Анализ взаимоотношений некоторых антропометрических показателей у детей Самарского региона

Автор: Буракова Елена Николаевна, Гелашвили Павел Алексеевич

Журнал: Вестник медицинского института "РЕАВИЗ": реабилитация, врач и здоровье @vestnik-reaviz

Рубрика: Морфология. Патология

Статья в выпуске: 4 (24), 2016 года.

Бесплатный доступ

Выявлены особенности взаимоотношений антропометрических характеристик физического развития детей Самарского региона.

Анатомометрия, антропометрия, детский возраст

Короткий адрес: https://sciup.org/14344237

IDR: 14344237

Текст научной статьи Анализ взаимоотношений некоторых антропометрических показателей у детей Самарского региона

Выявленные статистические антропометрические показатели не сохраняют свою значимость для оценки развития в популяции на все время. С течением времени используемые антропометрические данные устаревают, что связано со множеством внешних факторов (миграция населения, изменение питания, влияние ионизирующего излучения, физическая активность и пр.). В связи с влиянием данных факторов полученные антропометрические данные для последующих поколений популяции становятся малоинформативными, а значит, должны периодически дополняться.

Возрастная периодизация и отношения длинностных и обхватных размеров тела, всегда интересовали педиатров [5, 6], хирургов и травматологов [3] антропологов, а также специалистов в области физиологии развития [2, 4].

Цель работы: изучить взаимоотношения некоторых антропометрических показателей у детей Самарского региона.

Нами обследованы дети в возрасте от 0 до 17 лет. Пациенты, имеющие различные соматические заболевания, в исследование не вошли. Исследование проведено с соблюдением принципов добровольности, прав и свобод личности, гарантированных статьями 21 и 22 Конституции РФ. Определяли рост, длины бедра и голени, обхват головы и грудной клетки, индекс Соловьева, массу тела, индекс Эрисмана.

Статистическая достоверность различий между группами рассчитывалась с помощью критерия Манна-Уитни при p < 0,05, для выборки n = 20 достоверным считается значение U < 127 [1]. Данный критерий подходит для расчета достоверности различия с выборкой до 20.

Результаты и обсуждение. Длинностные антропометрические характеристики увеличиваются гетерохронно: увеличение длины бедра и увеличение длины голени идут в различные периоды. Кроме того, в периоды замедления роста бедра и голени происходит рост туловища, который у мальчиков приходится на периоды 1–3 года, 6–10 лет, 13–16 лет; у девочек – 1–3 года и 7–9 лет.

Достоверность различия между группами мальчиков и девочек для длинностных характеристик при уровне достоверности p < 0,05 проявляется во все периоды быстрого роста.

Индекс Эрисмана характеризует развитие грудной клетки ребёнка и отчасти его упитанность. Чем лучше физически развит ребёнок, тем позднее у него окружность груди сравнивается с полупростом. Отрицательное значение индекса Эрисмана указывает на недостаточное развитие грудной клетки. Это бывает, как правило, у людей худых, высоких, недостаточно физически развитых. В таблице 1 представлены только периоды со статистически достоверными различиями.

Таблица 1

Значение индекса Эрисмана у детей в различные возрастные периоды жизни

Возрастной период

Мальчики

Девочки

Уровень значимости достоверности различия (U) при p < 0,05

13

12 месяцев (*1 год)

–2,58

–11,77

16,5

15

3 года*

–0,21

–3,05

47

21

9 лет*

–9,81

–13,02

77

22

10 лет*

–8,83

–13,05

27

23

11 лет*

–8,02

–12,14

1

24

12 лет*

–12,93

12,83

0

25

13 лет*

–12,46

12,51

0

26

14 лет*

–11,37

8,66

0

27

15 лет*

–6,37

10,05

10

29

17 лет*

2,51

9,81

40

Примечание: знаком «*» отмечены возрастные периоды, в которые имеется достоверность различия индекса Эрисмана по полу при p < 0,05.

Отрицательные значения индекса Эрисмана отмечаются у мальчиков в возрасте до 1 года, 4–5 лет, 17 лет, а у девочек в возрастных периодах: 1–3 года и 6–12 лет.

При анализе достоверности различия можно отметить, что с 9 до 15 лет наблюдается достоверные (p < 0,05) различия между группами девочек и мальчиков по индексу Эрисмана, что может говорить о половой дифференцировке обхватных размеров в этих возрастных группах.

