Анализ последствий Брекзита на территории Великобритании: что дальше?
Автор: Фадеева И.А.
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Экономика
Статья в выпуске: 6, 2024 года.
Бесплатный доступ
Целью исследования выступают анализ последствий Брекзита на территории Великобритании и прогноз дальнейшего развития страны. В процессе проведения исследования раскрыто нарастание политических, экономических и социальных проблем, вызванных выходом Великобритании из Европейского союза. Обозначен кризис недостатка квалифицированных работников из-за прекращения потоков рабочей силы из европейских стран в Великобританию и снижения производительности британской промышленности. Выявлены проблемы повышения тарифов на электроэнергию, цен на бензин и дизельное топливо, на британский экспорт, потребительские товары и продовольствие. Определены трудности, связанные с импортом товаров в Великобританию, из-за которых домохозяйства оказались под угрозой прекращения подачи газа, тепла и света, поставив под сомнения успешность выхода британской экономики из интеграционной структуры Европейского союза, при этом в долгосрочной перспективе негативные последствия Брекзита будут только нарастать. Сделан вывод, что состояние британского малого и среднего бизнеса, прекратившего осуществление капитальных инвестиций в экономику страны и рассматривающего перспективы развития через смену юрисдикции Великобритании, представляет самую большую угрозу в виде снижения экономических темпов развития государства в долгосрочном периоде.
Брекзит, великобритания, европейский союз, интеграционная структура, кризис, анализ последствий выхода, недостаток рабочей силы, рост тарифов, малый бизнес, средний бизнес, смена юрисдикции
Короткий адрес: https://sciup.org/149145510
IDR: 149145510 | DOI: 10.24158/pep.2024.6.13
Текст научной статьи Анализ последствий Брекзита на территории Великобритании: что дальше?
Причины выхода Великобритании из политического и экономического объединения ЕС были связаны с миграционной политикой открытых границ, активно проводимой Европейским союзом в начале ХХI в., из-за которой в страну с 2004 г. хлынули масштабные потоки трудовых мигрантов, перегрузившие возможности социальной инфраструктуры и бюджета Великобритании и спровоцировавшие развитие угрозы для национальной идентичности. Бесчисленное количество нормативно-правовых документов в законодательной сфере Европейского союза требовало проведения долгих процедур согласования со странами – участницами объединения и способствовало развитию евробюрократии в структурах управления ЕС, препятствуя тем самым развитию бизнес-струк-тур Великобритании. Неравномерность размеров взносов государств-членов в бюджет ЕС вызывало недовольство у граждан Великобритании, как и делегирование полномочий по принятию ключевых решений в сфере внешней политики руководящим органам Европейского союза.
Несовершенство судебной системы Европейского союза в сравнении с судебной системой английского права, используемой государствами Британского Содружества, вызывало недовольство представителей бизнес-структур Великобритании. Отсутствие инструментов контроля у национального правительства страны за распределением денежных средств руководящими органами ЕС во все сферы жизни интеграционной структуры не устраивало граждан Великобритании. В качестве еще одной причины выхода из политического и экономического объединения ЕС называют межкультурную английскую имперскую исключительность, выражающуюся в нежелании англичан подчиняться решениям «младоевропейцев» из стран Восточной Европы.
24 декабря 2020 г. между Великобританией и Европейским союзом было подписано Соглашение о торговле и сотрудничестве1, предусматривающее для Великобритании возвращение контроля в сфере проведения суверенной торговой политики, организации введения национальных таможенных пошлин и налогов. В результате произошло возрождение британского суверенитета в сфере финансов, состоялось возвращение контроля над морскими и сухопутными границами, а также над нормативно-правовой законодательной базой и судебной системой, где законодательство и юрисдикция ЕС не имеют никакого значения2.
Глобальная Британия после Брекзита расширяла свою международную автономию в контексте великой державы и ближайшего союзника США, решала вопросы развития глобального торгового партнерства на быстрорастущих рынках Азии и надеялась увеличить экономический потенциал государства. Великобритания активно развивала сотрудничество с англоязычными торговыми партнерами и доминионами Британской империи.
