Анализ современных способов местной профилактики и лечения ограниченных ожогов в Самарском регионе

Автор: Толстов Анатолий Владимирович, Новиков Иосиф Витальевич, Подсевалова Инна Васильевна

Журнал: Известия Самарского научного центра Российской академии наук @izvestiya-ssc

Рубрика: Клиническая медицина

Статья в выпуске: 5-3 т.17, 2015 года.

Бесплатный доступ

Несмотря на совершенствование методов лечения, высокий процент инфекционных осложнений, развитие резистентности у микроорганизмов к используемым лекарственным препаратам, снижение общей и местной иммунологической реактивности организма требует дальнейшего изучения, разработки и совершенствования способов местной терапии ожогов. Анализ архивного материала за полный календарный 2012-2013 гг. позволил составить алгоритм местной терапии локальных ожогов и дать практические рекомендации с применением современных способов лечения у пострадавших от ожогов.

Ожоговая травма, ожоговая инфекция, локальные ожоги, алгоритм местного лечения, раневые покрытия

Короткий адрес: https://sciup.org/148205716

IDR: 148205716

Текст научной статьи Анализ современных способов местной профилактики и лечения ограниченных ожогов в Самарском регионе

Ожоги имеют многовековую историю, однако методы, средства и тактика лечения пострадавших от ожогов до настоящего времени остаются одной из актуальных проблем современной медицины.

Лечение ран, в том числе и ожоговых, является одной из важнейших проблем хирургии [1, 6, 7]. Это связано с увеличением количества пациентов с раневыми дефектами вследствие роста числа пожаров, случаев дорожного травматизма, трофических нарушений [2]. За последние 5 лет не появилось радикально новых методов восстановления дефектов кожного покрова, сохраняются проблемы, связанные с дефицитом донорских тканей [3].

В современной комбустиологии наибольшее распространение получило местное применение лекарственных средств на раневую поверхность. В России разработаны и используются различные перевязочные материалы, которые по своей эффективности соответствуют зарубежным аналогам, а по некоторым параметрам их превосходят [3, 4].

Современным подходом в местном лечении ожоговых ран является применение раневых покрытий на основе биологически активных гидрогелей с антисептиками, ферментами и местными

анестетиками, рассасывающимися пленочными покрытиями на основе полилактидов [5].

Несмотря на совершенствование методов лечения, высокий процент инфекционных осложнений, развитие резистентности у микроорганизмов к используемым лекарственным препаратам, снижение общей и местной иммунологической реактивности организма требует дальнейшего изучения, разработки и совершенствования способов местной терапии ожогов. Нерешенной проблемой остается выбор лекарственных препаратов или их эффективных комбинаций для местного лечения ожоговых ран и раневой инфекции, при этом частота гнойных осложнений остается высокой (20-60%).

Цель исследования. Анализ состояния местной профилактики и лечения локальных ожоговых ран при применении современных способов терапии в Самарском регионе.

Материалы и методы исследования. Приступая к анализу способов местного лечения ожоговых ран, прежде всего представлялось целесообразным в качестве ориентира получить представление о состоянии дел, касающихся применения современных методов местной терапии при ожоговой травме, каковыми являются раневые покрытия, используемые в Межрегиональном центре термических поражений г. Самары. Составить такого рода представления в разрезе перспективы собственных исследований, включая отбор отдельных заключений для сопоставительного анализа, оказалось возможным путем обработки архивного материала за полный календарный 2012-2013 гг. Всего анализу подверглись истории болезней 220 пострадавших с ожогами II-IIIA, Б-IV степени без признаков ожогового шока. Инфекция ожоговых ран развилась у 100 больных, а это составило 45,45%. Такой высокий процент инфекционных ослож- нений, разумеется, не может в полной мере отражать состояние принятой в базовом лечебном учреждении профилактики, поскольку сроки поступления пострадавших в стационар после ожоговой травмы, и, следовательно, сроки начала применения профилактических мероприятий были не всегда ранними, а от этого во многом зависит, как это видно из таблицы 1, частота нагноений. Если учесть, что все 128 пострадавших второй группы, обозначенной в таблице 1, с поздним обращением в стационар (позже 24 часов), у которых в 52,34% случаев уже имелись отчетливо выраженные признаки нагноения, против 36,22% инфекционных осложнений в группе больных с ранним обращением за медицинской помощью, то польза своевременно начатой профилактики совершенно очевидна. Правда, тот факт, что проводимая в базовом лечебном учреждении профилактика хотя и позволяет приблизительно в 1,44 раза снизить частоту инфекционных осложнений, тем не менее, в 36,22% случаев все же не обеспечивает подавления нагноения, поэтому дать высокую оценку ее эффективности не представляется возможным.