Коэффициент корреляции между ростом и массой тела у мальчиков составил 0,94, у девочек – 0,96, т.е. между приростом веса и длины тела у детей в периоды быстрого роста имеется тесная прямая связь.

Однако увеличение веса и различия по весу между детьми разного пола в одни и те же возрастные периоды недостоверны, что может быть связано с высокой зависимостью данного антропометрического параметра от внешних факторов, таких как питание и физическая активность.

У девочек в возрасте до 1 года сначала идет набор веса, а затем период роста (рис. 1). Во второй период быстрого роста вначале идет увеличение длинностных характеристик, а затем набор массы тела. В третий период быстрого роста, который совпадает с пубертатным периодом, активному увеличению длины тела предшествует набор веса.

Взаимозависимость периодов быстрого роста показателя для роста и массы у мальчиков совпадает с таковой у девочек, то есть в первый и третий период быстрого роста набор массы предшествует прибавке роста, а во второй период быстрого роста вначале идет увеличение длинностных характеристик, а затем набор массы тела.

Скорость динамики изменения антропометрических показателей в постнатальный период онтогенеза варьируется. Периоды интенсивного увеличения параметров чередуются с периодами замедления увеличения параметров, имеются периоды резкого увеличения отдельных антропометрических показателей. Таким образом, можно выделить периоды быстрого роста, когда интенсивный рост ребенка происходит в 2–3 года, и периоды скачкообразного увеличения роста антропометрических показателей, когда показатель увеличивается в течение 6–12 месяцев (рис. 1–2).

Рис. 1. Чередование прироста показателей веса и роста для девочек в возрасте от 0 до 17 лет, жителей Самарской области

Рис. 2. Чередование прироста показателей веса и роста для мальчиков в возрасте от 0 до 17 лет, жителей Самарской области

Выводы:

  • 1.    В постэмбриональном периоде рост плоских костей становится более интенсивным, и рост трубчатый костей замедляется. С этим связана тесная зависимость между увеличением

  • 2.    В возрасте 6 месяцев отмечается первое расхождение в равномерности роста у девочек и мальчиков. С этого возраста отмечается прямая зависимость в изменении антропометрических характеристик: роста и длинностных антропометрических характеристик у мальчиков, и роста и обхватных характеристик у девочек.

  • 3.    Установленная гетерохронность роста отдельных частей тела в различные возрастные периоды отражает общебиологическую закономерность.

длинностных и обхватных характеристик в различные возрастные периоды постнатального онтогенеза. Эта разница в интенсивности роста особенно заметно в период после 3-х лет у девочек и после 4-х лет у мальчиков, т.е. после второго периода активного роста.

Список литературы Анализ взаимоотношений некоторых антропометрических показателей у детей Самарского региона

  • Гланц С. Медико-биологическая статистика/С. Гланц. -М.: Практика, 1999. -460 с.
  • Кондрашев А.В. Региональные особенности соматотипа детей 8-15 лет -жителей юга России/А.В. Кондрашев, Е.В. Чаплыгина, Д.П. Осипов, Т.М. Сикоренко, О.В. Полисмак//Новые исследования. -2012. -№ 1-2. -С. 212.
  • Пежемский Д.В. Изменчивость продольных размеров трубчатых костей человека и возможности реконструкции телосложения: автореф. дис.. канд. биол. наук: 03.03.02/Пежемский Денис Валерьевич. -М., 2011. -21 с.
  • Шапаренко П.Ф. Масса тела величина интегрирующая с развитием разнонаправленных признаков, характеризующих тело человека/П.Ф. Шапаренко//Морфология. -1999. -Т. 116. -№ 4. -С. 64-67.
  • Martinovic, D. Quantitative differences in anthropometric characteristics of preschool boys ang girls/D. Marti-novic, V. Pelemis, D. Brancovic//Journal Plus Education/Educatia Plus. -2012. -Vol. 8. -Issue 2. -P. 99.
  • Spahiu T., Shehi E. and Piperi E. Anthropometric Studies: Advanced 3D Method for Taking Anthropometric Data in Albania//International Journal of Innovative Research in Science, Engineering and Technology. -Vol. 4. -Issue 4. -April. -2015. -P. 2137-2142.
Еще
Статья научная