Анатомические особенности строения вегетативных органов княженики арктической (Rubus arcticus L.) в условиях Дендрологического сада имени Р.И. Шредера

Автор: Макаров С.С., Черятова Ю.С., Родин С.А.

Журнал: Лесохозяйственная информация @forestry-information

Рубрика: Лесоведение и лесоводство

Статья в выпуске: 4, 2024 года.

Бесплатный доступ

Представлены результаты анатомического изучения корней, стеблей и листьев 2-летних растений-интродуцентов княженики арктической (Rubus arcticus L.), произрастающих на территории Дендрологического сада имени Р.И. Шредера (Москва). Установлено, что корень R. arcticus характеризуется вторичным анатомическим строением с четкой дифференциацией ряда анатомо-топографических зон: покровной ткани, вторичной коры и центрального цилиндра. Отличительной чертой строения корней растений является рассеянно-сосудистый тип древесины. Анатомическое строение стебля R. arcticus по всей его длине было неодинаковым: в верхней части стебель характеризовался пучковым типом строения, тогда как в средней и базальной частях обнаруживался переход от пучкового строения к непучковому, что позволило в итоге отнести его к переходному типу. Листья R. arcticus дорсовентральные, гипостоматические; устьичный аппарат - аномоцитный. Показано наличие в черешке R. arcticus основной паренхимы с расположенными 5 коллатеральными пучками. Установленные маркерные анатомо-диагностические признаки корней, стеблей и листьев растений R. arcticus могут быть использованы для оценки подлинности растительного сырья и составления атласов плодовых и ягодных культур России. Полученные сведения могут служить научной базой при проведении межвидовой идентификации представителей рода Rubus и разрешении спорных вопросов систематики и таксономии семейства Rosaceae.

Еще

Лесные ягодные растения, княженика, морфологическое строение, корень, стебель, лист, анатомо-диагностические признаки

Короткий адрес: https://sciup.org/143183738

IDR: 143183738   |   DOI: 10.24419/LHI.2304-3083.2024.4.02

Текст научной статьи Анатомические особенности строения вегетативных органов княженики арктической (Rubus arcticus L.) в условиях Дендрологического сада имени Р.И. Шредера

В настоящее время в мире наблюдается большой интерес к малораспространенным ягодным культурам рода Rubus L. (семейство Rosaceae) в связи с содержанием в этих растениях целого ряда биологически активных веществ, положительно влияющих на здоровье человека [1–8]. Княженика арктическая, или поляника ( Rubus arcticus L.), – многолетнее вегетативно-подвижное корневищное травянистое растение, достигающее высоты 30 см. Русское родовое название «княженика» объясняется тем, что она считается лучшей северной ягодой – «княгиней Севера». Это – евразийско-североамериканский арктическо-бореальный вид, который распространен в умеренной зоне северных регионов Земли [9]. Княженика в России растет в арктических и северных районах европейской части страны, в Сибири, на Дальнем Востоке в заболоченных лесах, на торфяных болотах [10, 11]. Стебли княженики тупотрехгранные. Листья с крупными прилистниками, тройчатосложные, на длинных черешках. Цветок верхушечный, одиночный, крупный, обоеполый или однополый. Чашелистики ланцетные волосистые. Лепестки венчика обратнояйцевидные темно-розовые. Тычинки многочисленные, андроцей многобратственный, пестиков около 20, гинецей апокарпный. Цветет растение в июне, плоды созревают в июле–августе [12].

Высокой пищевой ценностью обладают плоды княженики – сочные темно-красного цвета многокостянки, очень сладкие, с сильным ароматом ананаса. Плоды растения содержат около 7% сахаров, 2% лимонной кислоты, дубильные и ароматические вещества, антоцианы, а также витамин С, поэтому высоко ценятся на мировом рынке ягодной продукции [13, 14]. Многоко-стянки R. arcticus используют как в свежем виде, так и в переработанном – из них варят компоты, варенье, делают настойки и наливки, а также замачивают [15]. Плоды R. arcticus , богатые эл-лагитанинами и фенольными соединениями, являются лекарственным сырьем для изготовления нутрицевтиков [16–18]. Следует также отметить, что многокостянки княженики служат излюбленным кормом для многих лесных птиц.