Поскольку оценка состояния современной системы профилактики с применением раневых покрытий имеет прямое отношение к разработке нашей исследовательской темы, преследующей цель усовершенствовать ее, постольку возникшая неудовлетворенность ее состоянием требует более детального анализа.

Как уже отмечалось, профилактика в сочетании с первичным туалетом ожоговой раны заключалась в основном в применении раневых повязок Активтекс ХФЛ, ПараПран (хлоргексидин), Силкофикс Поли, Аквасель, ВоскоПран (левомиколь), Сюспур-дерм. В связи с этим представлялось чрезвычайно интересным определить в сравнительном аспекте частоту инфекционных осложнений у всех 139 пострадавших в зависимости от применения с профилактической целью разных раневых покрытий (табл. 2).

Анализ представленных в таблице 2 данных позволяет сделать ряд заключений, имеющих настолько важное, с нашей точки зрения, практическое значение, что на них следует остановиться подробно.

Во-первых, широко практикуемое, вероятно по экономическим соображениям, а также с учетом доступности, применение повязки ПараПран (хлоргексидин), с профилактической целью у больных с ожогами I-II степени, поступивших в стационар в ранние сроки (до 24 часов), может быть и не лишено смысла, хотя и не смогло предотвратить нагноение ран у 62,5% пациентов. Однако, в отличие, например, от применения традиционных средств (хлоргексидин, бетадин, левомиколь), удалось сократить срок лечения на 2 дня. Применение повязки Силкофикс Поли с профилактической целью у больных с ожогами I-II степени (до 24 часов) позволило избежать развития нагноения у всех 8-ми пациентов и сократить срок пребывания в стационаре в 2,2 раза по сравнению с традиционным лечением и на 4 дня по сравнению с применением повязки ПараПран.

Профилактика местных инфекционных осложнений у больных II-IIIA степени, поступивших в стационар в ранние сроки (до 24 часов), проводилась повязками ПараПран (хлоргексидин), Активтекс ХФЛ и Силкофикс Поли. Частота гнойных осложнений при применении покрытия ПараПран (хлоргексидин) составила 75,0%, а средний койко-день 21,0±2,75, при Активтекс ХФЛ – 42,85%, а продолжительность лечения – 15,4±1,25, соответственно при применении покрытия Силкофикс Поли инфекция ожоговых ран выявлена у 25,0% больных и средний койко-день

Таблица 1. Зависимость частоты гнойных осложнений от срока поступления пострадавших в стационар (%)

Сроки поступления больных в стационар

Всего поступивших в данный период

В т.ч. гнойных осложнений

%

Р

В течение первых 24 часов

92

33

36,22

< 0, 05

Позже 24 часов

128

67

52,34

< 0, 05

Таблица 2. Частота гнойных осложнений при профилактическом применении разных раневых покрытий (%)

Средства профилактики

Количество назначений

В т.ч. гнойных осложнений

%

Активтекс ХФЛ

14

6

42,85

ПараПран (хлоргексидин)

19

14

73,68

Силкофикс Поли

32

6

18,75

Аквасель

28

7

25

ВоскоПран (левомиколь)

22

17

77,27

Сюспур-дерм

24

13

54,16

составил 11,48±1,16 (Р<0,05). Нами также отмечено, что при промокании раневого покрытия у тех больных, у которых применялось УФО ран, не выявлено местной ожоговой инфекции.

