Анализ состояния рисков и барьеров развития предпринимательской деятельности в рамках ЕАЭС
Автор: Кусков А.Н., Сынчикова А.С.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Экономические науки
Статья в выпуске: 3-3 (66), 2022 года.
Бесплатный доступ
В данной статье проведен анализ существующих барьеров и рисков в Евразийском экономическом союзе, которые препятствуют целесообразному и эффективному развитию предпринимательской деятельности. Барьеры являются недопустимыми препятствиями в рамках ЕАЭС, поэтому проводится активная работа по их снижению и созданию безбарьерной среды. Риски в предпринимательской деятельности являются следствием политических событий, эпидемиологической обстановки и экономической ситуации в странах ЕАЭС.
Евразийский экономический союз, предпринимательская деятельность, барьеры в еаэс, виды рисков в еаэс
Короткий адрес: https://sciup.org/170193217
IDR: 170193217
Текст научной статьи Анализ состояния рисков и барьеров развития предпринимательской деятельности в рамках ЕАЭС
Обязательным атрибутом успешного социально-экономического развития страны является эффективное функционирование малого и среднего предпринимательства. Данный вопрос является особенно актуальным в рамках ЕАЭС, что находит подтверждение в политике, проводимой государствами-участниками ЕАЭС: наблюдается процесс принятия соответствующих государственных программ; разрабатываются программы по имущественной, финансовой и информационной поддержки субъектам МСП; создаются специальные инфраструктуры, облегчающие становление и функционирование малых предприятий; формируются институциональные единицы, которые специализируются на оказании помощи предпринимателям.
В рамках поставленных задач Департаментом функционирования внутренних рынков проводится активная работа по обеспечению действия внутренних рынков без барьеров, изъятий и ограничений, а также мероприятия по снижению рисков. Барьеры в отличие от изъятий и ограничений являются недопустимыми препятствиями в рамках ЕАЭС, так как они не соответствуют праву Союза, поэтому проводится активная работа по созданию безба-рьерной торговли в рамках ЕАЭС.
Барьер – препятствие для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза, несоответствующие праву Союза. Лидеры стран-участниц ЕАЭС высказываются об устранении различных барьеров внутри Союза и ускорения создания общих рынков в рамках объединения. Динамика изменения количества барьеров в ЕАЭС представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика изменения количества барьеров в ЕАЭС
Анализируя данные на рисунке 1, следует отметить, что наибольшее количество барьеров было устранено в 2016 году. В целом за последние шесть лет количество барьеров варьируется от 16 до 9. Несмотря на постепенное снижение барьеров, с начала пандемии количество барьеров в торговле между странами-участницами Союза возросло и есть опасения, что они могут только укрепляться.
По состоянию на декабрь 2021 г. в ЕАЭС существует 13 барьеров, из которых один распространяется на все страны – «Ограничение беспрепятственного доступа потенциальных поставщиков к участию в закупках на территории Союза, проводимых в электронном формате, в связи с отсутствием взаимного признания электронной цифровой подписи». Распределение барьеров по странам-участницам ЕАЭС представлено на рисунке 2.

Рис. 2. Распределение барьеров в ЕАЭС по странам за 2021 г.
На основе рисунка 2, можно сделать вывод, что наибольшее количество барьеров приходится на Белоруссию – 4 барьера: ограничения по ввозу животноводческой продукции из РФ, запрет на открытие филиалов юридического лица из стран ЕАЭС, ограничения в области оптовой торговли ломом и отходами черных и цветных металлов, применение ассортиментного перечня товаров. Наименьшее количество барьеров наблюдается в Армении – 1 барьер: взимание пошлины при экспорте лома и отходов черных и цветных металлов.
В Киргизии существует 3 барьера: запрет на государственные закупки из одного источника или у единственного поставщика; освобождение от НДС сельскохозяйственной техники, произведенной на предприятиях Кыргызской Республики и поставляемой сельскохозяйственным производителям; установление механизма «минимального уровня контрольных цен» на импортируемые товары.
В Российской Федерации установлено 2 барьера: запрет на поставку томатов и перцев по причине выявления в них карантинных объектов; установление обяза- тельных требований к продукции, не включенной в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза.
