Анализ современной климатической политики Европейского союза
Автор: Алексеев Птр Викторович
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Экономика
Статья в выпуске: 10, 2023 года.
Бесплатный доступ
Одной из важнейших проблем мирового сообщества в XXI в. является глобальное потепление. В целях ее решения в 2015 г. было принято Парижское соглашение по климату. В рамках его реализации 11 декабря 2019 г. Европейский союз принял Европейскую зеленую сделку, предусматривающую достижение чистого нулевого уровня выбросов парниковых газов к 2050 г. 14 июля 2021 г. ЕС утвердил климатическую программу Fit for 55, направленную на реализацию сделки. 8 марта 2022 г. Евросоюз принял амбициозную стратегию отказа от импорта ископаемых видов топлива из России, перехода к возобновляемым источникам энергии (REPowerEU). В статье на основе анализа сделан вывод, что современная климатическая политика ЕС является логическим продолжением плана Маршалла по установлению господства над европейскими странами в целях их деиндустриализации и превращения в колонии США. Во многом в результате реализации этой контрпродуктивной климатической политики, противоречащей национальным интересам государств-членов, Европейский союз переживает стагфляцию и постепенно теряет конкурентные позиции в мировой экономике. В этой новой реальности ЕС стоит перед вызовом пересмотра и корректировки климатической политики в регионе.
Климат, климатическая политика, парниковые газы, глобальное потепление, европейская зеленая сделка, система торговли выбросами ес, международное сотрудничество в сфере климатической политики, глобальные проблемы
Короткий адрес: https://sciup.org/149143265
IDR: 149143265 | DOI: 10.24158/tipor.2023.10.15
Текст научной статьи Анализ современной климатической политики Европейского союза
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, ,
Financial University under the Government of Russian Federation, Moscow, Russia, ,
кой, совершенствованием и реализацией климатической политики, рассмотрены в работах российских ученых В.Б. Агафонова, С.Ю. Глазьева, А.И. Ильинского, И.В. Лукашенко, М.В. Мажори-ной, А.С. Монина, И.И. Мохова, С.А. Пановой, В.В. Перской, Б.Н. Порфирьева, С.А. Рогинко, Б.Б. Рубцова, З.В. Сергеевой, С.Н. Сильвестрова, Л.Г. Чувахиной, Б.А. Шахназарова, А.А. Широва, Ю.А. Шишкова, М.А. Эскиндарова («Зеленые финансы»…, 2018; Перская, Эскиндаров, 2023), а также зарубежных исследователей Д. Бхагвати (Bhagwati, 1971); К. Дюпон, Д. Розамонда, Б. Заки (Dupont et al., 2023); Х. Ванга с соавторами (Wang et al., 2021) и многих других. Тем не менее в целом данная проблематика изучена недостаточно.
По метеорологическим данным, глобальная приповерхностная температура (определяемая на высоте 2 м от поверхности Земли) в XX в. увеличилась на 0,6 °С. Это значительно больше, чем за предыдущие 2 000 лет1. Большинство экспертов сходятся во мнении, что в XXI в. глобальное потепление продолжилось. При этом в последние десятилетия скорость повышения глобальной температуры увеличивается. По оценке Межправительственной группы экспертов по изменению климата, определяющую роль в глобальном потеплении играют антропогенные факторы, что связано с возрастанием содержания парниковых газов (ПГ) в атмосфере, главным образом диоксида углерода2.
Адекватное и правильное рассмотрение вопросов, связанных с климатической политикой, предполагает определение базовых понятий в данной сфере. Климат можно трактовать как многолетнюю совокупность погодных условий, наблюдаемых в конкретной области; статистику погод. Климатическая политика – это деятельность по управлению общественными процессами, направленными на обеспечение смягчения последствий изменения климата, адаптацию к климатическим изменениям, укрепление и развитие информационной, научной, социально-экономической политики в области климата. Парниковые газы – газообразные составляющие атмосферы – как природного, так и антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное излучение. Согласно Приложению А к Киотскому протоколу к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, к парниковым газам относятся диоксид углерода (CO 2 ), метан (CH 4 ), закись азота (N 2 O), гидрофторуглероды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ), гексафторид серы (SF 6 )3.
