медиана 10 мм). Доля плоских и полиповидных образований среди НР, SSA/P и SP статистически не отличалась. Среди НР и SP достоверной разницы в размерах плоских и полиповидных образований выявлено не было (p>0,05), а среди SSA/P плоские образования были достоверно крупнее, чем полиповидные (t=2,9, p<0,05).

Проксимальное расположение выявлено в 39,8% (n=47) SP, дистальное – в 60,2% (n=71), в одном случае данные о локализации образования отсутствовали. В слепой кишке располагалось 9,3% (n=11) SP, в восходящей ободочной кишке – 18,6% (n=22), в поперечной ободочной кишке – 11,9% (n=14), в нисходящей ободочной кишке – 6,8% (n=8), в сигмовидной кишке – 32,2% (n=38), в прямой кишке – 21,2% (n=25). При сравнении долей проксимально и дистально расположенных SP и НР достоверной разницы выявлено не было (F=0,9122, p>0,05) – в обеих группах отмечалось преобладание дистально расположенных образований. Также было выявлено сходство в распределении SP и НР по отделам толстой кишки. Среди SSA/P преобладали проксимально расположенные образования, что достоверно отличало SSA/P от SP и НР (F<0,000001, p<0,05).

Выводы. SP, составившие в нашем исследовании 17,9% зубчатых образований, с морфологической точки зрения представляют собой достаточно однородную группу образований, характеризующуюся цитоплазматическим типом зубчатости, отсутствием эктопических крипт, эозинофильных изменений и/или дисплазии эпителия. При анализе доступных клинических данных было выявлено статистически достоверное сходство SP с НР по локализации и размеру образований, SSA/P достоверно чаще располагались проксимально и обладали более крупным размером. Доля плоских образований во всех группах была сходной, однако среди НР и SP не было выявлено статистически значимых различий в размерах полиповидных и плоских образований, а в группе SSA/P плоские образования оказались достоверно крупнее полиповидных.

Выявленные закономерности позволяют предположить, что большинство выявленных в нашем исследовании SP с большой долей вероятности могут быть отнесены к НР, поэтому заключение вида «НР, нельзя исключить SSA/P» представляется нам более приемлемым для клинического использования. Во-первых, предлагаемое заключение более точно отражает морфологическую сущность SP. Во-вторых, применение формулировки «НР, нельзя исключить SSA/P» исключает возможность использования его в тех случаях, когда образование обладает эктопическим типом зубчатости и может быть отнесено к TSA.

Статья