Таким образом, профилактика у больных II-IIIA степени в ранние сроки с применением покрытия Силкофикс Поли оказалась в 3 раза эффективнее покрытия ПараПран (хлоргексидин) и в 1,7 раза лучше, чем покрытие Активтекс ХФЛ, при этом срок лечения сократился на 10 и 4 дня соответственно. В связи с этим покрытие Сил-кофикс Поли внесено нами в алгоритм местного лечения пострадавших от ожогов с поверхностными неинфицированными ранами.

Профилактика гнойных осложнений у пациентов с инфицированными ожогами II-IIIA степени, поступивших в стационар в поздние сроки (позже 24 часов), проводилась также повязками Аквасель, ВоскоПран (левомиколь), Сюспур-дерм. При этом частота нагноений при применении раневой повязки Аквасель составила 25,0%, а средний койко-день 10,8±1,22. При профилактике повязкой ВоскоПран (левомиколь) местные инфекционные осложнения выявлены у 77,27%, а средний койко-день составил 19,52±3,36, соответственно с повязкой Сюспур-дерм – 54,16% и койко-день 15,4±2,43 (Р<0,05). Нами отмечено, что применение магнитотерапии у больных с инфицированными поверхностными ожогами также приводит к снижению частоты нагноений.

Таким образом, профилактика у больных II-IIIA степени, поступивших в поздние сроки (позже 24 часов), с применением покрытия Ак-васель, оказалась в 3 раза эффективнее покрытия ВоскоПран (левомиколь), при этом срок лечения больных сократился на 9 дней и в 2,1 раза лучше, чем с использованием покрытия Сюспур-дерм, а срок пребывания в стационаре сократился на 5 суток. Вот почему раневое покрытие Аквасель внесено нами в алгоритм местного лечения поверхностных инфицированных ожогов.

В порядке основополагающего заключения отметим, что анализ данных, представленных в таблице 2, ориентирует на настоятельную необходимость дальнейшей научной разработки более эффективной системы организации профилактики местных инфекционных осложнений при ожоговой травме. С учетом отмеченной весьма высокой частоты гнойных осложнений, эта проблема в наших условиях продолжает сохранять свою актуальность. Если, положив в основу такой критерий как срок очищения раны от гнойнонекротических тканей, оценить уже лечебную эффективность различных раневых покрытий, которые были представлены в основном покрытиями Гидросорб, Сорбалгон и Мепилекс, то результат будет выглядеть следующим образом.

Всего получили лечение 80 пострадавших, поступивших в стационар с ожогами II-IIIA, Б-IV степени без признаков ожогового шока.

Раневые покрытия применялись после удаления струпа (некрэктомия). Раневое покрытие Гидросорб применили у 28 больных с локальными глубокими ожогами. При этом средний срок очищения раны от гнойно-некротических тканей составил 10,12±0,75 дня, а у 12 пациентов с ожогами IIIБ степени до 1% п.т. лечение закончилось без оперативного вмешательства. Общее количество койко-дней составило – 36,27±3,68 дней. Лечение раневым покрытием Сорбалгон проводилось у 31 пострадавшего от ожогов. Срок очищения раны от гнойно-некротических тканей составил 6,32±0,94 дня, а у 18 больных с ожогами IIIБ степени до 1% п.т. наступила самостоятельная эпителизация ран. Средний срок лечения составил – 29,25±4,63 дня. Раневое покрытие Мепилекс применили у 21 пациента с ограниченными глубокими ожогами. При этом средний срок очищения раны от гнойно-некротических тканей составил 13,42±1,55 дней, а у 6 пациентов с ожогами IIIБ степени до 1% п.т. лечение закончилось без операции. Общее количество койко-дней составило – 43,21±3,38 дней (Р>0,05). Также нами было отмечено, что местное применение лазера сокращает сроки очищения ран от гнойно-некротических тканей.