Для решения глобальной климатической проблемы 12 декабря 2015 г. 21-й сессией Конференции сторон Рамочной конвенции об изменении климата ООН (РКИК ООН) было принято Парижское соглашение по климату4, стратегической целью которого является удержание прироста глобальной средней температуры к концу XXI в. в пределах намного ниже 2 °С сверх доиндустриальных показателей 1850–1900 гг. и приложение усилий для ограничения повышения температуры на уровне 1,5 °С. По состоянию на сентябрь 2019 г. Парижское соглашение обязательно для 185 стран и ЕС.
В рамках реализации Парижского соглашения ЕС 11 декабря 2019 г. принял Европейскую зеленую сделку (ЕЗС, European Green Deal)5, предусматривающую достижение чистого нулевого уровня выбросов парниковых газов к 2050 г.6 ЕЗС была обозначена в качестве важнейшего приоритета стратегии Европейской комиссии (ЕК) на период 2019–2024 гг.7 В интересах реализации ЕЗС ЕК 14 июля 2021 г. приняла климатическую программу Fit for 558, определяющую промежуточную цель - сокращение выбросов ПГ не менее чем на 55 % к 2030 г. по сравнению с уровнем 1990 г. – и предусматривающую следующие меры по ее достижению:
-
- введение трансграничного углеродного регулирования;
-
- повышение результативности Системы торговли выбросами ЕС (СТВ ЕС);
-
- внесение необходимых корректировок в резерв устойчивости рынка СТВ ЕС;
-
- распространение СТВ ЕС на сектор морского транспорта и внедрение CORSIA1 для авиации;
-
- создание новой СТВ для выбросов от топлива, используемого в зданиях и дорожном транспорте;
-
- справедливое и экономически эффективное повышение целевых показателей государств-членов по сокращению выбросов;
-
- повышение целей по выбросам CO 2 для автомобилей и микроавтобусов с 2030 г.;
-
- реформирование Положения о землепользовании и лесном хозяйстве;
-
- защита и расширение площади лесов Европы2.
Важным документом в сфере климатической политики ЕС является разработанная ЕК амбициозная стратегия отказа от импорта ископаемых видов топлива из России, перехода к возобновляемым источникам энергии REPowerEU, содержащаяся в Сообщении Европейскому парламенту, Совету и другим европейским структурам от 8 марта 2022 г.3 18 мая 2022 г. ЕК приняла Сообщение, содержащее меры по реализации указанной стратегии4.
Как отмечает ЕК, в рамках стратегии REPowerEU ЕС были реализованы следующие меры.
-
1. Диверсификация источников поставок энергоресурсов. С сентября 2022 г. российский газ составляет лишь 8 % всего трубопроводного импорта природного газа в ЕС по сравнению с 41 % импорта ЕС из России в августе 2021 г. Как считает Европейская комиссия, реализация плана REPowerEU ЕС позволила диверсифицировать энергоснабжение главным образом за счет следующих мер:
-
- заключение соглашений с третьими странами о трубопроводном импорте природного газа;
-
- инвестирование в совместную закупку сжиженного природного газа;
-
- налаживание партнерства с Намибией и Египтом для обеспечения безопасных и устойчивых поставок водорода;
-
- подписание соглашений с Египтом и Израилем о поставках природного газа в ЕС.