Между тем, как отмечает Д.В. Галушко, после Брекзита Великобританией был обретен суверенитет, тем не менее страна частично ориентировалась на нормы и принципы ЕС, потеряв при этом преимущество, связанное с нахождением в составе интеграционной структуры объединения, так как она теперь не создавала правила, но принимала их (2022). Однако положения соглашения были направлены на восстановление легитимной государственной власти Великобритании без принятия в расчет мнения управляющих органов ЕС, учитывали особенности социально-экономического развития, образ жизни, конфессиональную принадлежность, быт и культуру британского народа и регламентировали восстановление автономного управления в стране.
После Брекзита британские муниципальные образования, обладающие определенной территорией, на которой проживает определенное количество населения, владеющие муниципальной собственностью, имеющие сформированные бюджеты, предназначенные для обеспечения функционирования муниципалитета, имеющие утвержденные уставы и представительские органы власти, реализующие функции управления муниципальным образованием, – получили широкий спектр властных полномочий, не зависящий от нормативно-правовой базы интеграционной структуры Европейского союза. Устойчивость системы муниципального управления в Великобритании в процессе социально-экономического развития территории всех муниципалитетов характеризуют ресурсный аспект в контексте достижения целей социально-экономического развития; структурный аспект в контексте достижения динамического равновесия всех элементов системы; функциональный аспект в контексте достижения эффективного функционирования системы в долгосрочной перспективе; социальный аспект в контексте обеспечения гарантированной занятости трудовых ресурсов, социальной стабильности и развития системы оплаты труда.
В современных изменившихся экономических условиях после Брекзита роль британских предприятий малого и среднего бизнеса значительно увеличилась. Различные формы партнерства системы муниципального управления и бизнес-структур Великобритании представляют собой один из наиболее эффективных инструментов продвижения ключевых социально значимых инфраструктурных проектов муниципальных образований, востребованных и эффективных при социально-экономическом развитии территорий страны.
Предприятия малого и среднего бизнеса составляют 99 % от всех 5,7 млн созданных юридических лиц в Великобритании, выступают в качестве основы экономики страны, создают подавляющее большинство рабочих мест (обеспечивают 73 % трудовой занятости в целом), развивают и внедряют инновации в производство, привносят экономическую стабильность в возрастание темпов экономики государства1. Финансовая устойчивость предприятий, связанных с малым и средним бизнесом, в текущих условиях геополитической неопределенности после Брекзита является ключевым фактором, который формирует экономическое будущее Великобритании.
Здесь, опираясь на данные Британского управления национальной статистики, следует отметить, что по итогам 2020 г., уже после выхода Великобритании из состава Европейского союза, экспортные обороты внешней торговли страны снизились на 40,7 %, а импортные обороты – на 28,8 %2. Это был самый масштабный обвал объемов экспортно-импортной внешней торговли Великобритании с 1997 г. ВВП Великобритании по итогам Брекзита сократился на 11 % – до 2,698 трлн долл. США3.
Из-за возрастания недоверия к британскому рынку со стороны стран – участниц ЕС и повышения бюрократических и логистических издержек начались сбои в производственно-сбытовых цепочках, значительно увеличились тарифы на британский экспорт. Крупный бизнес Великобритании, нивелируя вынужденные дополнительные расходы, перенес часть деятельности в Северную Ирландию, входящую в таможенный союз интеграционной структуры европейского объединения. Однако затраты малых и средних предприятий Великобритании в процессе функционирования бизнеса резко повысились, возник острый дефицит квалифицированной рабочей силы, при этом малые и средние британские компании не могли перенести деятельность на другую территорию4.
Парламентским комитетом Великобритании был представлен отчет о государственных расходах за 2022 г., в котором отражено резкое увеличение объемов трат, связанных с задержками оформления документов британскими предприятиями малого и среднего бизнеса на границе ЕС5. При этом подобные предприятия по итогам Брекзита оказались отрезаны от мер, связанных с государственной поддержкой, из-за необоснованного критерия их применимости. Брекзит создал масштабные структурные препятствия в 2020–2022 гг. для экспорта товаров для малого и среднего бизнеса6.