В Казахстанской Республике аналогично существует всего 2 барьера: ограничения по допуску отдельных видов продукции и услуг к государственным закупкам путем осуществления закупок у поставщиков из Республики Казахстан, включенных в перечень квалифицированных потенциальных поставщиков и применение дополнительных требований в части необходимости оснащения устройством вызова экстренных оперативных служб находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств категорий М и N, используемых для перевозок пассажиров и багажа, а также опасных грузов.
Если анализировать сферы регулирования барьеров во внутренней торговле ЕАЭС, то они затрагивают следующие направления (рис. 3): государственные закупки, налоговая политика, санитарные, ветеринарно-санитарные и фитосанитар-ные меры, техническое регулирование и торговля услугами.

Рис. 3. Сферы регулирования барьеров
Из рисунка 3 видно, что наибольшее количество барьеров затрагивает государственные закупки (1 общий барьер, а также по одному барьеру в Киргизии и Казахстане), налоговую политику (2 барьера в Киргизии и 1 в Армении), торговлю услугами (3 барьера в Белоруссии). Наименьшее количество барьеров в техническом регулировании (по 1 барьеру в РФ и Казахстане) и санитарные, ветеринарносанитарные и фитосанитарные меры (по 1 барьеру в РФ и Белоруссии).
Если анализировать состояние барьеров в ЕАЭС по годам, то следует отметить, что с 2017 года сохраняется один общий барьер, распространяющийся на все страны, с 2018 года - два барьера (по одному в Белоруссии и в Казахстане), с 2019 года – четыре барьера (по одному в Казахстане, России, Белоруссии и Армении), с 2020 года – два барьера (по одному в Казахстане и Белоруссии). Также в 2021 г. возникло четыре новых барьера (два в Киргизии, по одному в Белоруссии и России).
В целом с 2015 года был устранен 51 барьер, на данный момент времени проводится активная работа по реализации мероприятий по устранению еще 13 барьеров. Борьба ЕАЭС с барьерами осложняется тем фактором, что ей приходится иметь дело с последствиями решений, принятых на национальном уровне. Поэтому возникают предложения о создании национальных систем мониторинга барьеров.
Огромная заслуга стран Союза заключается в содействии по устранению барьеров. Данная тенденция важна для обеспечения эффективного функционирования рынков интеграционного объединения.
Евразийская экономическая комиссия развивает инструментарий работы по обеспечению функционирования внутреннего рынка ЕАЭС путем подготовки базовых документов в сфере устранения препятствий.
Формирование безбарьерного пространства для развития предпринимательства реализуется через следующие инициативы:
-
1. Цифровые транспортные коридоры в ЕАЭС – направлены на интеграцию информации о транспортных средствах, экипажах, грузах, разрешительных и сопроводительных документах на всех этапах перевозки на всем пространстве ЕАЭС (распоряжением ЕМПС от 31 января 2020 г. № 4 утвержден верхнеуровневый план проекта).
-
2. Унифицированная система поиска «Работа без границ» - позволит соискателям вакансий и работодателям осуществить поиск работы или подбор персонала на территории нескольких государств-членов.
-
3. Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий – предназначена для вовлечение малых и средних предприятий в производственные цепочки крупных производителей, возможность продвижения продукции субъектов промышленности с использованием международных цифровых экосистем государств-членов и третьих стран.
На фоне ухудшения внешнеэкономической ситуации в мире это влияет и на увеличение рисков для экономик государств-членов ЕАЭС. Ухудшение внешних геопо- литических и экономических условий, а также социальные колебания, которые наблюдаются во многих странах приводят
Для оценки влияния рисков на предпринимательскую деятельность в ЕАЭС следует изучить динамику взаимной тор- к росту неопределенных рисков, склонных говли между странами Союза за 2019- к смещению в негативную сторону. 2020 гг. (рис. 4).

янв. фев. март апр. май июн. июл. авг. сент. окт. нояб. дек.
Рис. 4. Динамика взаимной торговли товарами государств-членов ЕАЭС за 2019-2020 гг., млрд. долларов США
На основе данных, представленных на рисунке 4, можно сделать вывод, что в 2020 году наблюдается падение взаимной торговли на 0,9 млрд. долл. (15% по отношению к 2019 г.), что непосредственно связано с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19. Наибольшее падение объема торговли наблюдается с марта по июнь, на что повлияло введение локдауна в странах.