-
2. Обеспечение доступных поставок энергии. Энергетическая платформа ЕС (EU Energy Platform), запущенная в апреле 2022 г., сыграла решающую роль в диверсификации поставок энергоносителей в течение 2022 г. Платформа помогает координировать действия ЕС и переговоры с внешними поставщиками газа с целью не допустить, чтобы страны Евросоюза препятствовали друг другу закупать энергоресурсы на выгодных условиях. Платформа также использует возможности единого рынка для достижения лучших условий для всех потребителей ЕС. В 2022 г. Европейский союз предложил общие закупки газа, чтобы избежать каких-либо перебоев в энергоснабжении. Эта система позволила государствам ЕС обеспечивать некоторую долю потребностей в газе совместно, а не конкурировать между собой за дефицитные поставки. В мае 2023 г. ЕС удалось привлечь заявки от 25 компаний-поставщиков в объеме более 13,4 млрд кубометров природного газа. Это значительно превышает совместный запрос в размере 11,6 млрд кубометров, который компании ЕС подали в рамках первого тендера (в рамках механизма AggregateEU). Компании Евросоюза теперь смогут согласовывать условия контрактов на поставку напрямую с предприятиями-поставщиками.
-
3. Новые правила хранения газа. Чтобы избежать отключений и дефицита электроэнергии, страны ЕС согласились заполнить газовые хранилища перед зимой 2023/2024 гг. Целью Евросоюза, согласованной в 2022 г., было заполнить газовые хранилища на 80 % к 1 ноября 2022 г. По данным ЕК, страны-участницы перевыполнили этот показатель, достигнув 95 % объема хранилищ.
-
4. Экономия энергии. На уровне ЕС государства-члены согласились с предложениями ЕК о добровольном сокращении использования газа на 15 % зимой 2022/2023 гг. По данным Еврокомиссии, спрос на газ снизился на 18 %, превысив целевой показатель. По предложению ЕК цель добровольного сокращения спроса на газ в марте 2023 г. была продлена странами-участницами еще на один год1.
Задолго до принятия стратегии REPowerEU вследствие антироссийских санкций началось сокращение поставок природного газа в ЕС, что привело к энергетическому кризису в Евросоюзе в сентябре-октябре 2021 г. В русле реализации стратегии REPowerEU 8 апреля 2022 г. ЕС ввел запрет на импорт из России угля и других твердых ископаемых видов топлива, а 3 июня 2022 г. -эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов из России2. Эти запреты усугубили энергетический кризис в Европейском союзе.
Нелегитимные и контрпродуктивные антироссийские санкции, введенные ЕС в русле реализации стратегии REPowerEU, противоречат национальным интересам государств – членов ЕС и наносят им значительный ущерб. Энергетический кризис, вызванный данными санкциями, привел к промышленному кризису в блоке. По данным газеты Financial Times, многие предприятия ЕС, столкнувшись с беспрецедентным повышением цен на энергоносители и снижением конкурентоспособности и потребительского спроса, были вынуждены сократить или остановить производ-ство3. По оценкам аналитиков американского инвестиционного банка Jefferies, вследствие энергетического кризиса были остановлены около 10 % производственных мощностей сталелитейной промышленности ЕС. Европейская ассоциация предприятий цветной металлургии Eurometaux заявила, что все цинковые заводы блока были вынуждены сократить или даже полностью прекратить выпуск продукции. Кроме того, Евросоюз потерял 50 % производства первичного алюминия. Вследствие энергетического кризиса были законсервированы около 27 % производств кремния и ферросплавов и 40 % печей для выпуска ферросплавов. По данным европейской ассоциации производителей удобрений Fertilizers Europe, сектор удобрений, который использует природный газ в качестве сырья для получения аммиака, также пострадал: 70 % производственных мощностей были законсервированы. По оценкам американского инвестиционного банка Goldman Sachs, 40 % производственных мощностей химической промышленности ЕС находятся под угрозой остановки, если повышение цен на энергоносители не будет сдержано. В заявлении немецкой химической группы Covestro отмечено: «ввиду быстрого роста цен на энергоносители мы постоянно сокращаем уровень нашего производства в Европе»4. Аналогичная ситуация сложилась в сегментах выпуска пластмасс, керамических изделий и других энергоемких отраслях.