Род Rubus L. чрезвычайно разнообразен как по числу представителей, так и по широкому спектру биоморф, поэтому проведение видовой идентификации в настоящее время представляет собой актуальную задачу для садоводства. В силу вышесказанного выяснение особенностей анатомического строения R. arcticus должно оказать большую помощь в решении вопросов систематики и филогении цветковых растений, в том числе и семейства Rosaceae. В настоящее время отсутствуют литературные сведения по анатомическому строению R. arcticus .

Цель исследований – установить анатомические особенности строения вегетативных органов растений R. arcticus , произрастающих в условиях Москвы на территории Дендрологического сада имени Р.И. Шредера.

Объекты и методы исследований

Экспериментальные работы проводили на кафедре ботаники, селекции и семеноводства садовых растений ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева» в 2023–2024 гг. Объектами изучения служили корни и побеги 2-летних рас-тений-интродуцентов княженики арктической ( Rubus arcticus L.), произрастающих на территории Дендрологического сада имени Р.И. Шредера (Москва). Микроскопическое исследование растительного материала выполнили в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи Российской Федерации XIV издания [19]. Для анатомического анализа растений R. arcticus изготавливали окрашенные водно-глицериновые микропрепараты срезов корней, стеблей и листьев. Были проведены гистохимические реакции с флороглюцином и соляной кислотой на выявление лигнина в составе стенок. Изучение корней, стеблей и листьев растений осуществляли на 10 растениях в 5-кратной повторности, фиксацию – с помощью микроскопа Carl Zeiss Primo Star (Carl Zeiss AG, Германия) и цифровой фотокамеры Canon Digital IXUS 285 HS (Canon Inc., Япония).

Результаты и обсуждение

В результате исследований выявлено, что цилиндрический корень R. arcticus характеризуется вторичным анатомическим строением. В корне четко дифференцируются следующие анатомо-топографические зоны: покровная ткань, вторичная кора и центральный цилиндр (рис. 1).

Снаружи корень R. arcticus покрыт пробкой, число слоев которой варьируется от 2 до 3. Под мертвыми клетками пробковой ткани расположены живые тонкостенные ткани вторичной коры корня. Клетки основной паренхимы вторичной коры богаты крахмальными зернами и выполняют таким образом функцию запаса питательных веществ корня. Флоэма корня состоит из ситовидных элементов и лубяной паренхимы. Зона камбия хорошо выражена. Древесина корня относится к рассеянно-сосудистому типу, состоит из трахеальных элементов и древесинной паренхимы. Среди волокнистых элементов преобладают волокнистые трахеиды, толстостенные, с многочисленными мелкими окаймленными порами. Необходимо подчеркнуть, что древесина корня R. arcticus не имеет ярко выраженного лучистого строения. Широкопросветные сосуды вторичной ксилемы диффузно распределены по всему поперечному сечению корня.

Анатомические особенности стебля как опорного органа отражают его приспособление к определенным условиям среды. Стебель R. arcticus отличается переходным типом анатомического строения, т. е. оно неодинаково по всей длине: в верхней части стебель характеризовался пучковым типом строения, а в средней и базальной частях обнаруживался переход от пучкового строения к непучковому (сплошному) (рис. 2).

В нижней части стебля R. arcticus проводящие ткани ксилемы и флоэмы располагались на поперечном срезе сплошным замкнутым кольцом (рис. 3).

В стебле можно было выделить следующие анатомо-топографические зоны: эпидерму, первичную кору, центральный цилиндр и сердцевину. Покровная ткань стебля характеризуется

Рис. i. Поперечный срез корня Rubusarcticus L. ( * 200):

1 – пробка; 2 – паренхима вторичной коры;

3 – флоэма; 4 – камбий; 5 – сосуды вторичной ксилемы; 6 – древесинная паренхима

Рис. 2. Анатомическое строение верхней части стебля

Rubusarcticus L. на поперечном срезе ( * 2oo):

1 – простые трихомы (волоски); 2 – эпидерма;

3 – пластинчатая колленхима; 4 – хлоренхима первичной коры; 5 – крахмалоносное влагалище (эндодерма); 6 – склеренхима перицикла;

7 – межпучковый камбий; 8 – флоэма; 9 – пучковый камбий; 10 – ксилема; 11 – сердцевина

