Анализ «понимающей» социологии Макса Вебера

Автор: Иванова А.А.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 5-1 (18), 2015 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140114442

IDR: 140114442

Текст статьи Анализ «понимающей» социологии Макса Вебера

Задача «понимающей» социологии Макса Вебера – это извлечение смыслов, вложенных, индивидами в свои действия. Вебер исследует рациональное поведение субъектов социального действия, их именно осознанные мотивы.[2, с.134]

Актуальность исследования «понимающей» социологии в том, что и в настоящее время она оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира.

М. Вебер создал "понимающую социологию", в центре которой изучение социальных действий, как движущих факторов всего человеческого существования в его универсальности. Его отправной постулат состоял в том, что структура социальной реальности создается социальными действиями индивидов.

В работе "Протестантская этика и дух капитализма" Вебер настаивает на необходимости выявить связи между целой серией социальных действий людей, чтобы понять суть тех или иных исторических событий. От социолога требуются усилия, чтобы "заглянуть за" конкретные социальные действия индивидов.

Теория Макса Вебера «о духе капитализма» оказала сильное воздействие на умы социологов и историков с самого её появления. Произведение было опубликовано в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма.[1]

Идея, заложенная в фундамент этого исследования, состояла в том, чтобы подтвердить тезис: экономика, социальная система и вообще материальные условия не могут однозначно определять культуру, мировоззрение и даже характер народа. Он стремился доказать, что "сознание" ничуть не меньше может "определять бытие", а, следовательно, не является чем-то вторичным и производным.[4]

Вебер вырисовывает своеобразную этику, в которой высшее благо, прежде всего, в наживе, во все большей при полном отказе от наслаждения, даруемого деньгами, «от всех эвдемонистических или гедонистических моментов». Не приобретательство служит для человека средством удовлетворения его материальных потребностей, а все существование человека направлено на приобретательство, которое становится целью его жизни.

Современный капиталистический хозяйственный строй — это чудо- вищный космос, в который каждый отдельный человек ввергнут с момента своего рождения и границы которого остаются, во всяком случае для него как отдельного индивида, раз навсегда данными и неизменными.[4, с. 76]

Каждый индивид должен подчиняться нормам капиталистического хозяйственного поведения.

Капитализм, достигший господства в современной хозяйственной жизни, воспитывает и создает необходимых ему хозяйственных субъектов — предпринимателей и рабочих — посредством экономического «отбор».

Первым противником «духа» капитализма был традиционализм, который являл собой определенный смысл жизни, нормативно обусловленный и выступающий в «этическом» обличье.

Традиционализм – ориентация индивидуального, группового или общественного сознания в прошлое, которое обычно противопоставляется как совокупность ценностей настоящему. Классический традиционализм – апология «прежнего режима», утверждение божественного происхождения власти монархии и оппозиция правам народа и спорам о легитимности правления.[3]

По Веберу, развитие экономической жизни совершалось не отважными и беспринципными спекулянтами или обладателями «больших денег, а людьми, прошедшими суровую жизненную школу, осмотрительными, решительными, упорными по своей природе.

«Идеальному типу» капиталистического предпринимателя чужды показная роскошь и расточительство, а также упоение властью и внешнее выражение того почета, которым он пользуется в обществе. Его образу жизни свойственна известная аскетическая направленность. В характере капиталистического предпринимателя часто обнаруживаются сдержанность и скромность.

Такие мыслители, как Фома Аквинский и Антонин Флорентинский, считали жажду наживы позором. Некоторые моралисты того времени, в первую очередь сторонники номинализма, принимали начатки капиталистического ведения дел как данность и пытались доказать, что они приемлемы и необходимы (особенно в торговле), что проявляющаяся в капиталистической деятельности трудолюбие есть законный, этически безупречный источник прибыли.

В ряде случаев указывалось, что основным принципом современного хозяйства следует считать «экономический рационализм».

Не сам капиталистический уклад хозяйства породил этот дух капитализма, а "дух" способствовал тому, что хозяйствование приобрело характерные для него формы, а сам этот "дух" формировался религиозными идеями и настроениями, возникшими и бурно развивавшимися в ХVII веке. В течение 16 столетия, этот дух стал частью европейского образа жизни и придал капитализму импульс, сделавший его доминирующей экономической системой в мире.

Так и в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер видел причину возникновения капитализма не только в накоплении капитала, а в рациональном подходе. По сути дела, Вебер настаивал, что капитализм представлял собой победу рациональности над традиционализмом. По Веберу, капитализму присущи дисциплинированная рабочая сила и организованные потоки инвестиций.

Вебер рассматривал личность как основу социологического анализа. Он считал, что такие сложные понятия, как капитализм, религия и государство, могут быть осмысленны только на основе анализа поведения индивидов. Получая достоверные знания о поведении личности в социальном контексте, исследователь может лучше понять социальное поведение различных человеческих общностей.

Список литературы Анализ «понимающей» социологии Макса Вебера

  • Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма//М. Вебер. Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990. -347 с.
  • Семигин Г. Ю. Социологическая энциклопедия, М.: Мысль, 2003
  • Степин В. С. Новая философская энциклопедия: в 4 т. -М.: Мысль, 2000-2001
  • Чеснокова В.Ф. Макс Вебер. Протестантская этика
Статья