По оценкам американской консалтинговой компании Rhodium, всего на семь секторов промышленности ЕС приходится примерно 81 % спроса на природный газ: химическая промышленность, черная металлургия, производство цемента, производство стекла, нефтеперерабатывающая промышленность, целлюлозно-бумажная промышленность, полиграфическая промышленность. В некоторых из этих отраслях временные остановки не только приводят к убыткам, но и могут вызвать необратимое повреждение оборудования. Так, французский производитель стекла Arc International был вынужден остановить часть печей для выплавки после четырехкратного увеличения затрат на приобретение природного газа. Печи были необратимо повреждены и подлежат замене. Кроме того, примерно треть сотрудников была отправлена в отпуск на два рабочих дня в неделю, а спрос на продукцию компании резко сократился. Повсеместные остановки производства вызывают у местных предпринимателей опасения, что энергетический кризис обусловит их вытеснение с европейского рынка конкурентами из регионов с более низкими затратами на электроэнергию. По мнению Д. Саворани, президента ассоциации итальянских производителей керамики Confindustria Ceramica, «сокращение или прекращение экспорта, даже временное, может привести к необратимому уменьшению доли рынка». Как отмечено в обращении Европейской ассоциации промышленных предприятий председателю ЕК У. фон дер Ляйен и председателю Европейского совета Ш. Мишелю, «рост цен на энергоносители в настоящее время ускоряет снижение конкурентоспособности европейских промышленных потребителей энергии.
Без немедленных действий по ограничению повышения цен на энергоносители ущерб будет не-поправимым»1. По мнению американского обозревателя Л. Джонсона, поддержка государствами – членами ЕС антироссийских санкций США привела к остановке многих предприятий и деиндустриализации в ЕС, а сами США столкнулись с экономической катастрофой, которая выразилась в обвале их фондового рынка и нарастании рецессии2.
Предпосылки для нынешнего беспрецедентного кризиса в ЕС были заложены в 1948 г., когда в США был принят закон «Об оказании экономической помощи иностранным государ-ствам»3, в котором был юридически закреплен так называемый план Маршалла. Выдвинутый госсекретарем США Дж. Маршаллом, он предусматривал предоставление экономической помощи западноевропейским странам, пострадавшим в результате Второй мировой войны, на базе двусторонних соглашений. Помощь общим объемом 13,3 млрд долл. оказывалась в течение следующих 4 лет 18 государствам. Однако истинной целью плана было экономическое закабаление западноевропейских стран, которое должно было облегчить установление над ними политического и военного контроля со стороны США, их деиндустриализацию, превращение в колонии США. Форсированное создание НАТО в 1949 г. позволило Соединенным Штатам закрепить господство над западноевропейскими странами. В результате они до сих пор следуют в фарватере внешней политики США. Это ярко проявилось в 2014 г., когда ЕС поддержал гибельную для него политику антироссийских санкций, навязанную ему Вашингтоном4.
В результате антироссийских санкций, промышленного кризиса, стагнации темпов прироста ВВП, повышения гармонизированного индекса потребительских цен (ГИПЦ) (таблица 1) в 2022 г. в ЕС началась стагфляция, приводящая к быстрой утрате Европейским союзом конкурентных позиций в мировой экономике. В связи с этим обозреватель американского журнала Forbes К. Рапоза пишет: «Учитывая, что цена одного мегаватт-часа природного газа более чем на 100 долл. выше, чем год назад, экономики Западной Европы движутся в Средневековье»5.