Рис. 3. Поперечный срез базальной части стебля

Rubus arcticus L. ( x 2oo):

1 – ксилема; 2 – камбий; 3 – флоэма; 4 – склеренхима перицикла; 5 – хлоренхима первичной коры;

6 – пластинчатая колленхима; 7 – эпидерма

и однослойной эндодермой (крахмалоносным влагалищем). Четкой границей первичной коры и центрального цилиндра стебля служат волокна склеренхимы перициклического происхождения. Центральный цилиндр стебля представлен основной паренхимой и проводящей системой. Основные открытые коллатеральные пучки в верхней части стебля довольно крупные, состоят из камбия, первичной и вторичной флоэмы и ксилемы. В результате формирования в онтогенезе стебля из межпучкового камбия добавочных открытых коллатеральных пучков, в их состав входят только вторичные проводящие элементы ксилемы и флоэмы.

Центральная часть стебля R. arcticus занята сердцевиной. На ее долю приходится около 70% всего объема стебля. В перимедулярной зоне сердцевины накапливается крахмал. Следует особо отметить, что установленный переходный тип анатомического строения стебля R. arcticus является очень важной характеристикой, которую необходимо учитывать при выборе методики однослойной эпидермой, покрытой кутикулой. Первичная кора стебля представлена субэпидермально расположенной 3–4-рядной пластинчатой колленхимой, многорядной хлоренхимой

черенкования, а также при организации технологической схемы клонального микроразмножения этой ценной ягодной культуры.

Листья R. arcticus тройчатосложные, череш-чатые, с прилистниками, редко опушены простыми волосками. Листовая пластинка травянистая,

Рис. 4. Строение эпидермы листовой пластинки Rubus arcticus L.:

A - верхняя эпидерма ( X 200); Б - нижняя эпидерма ( X 200).

с обеих сторон покрыта однослойной эпидермой с кутикулой. Листья R. arcticus дорсовентраль-ные, гипостоматические. Верхняя эпидерма листовой пластинки состоит из небольших, полигональных, тонкостенных клеток. Устьица на верхней эпидерме отсутствуют (рис. 4А). На нижней эпидерме находятся многочисленные устьица ано-моцитного типа (рис. 4Б).

Под верхней эпидермой располагается двухрядный столбчатый мезофилл, а с нижней стороны листа – многослойный губчатый мезофилл (рис. 5). Проводящая система листа R. arcticus представлена закрытыми сосудисто-волокнистыми коллатеральными проводящими пучками.

В настоящее время особое внимание отводится изучению петиолярной анатомии растений, поскольку характер расположения проводящей системы в черешках листьев является видоспецифичным и может быть использован для систематики растений [20]. Черешок листа R. arcticus цилиндрический, вогнутый с верхней стороны (рис. 6).

Снаружи черешок листа R. arcticus покрыт однослойной эпидермой с кутикулой, редко расположенными устьицами и волосками. Под эпидермой располагается 2–3-слойная пластинчатая колленхима, за которой следует 2-слойная хлоренхима коровой части черешка листа. Большую часть черешка занимает основная паренхима с 5-ю коллатеральными пучками. В центральной части черешка располагается самый крупный коллатеральный пучок, а остальные 4 симметрично распределены по боковым его частям.

Выводы

Экологические условия произрастания растений сказываются на строении и функционировании стебля, как правило, опосредованно, через влияние на функционирование корней и листьев. Корневая система растений-интроду-центов, таким образом, оказывается до некоторой степени буфером между стеблем и внешней средой. Как и листьям, стеблям цветковых растений, в связи со сменой экологических условий произрастания, свойственны определенные изменения не только во внешнем, но и во внутреннем строении. Поэтому полученная в результате исследования анатомическая характеристика строения корней, стеблей и листьев R. arcticus , интродуцированных на территории Дендрологического сада имени Р.И. Шредера (Москва), может послужить для оценки адаптивного

Рис. 5. Поперечный срез листовой пластинки

Rubus arcticus L.: ( х гоо):

1 – верхняя эпидерма с кутикулой; 2 – столбчатый мезофилл; 3 – коллатеральный проводящий пучок;

4 – губчатый мезофилл; 5 – нижняя эпидерма с кутикулой

Рис. 6. Поперечный срез черешка листа Rubus arcticus L.

