Анималистическая и цветовая символика в прозе В. С. Маканина 1970-80-х гг

Бесплатный доступ

Символика в творчестве В. С. Маканина способствует раскрытию идейной направленности произведений, реализации авторских повествовательных стратегий, расширению ассоциативного фона и в целом созданию обширной и динамичной информационной структуры. Главная писательская задача заключается в создании визуального образа, раскрытии его ассоциативного смысла, формировании соответствующего реципиента. Маканин не только использует в своих произведениях традиционные символы, но и предлагает собственную художественную интерпретацию, отражающую определенную писательскую концепцию, взгляд автора на те или иные явления окружающей действительности. Востребованность символа обусловлена стремлением автора найти универсальные формы как для выражения авторской позиции, так и для раскрытия амбивалентности человеческой натуры, метафизической природы бытия в целом. При этом символика помогает акцентировать внимание читателя на уникальных особенностях внутреннего мира персонажа и отобразить психологическую мотивацию его поступков, чтобы сделать читателя полноправным участником творческого процесса, помочь ему проникнуть в суть авторского замысла. Подтекст в прозе Маканина формируется с помощью ряда символических образов, анализ которых необходим для постижения своеобразия творческой личности автора и сложности духовного мира человека. В данной статье рассматриваются ключевые аспекты системы символов в ранней прозе Маканина, прежде всего в структурах анималистической и цветовой символики, отражающей синтез традиционных и уникальных черт, а также многогранность авторской интерпретации. В пласт первой структуры входят образы волка, червя, жар-птицы, медведя, рыбы, птицы (в т. ч. курицы) и бабочки, в пласт второй структуры - голубой, красный, белый и черный цвета. Их анализ показывает, что автор сосредотачивается на социально-психологических сторонах данных образов, открывая новые способы воссоздания портрета человека своего времени и изображения советского общества II половины XX в.

Еще

Маканин, анималистическая символика, цветовая символика, повествовательная стратегия, читатель, художественная интерпретация текста

Короткий адрес: https://sciup.org/147226908

IDR: 147226908   |   DOI: 10.17072/2037-6681-2018-2-83-91

Список литературы Анималистическая и цветовая символика в прозе В. С. Маканина 1970-80-х гг

  • Александров Н. Д. С глазу на глаз. Беседы с российскими писателями. М.: Б. С. Г. Пресс, 2012. 376 с
  • Анита Д. Фразеологизмы с анималистическим компонентом в русском языке: С позиции носителя венгерского языка: дис.. канд. филол. наук. М., 2002. 187 с
  • Белый А. [Бугаев Б. Н.] Арабески: Книга статей. М.: Мусагет, 1911. 526 с
  • Бондаренко В. Г. Время надежд. О творчестве писателя В. Маканина // Звезда. 1986. № 8. С.184-194
  • Гете И. В. К учению о цвете. Хроматика. Очерк учения о цвете. // Избранные сочинения по естествознанию. М.: Академия наук СССР, 1957. 212 с
  • Иттен И. Искусство цвета / пер. с нем.; пре-дисл. Л. Монаховой, И. Иттен. 2-е изд. М.: Изд. Д. Аронов, 2001. 96 с
  • Кант И. Критика способности суждения. Сер.: Слово о сущем. СПб.: Наука, 2006. Т. 11. 512 с
  • Колосова А. В. Социальная реконструкция визуальных образов в средствах массовой коммуникации // Массовая культура. Массовое искусство. «За» и «Против». М.: Изд-во «Гуманитарий», 2003. 512 с
  • Маканин В. С. Голубое и красное // Отставший: Повести и рассказы. М.: Худож. лит., 1988. С. 171-220
  • Маканин В. С. Собрание сочинений. М.: Материк, 2002-2003. Т.1-3
  • Маканин В. C. Линия жизни. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=aCYMVSeY92k (дата обращения: 15.07.2015)
  • Петрова Н. Д. Фразео-семантическое поле зоо-семизмов в современном английском языке: ав-тореф. дис.. канд. филол. наук. Киев, 1983. 22 с
  • Пропп В. Я. Предисловие // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: в 3 т. М.: ГИХЛ, 1957. Т. I. 516 с
  • Служивцев В. В. Традиционное искусство в современной культуре // Искусство в современном мире: материалы I науч.-практ. конф. / под ред. Л. Г. Лазаревой. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005. С. 79-82
  • Соловьева И. Натюрморт с книгой и зеркалом // Маканин В. Отдушина: Повести. М.: Известия, 1990. C. 551-558
  • Телицин В. Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия. М.: Локид-Пресс, Рипол Классик, 2005. 490 с
  • Фетисова С. А. Концептуализация имени цвета «красный»: автореф. дис.. канд. филол. наук. Иркутск, 2005. 20 с
  • Хоу Вэй Хунь. Художественный стиль В. С. Маканина // Обзор иностранной литературы. 2001. No2. C. 61 - 66. 侯玮红.论⻢卡宁小说创作的艺术⻛格// 外国文学研究. 2001(2). Р. 61 - 66. (Hou Wei Hong. Lun ma ka ning xiao shuo chuang zuo de yi shu feng ge // Wai guo wen xue yan jiu. 2001(2). Р. 61 - 66.)
  • Юнг К. Г. Aion: Исследование феноменологии самости. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997. 336 с
  • Юнг К. Г. Человек и его символы. СПб.: Б. С. К., 1996. 352 с
  • Яньшин П. В. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара: СамГПУ, 1996. 218 с
  • Byron L. The Arts of Listening and Digging: Myth, Memory, and Retrieval of Meaning in "Voices" and "The loss" // Routes of passage: essays on the fiction of Vladimir Makanin / ed. by Byron Lindsey and Tatiana Spektor. Bloomington: Indiana, 2007. Р. 63-80
  • Kachur J. The Poetics of the Interval: Modes of Mediation, Disjuncture, and Connection // Routes of passage: essays on the fiction of Vladimir Makanin // ed. by Byron Lindsey and Tatiana Spektor. Bloomington: Indiana, 2007. Р. 37-62
  • Rollberg P. Vladimir Makanin's outsiders. Washington: Wilson center, 1993. 67 p
Еще
Статья научная