Анализ отчетности по озоноразрушающим веществам в регионах РФ за 2018-2024 гг.

Автор: Рачва Надежда Львовна, Беленко Максим Сергеевич

Журнал: Антропогенная трансформация природной среды @atps-psu

Рубрика: Трансформация природной среды

Статья в выпуске: 1 т.10, 2024 года.

Бесплатный доступ

Разрушение озонового слоя атмосферы является одной из глобальных экологических проблем, для решения которой в 1987 г. был принят Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Монреальский протокол призывает к поэтапному отказу от использования веществ, разрушающих озоновый слой. Для реализации требований Монреальского протокола на территории Российской Федерации организован государственный учет обращения озоноразрушающих веществ. Порядок государственного учета обращения озоноразрушающих веществ и формы ежегодной отчетности установлены Правительством РФ. В данном исследовании за период 2018-2022 гг. проанализированы ежегодные отчеты об обращении с озоноразрушающими веществами, предоставленные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в адрес Минприроды России и проведена оценка динамики предоставления отчетности в разрезе субъектов РФ. Выявлено, что доля субъектов РФ, в которых организации не предоставляют в Минприроды России отчетность по обращению с озоноразрушающими веществами составляет в среднем 36 %, несмотря на то что обращение с озоноразрушающими веществами в данных субъектах имеет место. Установлено, что в течении пяти лет только в единичных субъектах РФ отчетность по обращению с озоноразрушающими веществами подавали более 50 организаций. В основном же организации в субъектах РФ либо вообще не отчитываются, либо отчитываются, но в небольшом количестве. По результатам работы можно сделать вывод, что в настоящее время отчетность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об обращении с озоноразрушающими веществами носит формальный характер и не отражает реальной картины об объемах обращения озоноразрушающих веществ на территории РФ, и, следовательно, государственный учет обращения озоноразрушающих веществ требует улучшения.

Еще

Озоноразрушающие вещества, монреальский протокол, государственный учет

Короткий адрес: https://sciup.org/147243708

IDR: 147243708   |   УДК: 502.3   |   DOI: 10.17072/2410-8553-2024-1-64-70

Текст краткого сообщения Анализ отчетности по озоноразрушающим веществам в регионах РФ за 2018-2024 гг.

Озоновый слой – это защитный зонт планеты, который является щитом для всего живого от опасного ультрафиолетового излучения и позволяет избежать губительного воздействия солнечных лучей. Озоновый слой был открыт в 1913 г. французскими физиками Шарлем Фабри и Анри Буиссоном, а в середине 1970х гг. ученые осознали, что озоновому слою угрожает скопление некоторых газов в атмосфере. В середине 80-х гг. прошлого века, ученые обнаружили «дыру» в озоновом слое над Антарктидой и мировым сообществом было принято решение о разработке специальных мер по защите озонового слоя [6].

Так, в 1985 г. была принята Венская конвенция об охране озонового слоя [1], а в 1987 г. был принят Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой [2].

По состоянию на сентябрь 2021 г. первоначальный текст Монреальского протокола ратифицирован 198 сторонами.

Российская Федерация, как правопреемница СССР, подписавшего протокол 29 декабря 1987 г. и ратифицировавшего 10 ноября 1988 г., является Стороной Монреальского протокола с 31 декабря 1991 г. [3].

Участие Российской Федерации в международных соглашениях, связанных с проблемой разрушения озонового слоя озоноразрушающими веществами (далее ОРВ), и наличие требований отечественного законодательства по государственному регулированию обращения с ОРВ определяют важность и актуальность рассматриваемой темы.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [5] «Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы». Одним из компонентов природной среды, согласно статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [5] является озоновый слой атмосферы.

Озоновый слой способны разрушать озоноразрушающие вещества – химические соединения (фтор-, хлор-или бромсодержащие производные насыщенных углеводородов) и озоноразрушающая химическая продукция.

Озоноразрушающие вещества подлежат контролю в соответствии с Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой [2], поэтому статьей 69.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ

«Об охране окружающей среды» [5] предусмотрено, что государственный учет обращения озоноразрушающих веществ осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в целях установления Правительством Российской Федерации допустимого объема производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации исходя из обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

Базовым документом в Российской Федерации, который позволяет реализовывать международные требования по обращению с ОРВ является постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.2022 г. № 206 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» [4].