( х гоо):

1 – верхняя эпидерма с кутикулой; 2 – пластинчатая колленхима; 3 – коллатеральный проводящий пучок;

4 – хлоренхима; 5 – основная паренхима коры;

6 – ксилема; 7 – флоэма; 8 – волокна склеренхимы;

9 – трихомы

потенциала растений к нетипичным условиям произрастания. Материалы работы будут полезны для проведения межвидовой идентификации представителей рода Rubus и могут быть рекомендованы для составления анатомических атласов плодовых и ягодных культур России. Полученные данные по анатомическому строению R. arcticus также могут быть использованы в вопросах систематики и таксономии семейства Rosaceae.

Исследования проведены в рамках выполнения Тематического плана-задания на выполнение научно-исследовательских работ по заказу Минсельхоза России по теме «Разработка агротехнологий нового поколения для ягодных растений с использованием биотехнологических методов для закладки ягодных плантаций» за счет средств федерального бюджета в 2024 г.

Список литературы Анатомические особенности строения вегетативных органов княженики арктической (Rubus arcticus L.) в условиях Дендрологического сада имени Р.И. Шредера

  • George, B.P. Phenolics from Rubus fairholmianus Induces Cytotoxicity and Apoptosis in Human Breast Adenocarcinoma Cells / B.P. George, H. Abrahamse, N.M. Hemmaragala // Chem Biol Interact. - 2017. - Vol. 275. -P. 178-188. DOI: 10.1016/j.cbi.2017.08.005.
  • Ghadakchiasl, A. Mitigation by sodium nitroprusside of the effects of salinity on the morpho-physiological and biochemical characteristics of Rubus idaeus under in vitro conditions / A. Ghadakchiasl, A.A. Mozafari, N. Ghaderi // Physiol Mol Biol Plants. - 2017. - Vol. 23(1). - P. 73-83. doi: 10.1007/s12298-016-0396-5.
  • Metabolomics of Healthy Berry Fruits / G. D'Urso, S. Piacente, C. Pizza, P. Montoro // Curr Med Chem. - 2018. -Vol. 25. - № 37. - P. 4888-4902. DOI: 10.2174/0929867323666161206100006.
  • An Exploratory Study of Red Raspberry (Rubus idaeus L.) (Poly)phenols/Metabolites in Human Biological Samples / X. Zhang, A. Sandhu, I. Edirisinghe, B. Burton-Freeman // Food Funct. - 2018. - Vol. 9. - № 2. - P. 806-818. DOI: 10.1039/c7fo00893g.
  • Staszowska-Karkut, M. Phenolic Composition, Mineral Content, and Beneficial Bioactivities of Leaf Extracts from Black Currant (Ribes nigrum L.), Raspberry (Rubus idaeus), and Aronia (Aronia melanocarpa). - Текст: электронный / M. Staszowska-Karkut, M. Materska // Nutrients. - 2020. - Vol. 12. - № 2. - Art. 463. doi: 10.3390/nu12020463. -Режим доступа: URL: https://www.mdpi.com/2072-6643/12/2Z463.
  • Debnath, S.C. Phenotypic Variation and Epigenetic Insight into Tissue Culture Berry Cops. - Текст: электронный / S.C. Debnath, A. Ghosh // Front Plant Sci. - 2022. - Vol. 13. - Art. 1042726. DOI: 10.3389/fpls.2022.1042726. - Режим доступа: URL: https:// www.frontiersin.org/journals/plant-science/articles/10.3389/fpls.2022.1042726/full.
  • Nutritional and Phytochemical Characterization of Freeze-Dried Raspberry (Rubus idaeus): A Comprehensive Analysis. - Текст: электронный / M. Marino, C. Gardana, M. Rendine [et al.] // Foods. - 2024. - Vol. 13. - № 7. - Art. 1051. DOI: 10.3390/foods13071051. - Режим доступа: URL: https://www.mdpi.com/2304-8158/13/7/1051.
