Анализ развития теневой экономики в Ульяновской области
Автор: Мурзайкина А.А., Нуретдинова Ю.В.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 4 (35), 2017 года.
Бесплатный доступ
Авторы рассматривают «гаражную экономику» как фактор, способствующий развитию теневой экономики. Описывают происходящие изменения в экономическом развитии региона.
Экономическое развитие, теневая экономика, предпринимательство, интеллектуальный потенциал
Короткий адрес: https://sciup.org/140123530
IDR: 140123530
Текст научной статьи Анализ развития теневой экономики в Ульяновской области
Annotation: The authors consider the "garage economy" as a factor contributing to the development of the underground economy. Describe the changes in the economic development of the region.
Концепция устойчивого экономического развития в настоящее время приобрела пространственный масштаб, сделав акцент не только на национальный, но и региональный, муниципальный уровень. Это связано с объективной необходимостью и не совсем глубокой проработанностью данного вопроса с теоретической и методической сторон на данный момент.
Актуальность проблематики устойчивого развития обостряется в переходные периоды развития экономики. Кризисные ситуации подрывают устойчивость системы и проверяют организации на «прочность».
Региональная система переживает в эти моменты не лучшие времена, на первый план выходят национальные интересы и приоритеты, что приводит к проверке предприятий на устойчивость. Влияние кризиса на развитие, функционирование и конкурентоспособность организаций постоянно возрастает и усиливается в результате постоянного усиления и ужесточения конкурентной борьбы между предприятиями[1].
Экономическое развитие регионов имеет особенную специфику, которая проецируется на решение задач обеспечения региональной экономической безопасности. Эффективное использование природных, трудовых, материальных, финансовых ресурсов, ускорению экономического роста, повышению качества продукции, конкурентоспособности производства - все это является приоритетными задачами для службы экономической безопасности. Одними из характеристик, определяющими экономическую безопасность региона, в том числе и города, являются уровень предпринимательской активности, поддержка и развитие инновационной деятельности.
Предпринимательская привлекательность г. Ульяновск предопределена, прежде всего, Постановлением правительства региона от 13 июля 2015 г. N 16/319-П о «Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2030 года», где отражены основные трендовые направления развития для региональной промышленности. Основные направления стратегии в области развития региональной промышленности предусматривают активизацию политики в области инновационной и инвестиционной привлекательности и производственной сферах, выявления трендовых «стартапов» в технопарках и выработки механизмов стимулирования инновационных процессов в экономике Ульяновской области [2].
Однако в своем недавнем исследовании фонд «Хамовники» предоставил результаты проекта «Гаражная экономика». Авторы проекта выяснили, что в «гаражную экономику» вовлечены в среднем 15% трудоспособного населения крупных, но небогатых городов России. Если изначально гаражи предназначались для хранения автомобилей и мотоциклов, а также использовались как кладовки, то сейчас там ведется предпринимательская деятельность. Собственники и арендаторы гаражных боксов получили право заниматься любой разрешенной экономической деятельностью. Владельцы гаражей открывают ремонтные мастерские, мебельные цеха, шашлычные, кондитерские и даже гостиницы. Исследование было проведено в 60 населенных пунктах в восьми регионах страны. В числе исследуемых городов оказался г. Ульяновск, в котором было выявлено 36 320 гаражей и 11 700 производств, находящихся в гаражах[3]. Например, объем годовых продаж мебели в Ульяновске составляет три миллиарда рублей. Компании, работающие на рынке легально, не получают и полумиллиарда. Гараж — это минимизация издержек. Такая занятость становится основным источником заработка, а официальная работа уходит на второй план.
На фоне ухудшающегося состояния российской экономики такой сектор теневой зоны возрастает. В обмен на выход из тени должны создаваться условия для получения дотаций, субсидий, кредитов и прочих льгот от муниципалитетов. Власти способны заставить легализовать бизнес взамен на отсутствие проверок и большие кредитные гарантии.
В ходе закрытого заседания «Совета по стратегическому развитию», Президенту России доложили о 30 млн россиян, которые получают теневые заработки.
Исследование по прямому поручению Президента России проводились Российской академией народного хозяйства и государственной службы (РАНХи ГС). По оценкам экспертов, это 40% экономически активного населения (75.6 млн. человек). В частности, в теневой российской экономике сегодня заняты преимущественно ремесленники, а в классическом понимании этого термина и строители. При этом размер «гаражной экономики» оценивается в четверть ВВП страны.
Если умножить НДФЛ от среднего ежемесячного дохода гражданина России в 35 369 рублей (4597, 97 руб.) * 30 000 000 на количество людей, уклоняющихся от налогов, получается 137,9 миллиардов рублей, проходящих мимо государственной казны ежемесячно[4]. Люди, вовлеченные в теневую экономику, исключены из системы налогообложения страны.
При наличии слабого рынка, возникают предприятия, направленные на выживание и репутацию[5]. Теневая экономика функционирует автономно от официальной экономики, являясь самым обширным сектором. Любая деятельность в сфере теневой экономики является преступной. Предприниматели, вынуждены укрываться от уплаты налогов в условиях непосильного налогового бремени и искать обходные пути, чтобы сохранить свой бизнес. В связи с этим государство должно привлечь весь свой интеллектуальный потенциал, чтобы разработать условия, которые позволяли бы привлечь большинство предпринимателей в сферу законной экономики, сохраняя мотивацию труда, моральную и материальную заинтересованность. В странах с развитой рыночной экономикой удельный вес предприятий, которые ведут законную деятельность, значительно больше, чем в странах с переходной экономикой[6].
Очевидно, что выявление и описание механизмов деятельности гаражных промыслов на различных уровнях способствует созданию закономерностей географического распределения, а также позволяет акцентировать внимание на объеме гаражной экономики в разрезе занятости, степени вовлечения населения, доли в региональном ВРП. Разработка мер для облегченного получения дотаций и субсидий должна использоваться как ресурс развития корпоративных структур экономики регионов.
Список литературы Анализ развития теневой экономики в Ульяновской области
- Дуванова Е. А. Инновационный потенциал региона как неотъемлемый атрибут устойчивого развития предприятия. В сборнике: Региональная инновационная экономика: сущность, элементы, проблемы формирования, новые вызовы.-2016-С. 11-13
- Постановление Правительства Ульяновской области «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года» от 13.07.2015 N 16/319-П (ред. от 31.03.2016)//«Ульяновская правда», N 96(23.737), 15.07.2015.
- Фонд поддержки социальных исследований Хамовники: Гаражная экономика в российской провинции .-http://khamovniky.ru/projects/garazhnaya-ekonomika-v-rossiyskoy-provintsii.html (дата обращения: 10.04.2017).
- Федеральная служба государственной статистики: Рынок труда, занятость и заработная плата .-http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/rates/3aaf0b00420c9778bf91ff2d59c15b71 (дата обращения: 10.04.2017).
- Нуретдинова Ю.В., Статистический обзор земельных отношений в ульяновской области: прошлое в призме будущего//Нуретдинова Ю.В., Нуретдинов И.Г., Хасянов О.Р., Сатдимов М.Ж./Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 8-2 (21). С. 125-127.
- Nuretdinova Y.V. Practical recommendations for university graduates’ readiness formation to occupational mobility//Yakhina Z.S., Yakovlev S.A., Kozhevnikova N.V., Nuretdinova Y.V., Solovyeva N.A./International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 15. С. 7358-7367.