Таблица 1 – Основные макроэкономические показатели Европейского союза в 2011–2023 гг., %6
Table 1 – Main Macroeconomic Indicators of the European Union in 2011–2023, %
Показатель |
Год |
|||||||||
2011 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Январь – июнь 2023 г. |
|
Реальный темп прироста ВВП |
1,9 |
2,3 |
2,0 |
2,8 |
2,1 |
1,8 |
-5,6 |
5,4 |
3,5 |
0,2 |
Темп прироста промышленной продукции |
3,7 |
2,7 |
1,8 |
3,2 |
1,2 |
-0,2 |
-7,3 |
8,3 |
1,9 |
-1,2 |
ГИПЦ |
2,9 |
0,1 |
0,2 |
1,6 |
1,8 |
1,4 |
0,7 |
2,9 |
9,2 |
6,4 |
Доля ВВП ЕС в мировом ВВП |
15,9 |
15,2 |
15,6 |
15,6 |
15,4 |
15,3 |
14,9 |
14,8 |
14,9 |
- |
Следует отметить, что климатическая политика ЕС в целом контрпродуктивна, поскольку климатические цели Европейского союза и других стран не соответствуют глубине и масштабам современного климатического кризиса. По данным Программы ООН по окружающей среде, несмотря на некоторый прогресс и адаптацию климатических целей, а также многочисленные обязательства предприятий добиться чистых нулевых выбросов в будущем, мировому сообществу еще далеко до достижения стратегической цели Парижского соглашения по климату. По оценкам Программы ООН по окружающей среде, при сохранении нынешних климатических целей глобальная средняя температура повысится на 2,8 °С к концу XXI в., что означает невыполнение стратегической цели Парижского соглашения по климату1. Следовательно, мировому сообществу необходимо пересмотреть существующие климатические цели в сторону повышения и достичь нового консенсуса по определяемым на национальном уровне вкладам в соответствии с положениями РКИК ООН и Парижского соглашения по климату. Политика санкций, проводимая ЕС, усиливает геополитическую нестабильность, фрагментацию мирового хозяйства, препятствует международному сотрудничеству в сфере климатической политики.
Резюмируя сказанное, следует отметить, что современная климатическая политика ЕС является логическим продолжением реализации плана Маршалла по установлению господства США над европейскими странами в целях их деиндустриализации и превращения в колонии США. Во многом в результате осуществления этой нелегитимной, контрпродуктивной и противоречащей национальным интересам государств-членов климатической политики Евросоюз переживает стагфляцию, быстро теряя конкурентные позиции в мировой экономике. В связи с этим перед ЕС возник вызов пересмотра и корректировки климатической политики в регионе.
Список литературы Анализ современной климатической политики Европейского союза
- «Зеленые финансы» в мире и России : монография / Б.Б. Рубцов, И.А. Гусева, А.И. Ильинский, И.В. Лукашенко, С.А. Панова, А.Ф. Садретдинова, С.М. Алыкова ; под ред. Б.Б. Рубцова. М., 2018. 168 с.
- Перская В.В., Эскиндаров М.А. Полицентризм : монография. М., 2023. 287 с.
- Постсоциалистический мир: итоги трансформации : монография : в 3 т. / под общ. ред. С.П. Глинкиной. Т. 1. Центральная и Восточная Европа. СПб., 2017. 426 с.
- Сергеева З.В. Четвертый энергетический переход и европейский энергетический кризис: уроки для ЕАЭС // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2023. Т. 17, № 2. С. 153-168. https://doi.org/10.22394/2073-2929-2023-02-153-168.
- Bhagwati J. The generalized theory of distortions and welfare // Trade, balance of payments and growth: Papers in international economics in honor of Charles P. Kindleberger / ed. by J. Bhagwati, R. Jones, R. Mundell, J. Vanek. Amsterdam, 1971.
- Dupont C., Rosamond J., Zaki B. Investigating the scientific knowledge-policy interface in EU climate policy // Policy & Politics. 2023. June. P. 1-20. https://doi.org/10.1332/030557321X16861511996074.
- Wang H., Huang X., Zhao X., He J. Key global climate governance problems and Chinese countermeasures // Chinese Journal of Population, Resources and Environment. 2021. Vol. 19, no. 2. P. 125-132. https://doi.org/10.1016/j.cjpre.2021.12.014.