Важнейшие факторы, влияющие на эффективность функционирования британских предприятий малого и среднего бизнеса по итогам Брекзита, связаны с многочисленными формальностями в контексте перемещения товаров через таможенную границу Европейского союза, неопределенностью в изменениях правового регулирования торговли с рынком ЕС и в аспектах повышения цен на импортные товары и услуги Евросоюза.
Спектр стратегических, тактических и оперативных задач при реализации социально значимых проектов в рамках управления развитием британских предприятий малого и среднего бизнеса по итогам Брекзита органы государственной власти Великобритании решают на базе программнопроектного, программно-целевого, проектного и процессного подходов, используя документы, разработанные профильными специалистами. Бизнес-структуры и международные организации вкладывают свои финансовые ресурсы и коммерческий опыт в значимые инфраструктурные проекты муниципальных образований Великобритании в рамках организованного государственно-частного партнерства, взамен органы муниципального управления предоставляют ряд государственных гарантий и занимаются обеспечением условий, формирующих долгосрочный спрос на услуги и продукцию созданных и функционирующих инфраструктурных проектов на территориях страны.
До Брекзита противоречия в принятых правовых актах системы муниципального управления на территории Великобритании с положениями и правовыми актами Европейского cоюза были недопустимы. Теперь Великобритания самостоятельно заключила торгово-экономическое соглашение в рамках реализации Транстихоокеанского партнерства с третьими странами быстрорастущего в экономическом плане Тихоокеанского региона (Comprehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific Partnership – CPTPP) в попытке восстановить принципы своей независимой торговой политики, функционирующей вне рамок законодательства и судебной системы ЕС.
Однако следует отметить, что свыше 64 % британских предприятий малого и среднего бизнеса прекратили осуществлять финансовые инвестиции, связанные с капиталовложениями в экономику страны, и еще 31 % подобных предприятий рассматривают возможности смены принадлежности юрисдикции Соединенного Королевства1. Данные факторы выступают в качестве самых серьезных угроз в ближайшей перспективе для развития экономики Великобритании, в том числе в сфере обеспечения занятости трудовых ресурсов.
Многие государства мирового сообщества являются партнерами интеграционной структуры Европейского союза. ЕС сформировал в текущих условиях обширную нормативно-правовую базу, регламентирующую реализацию многостороннего взаимодействия на базе функционирования многочисленных механизмов.
Тектонические сдвиги в глобальном политическом и экономическом пространстве подчеркнули основную функцию ЕС, нацеленную на стабилизацию экономик стран-участниц на базе «защитных механизмов» в неоднополярном миропорядке. Более тесная экономическая координация деятельности государств в текущих условиях была вызвана многочисленными дестабилизирующими факторами: пандемией COVID-19; обратным санкционным воздействием, направленным против Российской Федерации, на экономики стран ЕС в результате конфликта на Украине; технологическим и политическим противостоянием США и Китая. Главные акторы интеграционной структуры Европейского союза в лице Франции и Германии регламентировали взаимодействие стран-участниц в рамках объединения в условиях нарастания общих угроз экономической безопасности и обострения борьбы в аспектах обеспечения энергетической безопасности.
В контексте темы исследования следует рассмотреть последствия Брекзита относительно обеспечения энергетической безопасности Великобритании. Энергетический кризис 2021 г. в Европейском союзе был вызван обострившимся спросом на углеводороды по итогам окончания пандемии COVID-19, повышением цен на нефть и газ по факту недостаточного обеспечения их поставок Россией для нужд экономики Европы и дефицитом сырьевых энергетических ресурсов на мировом рынке, возникшим из-за резкого восстановления мировой экономики2.
Экономика Великобритании оказалась крайне зависима от поставок энергетических ресурсов из ЕС. Энергетический кризис был обусловлен резким повышением потребительских цен на товары широкого потребления и в продовольственной сфере Великобритании. В стране значительно возросли тарифы на электроэнергию, цены на бензин и дизельное топливо, при этом осенью 2021 г. домохозяйства Великобритании оказались под угрозой прекращения поставок газа и подачи тепла и света, что поставило под сомнение успешность осуществления выхода британской экономики из интеграционной структуры Европейского союза.