Вышеуказанное постановление Правительства Российской Федерации [4] устанавливает, что Минприроды России является ведущим органом по обращению с ОРВ и реализовывает государственный учет обращения озоноразрушающих веществ на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 [4] Минприроды России также осуществляет ежегодный расчет допустимого объема производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации, за исключением регулируемых веществ списка F, на основании предложений, полученных от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

В целях государственного учета обращения озоноразрушающих веществ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, использование, хранение, рекуперацию, восстановление, рециркуляцию (рециркулирование) и уничтожение озоноразрушающих веществ на территории Российской Федерации должны вести учет произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществ. Они должны ежегодно представлять в Минприроды России отчетность за прошедший год о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществах по следующим формам: «Отчетность о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных веществах, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию», «I. Производство OPB, в том числе

ГФУ, в 20__ году», «II. Рекуперация, восстановление и уничтожение ОРВ, в том числе ГФУ, в 20__ году», «III. Хранение OPB и ГФУ в 20__ году», «IV. Рециркуляция (рециркулирование) ОРВ и ГФУ в 20__ году», «V. Использование ОРВ и ГФУ в 20__ году», которые представлены в приложении 1 к постановлению Правительства Российской Федерации формам [4].

Целью данного исследования является оценка динамики предоставления отчетности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями об обращении с ОРВ в разрезе субъектов РФ за период 2018-2022 гг.

Материал и методы исследования

В связи с масштабностью проблемы разрушения озонового слоя на международном уровне вопрос государственный учет обращения озоноразрушающих веществ на территории Российской Федерации является актуальным.

В настоявшей статье проанализированы данные из форм отчетности о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных веществах, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию, предоставленных юридическими лица и индивидуальными предпринимателями в адрес Минприроды России в период 2018–2022 гг. (всего проанализированы 2036 отчетов) и проведена оценка динамики предоставленная отчетности об обращении с ОРВ юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в разрезе субъектов Российской Федерации за период 2018–2022 гг.

С помощью метода сравнительного анализа проведена оценка регулярности подачи отчетности об обращении с ОРВ организациями (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) на территории субъектов Российской Федерации за период 20182022 гг.

С целью визуализации динамики подачи отчетности организациями (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) в пределах террито- рии Российской Федерации в период 2018–2022 гг. построены картограмма и картодиаграмма в программе ArcGIS.

Результаты и обсуждение

Согласно Федеральному закону № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [5] под обращением понимается достаточно большой спектр действий с озоноразрушающими веществами – производство, использование, транспортировка, хранение, рекуперация, восстановление, рециркуляция (рециклирование) и уничтожение озоноразрушающих веществ, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ [5].

В Российской Федерации под озоноразрушающими веществами понимаются химические соединения – фтор-, хлор- или бромсодержащие производные насыщенных углеводородов, способные разрушать озоновый слой. В настоящее время насчитывается 114 озоноразрушающих веществ, которые подлежат контролю в соответствии с Монреальским протоколом и поправками к нему.

Все 114 ОРВ с разной интенсивностью воздействуют на озоновый слой, поэтому некоторые из них полностью запрещены к применению, а для других допускается ограниченное использование.

В Российской Федерации начиная с 2015 г. в Минприроды России ежегодно от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей поступают отчеты об обращении с ОРВ от юридических лиц (далее ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (далее ИП).

В настоящей работе с целью оценки динамики предоставления отчетности об обращении с ОРВ первоначально была проведена систематизация данных из 2036 отчетов путем формирования единой базы данных в Ехсеl. Затем был проведен сравнительный анализ данных представленных в отчетах об обращении с ОРВ.

В результате анализа систематизированных данных из 2036 отчетов об обращении с ОРВ получены следующие результаты (таблицa 1-2 / table 1-2)

Таблица 1

Количество организаций, отчитавшихся за период 2018-2022 гг.

Number of organizations reporting for the period 2018-2022

Table 1

Отчетный год // Reporting year

Количество организаций, которые отчитались // Number of organizations that reported

Количество ЮЛ из числа отчитавшихся организаций // Number of legal entities among reporting organizations

Количество ИП из числа отчитавшихся организаций // Number of individual entrepreneurs among reporting organizations

2018

408

393

15

2019

472

461

11

2020

613

597

16

2021

428

416

12

2022

115

114

1

Таблица 2

Обращение с ОРВ в РФ за период 2018–2022 гг.