В 2021 году ситуация значительно изменилась, и взаимная торговля достигла рекордных 72,6 млрд. долларов США. Данный показатель на 31,9% больше 2020 г. и на 17,8% 2019 г. Объем внешней торговли на 35,1% больше показателя 2020 г. – 844,2 млрд долларов США. Экспорт товаров увеличился на 44,1%, а импорт на 22,6%.
Современные риски, влияющие на развитие предпринимательской деятельности в ЕАЭС зависят от следующих факторов:
-
1. Влияние последствий пандемии коронавирусной инфекции.
-
2. Политические ситуация в регионе.
-
3. Действие санкционных ограничений.
Несмотря на высокие показатели экономики в 2021 г. сохраняется перечень экономических рисков: падения реальных доходов населения и рост безработицы по- сле ковидных мер, сохранение возможности остановки отраслей и производств, санкционные ограничения. Страны ЕАЭС объединились для нивелирования данного риска путем создания «зелёного коридора», который подразумевает беспошлинный ввоз социально важных товаров (продуктов питания и лекарств), и в то же время запрет на вывоз лекарственных средств и средств индивидуальной защиты (данная тенденция наблюдается и в других странах на мировой арене). При этом в странах-участницах ЕАЭС сохраняются финансовые и доходные риски.
Как показал 2020 г. важным фактором в удержании своих позиций для всех предпринимателей стал переход в digital. Под угрозой до сих пор находятся компании с минимальным внедрение информационных технологий. Таким образом, возникает такой риск как неправомерное использование объектов интеллектуальной собственности на территории ЕАЭС.
На фоне общественных колебаний из-за завышенного ожидания предпринимателей возрастают репутационные риски организаций. В тяжелое время пандемии не все компании смогли удержаться на месте, так достаточно пострадал ресторанный бизнес, туризм и в целом сервисные услуги.
Один из важных рисков, влияющих на предпринимательство в ЕАЭС – политический риск. Он непосредственно связан с политическими событиями в странах ЕАЭС, которые приводили к общественным беспорядкам: политический кризис в Белоруссии, конфликт в Нагорном Карабахе, а также геополитические последствиями пандемии – ограничения на трансграничное передвижение людей, усиление мер на экспортном контроле, по- явление «вакцинного национализма».
Возникновение политических рисков не только влияет на товарооборот между странами, но также влияют на логистиче- ские операции и повышают таможенные риски. Таможенные риски в ЕАЭС связаны с тем, что наблюдалась снижение грузовых перевозок в направлении политических конфликтов, это повлияло на экспорт между странами ЕАЭС, например, из-за отсутствия границы между некоторыми
С 2020 г. В ЕАЭС проводится активная работа по минимизации рисков отмывания преступных доходов. Данное направление связано с тем, что на фоне реализации свободы движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала, стали появляться риски создания и использования схем по отмываю денег и финансированию терроризма. В ЕАЭС создана специальная группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, которая направлена на снижение данных рисков от интеграции в странах в рамках Союза.
Таким образом, важная работа заключа- ет в определении и распознавании возникающих рисков и барьеров в ЕАЭС, а также в их минимизации на всей территории объединения. Важной составляющей является интеграция всех стран для решения возникающих препятствий на пути развития предпринимательства в ЕАЭС.
странами приходилось проводить транзит через страны, не входящие в Союз.
Список литературы Анализ состояния рисков и барьеров развития предпринимательской деятельности в рамках ЕАЭС
- Департамент функционирования внутренних рынков. Работа по выявлению и устранению препятствий. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/internal_market/work/Pages/default.aspx (дата обращения: 03.02.2022).
- Развитие евразийской интеграции. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/razvitie_evraziyskoy_inintegrac/(дата обращения: 03.02.2022).
- Реестр препятствий. Портал общих информационных ресурсов и открытых данных. Функционирование внутренних рынков // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://barriers.eaeunion.org/ru-ru/Pages/obstacles.aspx?countries (дата обращения: 05.02.2022).
- Овсянникова М.А. Риски для предпринимательской деятельности и экономик государств-членов ЕАЭС // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - №6-2 (76). - С. 122-125.
- EDN: IXIJRO