С началом специальной военной операции Российской Федерацией на Украине в феврале 2022 г. проблемы топливно-газового кризиса в Европе еще более обострились. Несмотря на тот факт, что Великобритания импортировала гораздо меньший объем углеводородов из РФ, чем члены ЕС, стоимость электроэнергии в стране определялась ценами на газ, которые по итогам 2022 г. вновь резко увеличились. Это вызвало обеднение британских домохозяйств (28 млн домохозяйств, или 85 % от общего их количества в Британии, отапливаются газом)3 и обострило кризис прожиточного минимума на фоне повышения стоимости продовольственных товаров и товаров повседневного потребительского спроса, вызванного рекордным ускорением инфляции, что привело к серьезным социальным потрясениям в Соединенном Королевстве (Андреева, 2023). Диверсии на российских газопроводах «Северный поток» и «Северный поток – 2» осенью 2022 г. вызвали значительное сокращение поставок газа из Российской Федерации в Европейский союз и привели к новому увеличению цен во всех секторах экономики Великобритании (Андреева, 2023).
Правительство Великобритании в попытке решить проблемы, связанные с массовым разорением населения и бизнеса, приняло новую Стратегию энергетической безопасности, в рамках которой был предусмотрен ряд мер, нацеленных на борьбу со стремительным повышением стоимости электроэнергии и топлива путем декарбонизации сектора энергетики4.
По итогам 2023 г. по отношению к данным 2021 г. в Великобритании оптовые цены на газ увеличились на 137 %1, при этом произошло значительное снижение уровня жизни населения, для которого стоимость газа была выше еще на 80 % (217 % совокупное повышение цен на газ для населения, что привело жителей страны к энергетической бедности2). Поставки сжиженного природного газа из США и Мозамбика не в состоянии компенсировать Британии потерю дешевых источников энергии, как и Европейскому союзу, который в условиях кризиса решал исключительно собственные проблемы.
Выход Великобритании из ЕС вызвал кризис дефицита квалифицированной рабочей силы в стране из-за прекращения потоков из европейских стран и снижение производительности британской промышленности. В дальнейшем нарастание внутренних социальных трудностей и негативные последствия обозначенных проблем в стране будут только усугубляться.
Политические проблемы вызывают паралич Консервативной партии, действия которой изнутри блокируют различные группировки, недовольные последствиями выхода страны из ЕС. Между тем официально ни Консервативная партия, ни Лейбористская партия, ни правительство Британии не готовы признать негативные результаты Брекзита для экономики Великобритании, при этом, согласно общественному мнению (56 против 32 % населения), выход Великобритании из Евросоюза был ошибкой (Галушко, 2023).
Великобритания в целях повышения уровня инвестиционного климата снижает налоговые ставки на фоне введения строгого фискального контроля и сокращения государственных расходов, однако именно эти меры и сдерживают развитие ее экономики. Стране следует прибегнуть к либерализации иммиграционных правил, которые существенно уменьшат дефицит рабочей силы в государстве.
Состояние малого и среднего бизнеса, прекратившего осуществление капитальных инвестиций в экономику Великобритании и рассматривающего перспективы развития через смену юрисдикции, представляет самую большую угрозу для снижения экономических темпов развития государства в долгосрочном периоде. При этом действия и меры британского правительства при проведении как внутренней, так и внешней политики недостаточны и неспособны заменить участие британского бизнеса в общем рынке Европейского союза, выход из которого приведет государство к долгосрочным негативным последствиям.
Список литературы Анализ последствий Брекзита на территории Великобритании: что дальше?
- Андреева Т.Н. Проблема энергетической безопасности Великобритании вовремя и после Брекзита (март 2017 - 2022 г.) // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. 2023. № 1. С. 45-57. DOI: 10.20542/afij-2023-1-45-57 EDN: VITWHN
- Галушко Д.В. Великобритания и Брекзит: некоторые последствия "возврата контроля" // Вестник Пермского университета. Политология. 2023. Т. 17, № 4. С. 137-145. DOI: 10.17072/2218-1067-2023-4-137-147 EDN: AKFQBN
- Галушко Д.В. Проблемы обеспечения юрисдикции Суда Европейского союза в процессе брекзита // Российский журнал правовых исследований. 2022. Т. 9, № 1. С. 15-21. DOI: 10.17816/RJLS96218 EDN: GQGIBI