Table 2

ODS management in Russia in 2018–2022

Вид обращения с ОРВ // Type of ODS management

Количество организаций // Number of organizations

2018

2019

2020

2021

2022

Рекуперация и восстановление // Recovery and restoration

4

8

3

1

1

Хранение // Storage

55

62

74

47

16

Использование в действующем оборудовании // Use in operating equipment

337

454

556

362

85

Использование в качестве сырья // Use as raw material

27

33

34

32

Использование при производстве продукции // Use in production process

47

46

43

33

1

Производство // Generation

2

4

3

4

Уничтожение // Destruction

1

1

Рециркуляция // Recycling

2

3

3

1

На рисунке 1 по годам представлено количество субъектов Российской Федерации, из которых юридические лица и индивидуальные предприниматели подавали отчетность по обращению с ОРВ в Минприроды России (рис. 1 / fig. 1).

Анализируя рисунок 1 можно сказать, что доля субъектов Российской Федерации организации (ЮЛ+ИП) из которых не предоставляют в Минприроды России отчетность по обращению с ОРВ составляет в среднем 36 %, несмотря на то, что обращение с ОРВ в данных субъектах имеет место быть.

С целью визуализации интенсивности подачи отчетности организациями (ЮЛ+ИП) на территории Российской Федерации в период 2018–2022 гг. была построена картограмма (рис. 2 / fig. 2). Для построения картограммы была использована следующая градация. Если ЮЛ и ИП, которые находятся на территории субъекта Российской Федерации не предоставляли отчетность об обращении с ОРВ, то таким субъектам присваивали ноль баллов, если на территории субъекта Российской Федерации отчетность предоставляли от 1 до 5 организаций (ЮЛ+ИП), то таким субъектам присваивали 1 балл. Если на территории субъекта Российской Федерации отчетность предоставляли от 6 до 10 организаций (ЮЛ+ИП), то таким субъектам присваивали 2 балл. Субъектам Российской Федерации, на территории которых отчетность предоставляли от 11 до 20 организаций (ЮЛ+ИП) присваивалось 3 балла, от 21 до 50 организаций (ЮЛ+ИП) присваивалось 4 балла, а субъектам на территории, которых отчетность предоставляли более 50 организаций, присваивалось 5 баллов.

  • □ Кол-во субъектов РФ ЮЛ и ИП из которых подавали отчетность /Number of subjects of the Russian Federation legal entities and individual entrepreneurs from which submitted reports

Рис. 1. Число субъектов РФ, в которых проводится обращение с ОРВ, согласно отчетности (по годам) Fig. 1. Number of Russian regions with ODS management according the official reports (by year)

Рис. 2. Число организаций, подавших отчеты об использовании ОРВ, по субъектам РФ в 2018-2022 гг. Fig. 2. Number of organizations that submitted reports on the use of ODS by Russian regions in 2018-2022

На рис. 2 / fig. 2 видно, что в течении пяти лет только в единичных субъектах (Астраханская область, Краснодарский край) Российской Федерации отчет- ность по обращению с ОРВ подавали более 50 организаций. В основном же организации в субъектах Российской Федерации либо вообще не отчитываются по ОРВ, либо отчитываются, но в небольшом количестве.

Рис. 3. Динамика предоставления отчетности об обращении с ОРВ в субъектах в азиатской части России в 2018-2022 гг.

Fig. 3. Dynamics of reporting on the ODS management in the Asian part of Russian regions in 2018-2022

о

1 000

I Не было отчётов по обращению с ОРВ от ЮЛ и ИП

J There were по reports on ODS handling from legal entities and individual entrepreneurs

1 500

■ Km

Рис. 4. Динамика предоставления отчетности об обращении с ОРВ в субъектах в европейской части России в 2018-2022 гг.

Fig. 4. Dynamics of reporting on the ODS management in the European part of Russian regions in 2018-2022

Также на основе проанализированных данных были построены картодиаграммы (рис. 3-4 / fig. 3-4), на которых для каждого субъекта Российской Федерации представлена динамика предоставления отчетности об обращении с ОРВ организациями (ЮЛ+ ИП) за период 2018-2022 гг.