  • Anti-Obesity Properties of Blackberries Fermented with Plantarum JBMI F5 via Suppression of Adipogenesis Signaling Mechanisms. - Текст: электронный / J.Y. Park, H.R. Kim, S.H. Lee [et al.] // Int J Mol Sci. - 2024. -Vol. 25. - № 11. - Art. 6164. DOI: 10.3390/ijms25116164. - Режим доступа: URL: https://www.mdpi. com/1422-0067/25/11/6164.
  • Chloroplast Genome Characterization of Rubus arcticus L. Mitochondrial DNA B / Z. Jiang, T. Wang, Y. Gao [et al.] // Resour. - 2022. - Vol. 7. - № 10. - P. 1803-1804. DOI: 10.1080/23802359.2022.2130715.
  • Макаров, С.С. Совершенствование технологии клонального микроразмножения княженики арктической (Rubus arcticus L.). - Текст: электронный / С.С. Макаров, И.Б. Кузнецова, В.С. Смирнов // Лесохозяйственная информация. - 2018. - № 4. - С. 91-97. - DOI: 10.24419/LHI.2304-3083.2018.4.09. - EDN: YRROMP. - Режим доступа: URL: http://lhi.vniilm.ru/
  • Синельникова, Н.В. Княженика (Rubus arcticus L.) в долине реки Колыма - сезонное развитие и плодоношение / Н.В. Синельникова, М.Н. Пахомов // Вестник КрасГАУ. - 2023. - № 4 (193). - С. 100-105. DOI: 10.36718/1819-4036-2023-4-100-105. - EDN: FIADDC.
  • Тяк, Г.В. Интродукция княженики арктической (Rubus arcticus l.) / Г.В. Тяк, С.С. Макаров // Плодоводство, семеноводство, интродукция древесных растений. - 2021. - Т. 24. - С. 163-166. - EDN: UCBJGR.
  • Lindqvist-Kreuze, H. Genetic Diversity of Arctic Bramble (Rubus arcticus L. subsp. arcticus) as Measured by Amplified fragment length polymorphism / H. Lindqvist-Kreuze, H. Koponen, J.P.T. Valkonen // Canadian Journal of Botany. - 2003. - Vol. 81. - № 8. - P. 805-813.
  • Gudovskikh, Y.V. Ecological and Biotopic Parameters and Resilience of Arctic Bramble (Rubus arcticus L.) in Kirov Region, Russia. - Текст: электронный / Y.V. Gudovskikh, E.A. Luginina, T.L. Egoshina // IOP Conf Ser Earth Environ Sci. - 2021. - Vol. 677. - № 4. - Art. 042059. DOI: 10.1088/1755-1315/677/4/042059. - EDN: IUEJIL. - Режим доступа: URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1755-1315/677/4/042059.
  • Reasons for Large Annual Yield Fluctuations in Wild Arctic Bramble (Rubus arcticus subsp. arcticus) in Finland / K. Kostamo, A. Toljamo, H. Kokko [et al.] // Botany. - 2018. - Vol. 96. - № 10. - P. 695-703.
  • Newmark, H.L. Plant Phenolics as Potential Cancer Prevention Agents / N.L. Newmark // Adv Exp Med Biol. -1996. - Vol. 401. - P. 25-34. DOI: 10.1007/978-1-4613-0399-2_3.
  • Burlando, B. Nutraceutical Potential of High-latitude and High-altitude Berries Rich in Ellagitannins / B. Burlando, L. Cornara, R. Boggia // Curr Med Chem. - 2023. - Vol. 30. - № 19. - P. 2121-2140. DOI: 10.2174/0929 867329666220224151938.
  • Ellagitannins from Rubus Berries for the Control of Gastric Inflammation: In Vitro and In Vivo Studies. - Текст: электронный / E. Sangiovanni, U. Vrhovsek, G. Rossoni [et al.] // PLoS One. - 2013. - Vol. 8. - № 8. - Art. e71762. DOI: 10.1371/journal.pone.0071762. - Режим доступа: URL: https://journals.plos.org/plosone/ article?id=10.1371/ journal.pone.0071762.
  • Государственная фармакопея Российской Федерации XIV издания. - Ч. 1. - Москва: Научный центр экспертиз и средств медицинского применения, 2018. - 1814 с.
  • Cheryatova, Yu. Morphological and Anatomical Study of Medicinal Plant Material Myrtus communis L. / Yu. Cheryatova // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2023. - Vol. 575. - P. 2302-2308. DOI: 10.1007/978-3-031-21219-2_258. - EDN: LTNOUM.
Еще
Статья научная