Таким образом, лечение больных II-IIIA, Б-IV степени, с применением покрытия Сорбалгон оказалось в 2,12 раза эффективнее, чем с покрытием Мепилекс (при этом срок лечения больных сократился на 14 дней) и в 1,6 раза лучше, чем покрытие Гидросорб (срок пребывания в стационаре сократился на 7 суток). В связи с этим раневое покрытие Сорбалгон включено нами в алгоритм местного лечения глубоких локальных ожогов.

Подводя итоги, есть основание полагать, что представленный анализ архивного материала Самарского межрегионального центра термических поражений за полный 2012-2013 гг, позволяет хирургам получить информацию о состоянии проявления гнойной инфекции у ожоговых больных в Самарском регионе при применении современных способов лечения. На основании ретроспективного анализа архивного материала предлагаем алгоритм местной профилактики и лечения больных с локальной ожоговой травмой, который выглядит следующим образом:

  • 1.    Лечение больных с ограниченными поверхностными неинфицированными ожогами II-IIIА степени необходимо проводить раневым покрытием Силкофикс Поли до полной эпители-зации ран. При промокании покрытия применять на раны УФО (по 10 минут).

  • 2.    Профилактику и лечение больных с ограниченными поверхностными инфицированными ожогами II-IIIА степени необходимо проводить раневым покрытием Аквасель с заменой повязки при ее промокании. При этом рекомендовано местное применение магнитотерапии через день, до полного снятия отека тканей.

  • 3.    Для очищения ран после операции некрэк-томии, с целью подготовки к аутодермопластике при локальных ожогах II-IIIА, Б-IV степени не-    1 .

обходимо использовать покрытие Сорбалгон со сменой повязки через день и применением 2. лазеротерапии.

ВЫВОДЫ

  • 1.    Проблема усовершенствования профилактики гнойных осложнений при ожоговых травмах в условиях Самарского региона, включая отбор 4. более эффективных средств, продолжает сохранять всю свою актуальность, поскольку частота инфекционных осложнений на современном этапе даже при своевременном проведении про-   5.

  • 2.    Частота проявления гнойных осложнений при ожоговой травме, как показал анализ, зависит от разных условий, а именно, от срока начала 6 профилактики, причинного фактора ожога и его . степени, от возраста пострадавших, в опреде-    7.

филактических мероприятий весьма высока и находится на уровне 36,22%.

ленной степени от сезонного фактора, а также от локализации ожога.

Список литературы Анализ современных способов местной профилактики и лечения ограниченных ожогов в Самарском регионе

  • Абаев Ю.К. Лечение гнойных ран у детей//Детская хирургия. 2007. № 2. С. 38-43.
  • Воробьев А.А.,. Салимов Д.Ш., Утенков Д.Г. Новые технологии ведения ран у больных нейро-трофическими нарушениями//Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2008. № 2. С. 16-18.
  • Колсанов А.В., Толстов А.В. Новое в лечении ран и раневой инфекции кожи и мягких тканей//Вестник новых медицинских технологий. 2011. № 3. С.146.
  • Толстов А.В., Колсанов А.В., Воронин А.С. Оптимизация местного лечения ран и раневой инфекции кожи и мягких тканей путем применения раневых покрытий//Врач-аспирант. 2011. № 2, 3 (45) С. 469-473.
  • «Комбинированное химиотерапевтическое средство для лечения трофических язв, местной раневой инфекции и воспалительных заболеваний». Толстов А.В., Колсанов А.В., Воронин А.С. Патент на изобретение RUS № 2203039 на изобретение. 27.04.2003 г.
  • Condor R. E., Gorbac S.L. Surgical infections/J. Med. Lab. Technol. 2011. № 2. P. 201-206.
  • Clare, A.Y. Potential roles of fibronectin in cutaneus wound repair/Arch. Dermatol. 2012. Vol. 124, № 2. P.201-206.
Статья научная