Из картодиаграмм (рис. 3-4 / fig. 3-4) видно, что постоянное количество организаций, регулярно подающих отчетность об обращении с ОРВ с 2018 г. по 2021 г. было отмечено в следующих субъектах Российской Федерации: Красноярский край, Хабаровский край, Астраханская область, Белгородская область, Вологодская область, Иркутская область, Калининградская область, Кировская область, Курганская область, Курская область, Липецкая область, Омская область, Рязанская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тверская область, Тюменская область, Челябинская область, Ульяновская область, Ярославская область, Республика Башкортостан, Республика Удмуртия, Республика Марий Эл, Чувашская Республика.

Также из картограмм (рис. 3-4 / fig. 3-4) видно, что в 2022 г. во многих субъектах Российской Федерации можно наблюдать резкое снижение количества организаций, которые подали отчетность об обращении с ОРВ, это связано с тем что, начиная с 2022 г. произошли изменения в нормативно-правовых документах и были изменены формы отчетности [4], что привело к снижению детализации сбора сведений по ОРВ.

Выводы

В Российской Федерации с 2018 по 2020 гг. наблюдалось стабильное увеличение количества организаций (ЮЛ+ИП), которые предоставляли ежегодную отчетность по обращению с ОРВ в Минприроды России. Так, в 2018 г. отчетность по обращению с ОРВ подали 408 организаций, в 2019 г. – 472 организации, а в 2020 г. – 613 организаций.

В 2021 г. число организаций, которые предоставили в Минприроды России отчетность снизилось на 30 % по сравнению с 2020 г. и составило 428 отчетов.

В 2022 г. отчетность подали всего 115 организаций, что на 80 % ниже чем в 2020 г., причиной этого могло стать введение постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2022 № 206 [4] новых форм отчетности.

Всего за пять лет (2018-2022 гг.) отчетность подали 941 организация, что свидетельствует о низкой регулярности предоставления отчетности по ОРВ в Минприроды России. Среди организаций, которые предоставили отчетность по обращению с ОРВ 97 % это юридические лица и 3 % – это индивидуальные предприниматели.

За период 2018-2022 гг. только 15 организаций предоставляли отчетность ежегодно, 120 организаций предоставляли отчетность четыре раза за пять лет, 216 организаций предоставляли отчетность три раза за пять лет, 229 организаций предоставляли отчетность два раза за пять лет, 361 организация предоставила отчетность один раз за пять лет.

В целом же за период 2018-2022 гг. динамику подачи отчетности по обращению с ОРВ юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в Минприроды России также можно считать низкой, так как из 8 355 организаций, которые согласно Реестру объектов, оказывающих негативное воздействие, осуществляют обращение с ОРВ на территории Российской Федерации, только 7 % организаций предоставляют отчетность по обращению с ОРВ в Минприроды России.

Сведения об авторском вкладе:

Н.Л. Рачёва – идея статьи, постановка задачи исследования, сбор исходных данных и анализ материала, написание статьи, научное редактирование текста.

М.С. Беленко – обработка данных, построение картограммы и картодиаграммы в ГИС-пакете ArcGIS.

Contribution of the authors:

N.L. Racheva – idea of the article, formulation of the research problem, collection of initial data and analysis of material, writing the article, scientific editing of the text.

M.S. Belenko – data processing, construction of cartograms and map diagrams in the ArcGIS GIS package.

Список литературы Анализ отчетности по озоноразрушающим веществам в регионах РФ за 2018-2024 гг.

  • Венская конвенция об охране озонового слоя: Конвенция от 22.03.1985. Режим доступа: справочная система «ТехЭксперт».
  • Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой: Международный протокол от 16.09.1987. Режим доступа: справочная система «ТехЭксперт».
  • Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Ozone program: сайт URL: https://www.ozoneprogram.ru/ozonovoe_zakonodatelstvo/protokol/ (дата обращения 16.01.2024).
  • О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой (с изм. на 01.09.2023): постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.2022 № 206. Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  • Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024). Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  • Что такое озон или озоновый слой?! Блог-статья к Международному дню охраны озонового слоя. Сентябрь 2020 (UNDP Узбекистан): сайт. URL: https://www.undp.org/ru/uzbekistan/blog/chto-takoy-ozon-ili-ozonovyy-sloy (дата обращения 16.01.2024).