Антиангиогенная терапия в российской офтальмологической практике: успехи, проблемы и пути их решения

Бесплатный доступ

Антиангиогенная терапия применяется в российской офтальмологической практике с 2008 года и является важнейшим методом лечения ряда социально-значимых заболеваний, включая неоваскулярную возрастную макулярную дегенерацию и диабетический макулярный отёк. Рынок ингибиторов ангиогенеза в России демонстрирует тенденции качественного и количественного роста с сохранением положительной динамики развития. В настоящем обзоре приводится актуальная информация о зарегистрированных в стране офтальмологических анти-VEGF препаратах и обсуждаются некоторые особенности их применения. Основными факторами, определяющими выбор препарата для специалистов, являются долгосрочный профиль безопасности по данным реальной практики, повышенная продолжительность действия/снижение бремени лечения, а также возможность повышения остроты зрения и его поддержания. Тенденции развития антиангиогенной терапии в России соответствуют общемировым, в настоящее время основным вектором совершенствовании метода является более широкое назначение антиангиогенных препаратов второго поколения (в том числе пациентам с субоптимальным ответом на предшествующую терапию), имеющих потенциал значительного снижения бремени лечения и позволяющих достигать оптимальных результатов во многих случаях. Наряду с эволюцией анти-VEGF препаратов происходит развитие подходов к оценке эффективности их применения, а также стратегий рационального использования.

Еще

Антиангиогенная терапия, анти-VEGF препарат, Россия, возрастная макулярная дегенерация, диабетический макулярный отёк, переключение

Короткий адрес: https://sciup.org/140312741

IDR: 140312741   |   DOI: 10.25881/20728255_2025_20_4_S1_168

Текст научной статьи Антиангиогенная терапия в российской офтальмологической практике: успехи, проблемы и пути их решения

Антиангиогенная (антивазопролиферативная или анти-VEGF) терапия применяется в практике российской офтальмологии с 2008 года. За это время она уверенно заняла и прочно удерживает позиции метода выбора для лечения таких важных и социально-значимых заболеваний как неоваскулярная возрастная макулярная дегенерация (нВМД), диабетический макулярный отёк (ДМО), макулярный отёк вследствие окклюзии вен сетчатки (МООВС), хориоидальная неоваскуляризация (ХНВ) различной этиологии, а также используется в терапии пролиферативной диабетической ретинопатии и ретинопатии недоношенных, что нашло своё подтверждение в клинических рекомендациях, утверждённых Министерством здравоохранения Российской Федерации. Недавний маркетинговый анализ российского рынка ингибиторов ангиогенеза продемонстрировал тенденции качественного и количественного роста с сохранением положительной динамики развития, а также указал на необходимость дальнейших исследований в целях выработки оптимальных решений в сфере лекарственного обеспечения потребителей анти-VEGF препаратами в необходимом ассортименте и достаточных объемах [1].

Из семи анти-VEGF агентов, имеющих опыт применения в мировой клинической практике (Табл. 1), по состоянию на октябрь 2025 года в России зарегистрированы четыре (Табл. 2):

  • •    ранибизумаб (4 препарата, включая 3 воспроизведенных лекарственных средства/биоаналога),

  • •    афлиберцепт в дозировках 40мг/мл (2 препарата, включая 1 биоаналог) и 114,3мг/мл,

  • •    бролуцизумаб,

  • •    фарицимаб.

Благодаря этому российским ретинологам в настоящее время доступны практически все современные стратегии повышения эффективности антиангиогенной терапии (за исключением новых способов доставки/за-медленного высвобождения имеющихся молекул), а именно: препараты с новым механизмом действия (фа-рицимаб), повышенная дозировка имеющихся молекул (афлиберцепт 8 мг), повышение доступности терапии (биоаналоги).

Недавно в литературе появилось условное разделение широко используемых анти-VEGF-агентов на «первое поколение» (ранибизумаб, афлиберцепт 2 мг, а также бевацизумаб) и «второе поколение»

Бобыкин Е.В.

Табл. 1. Резюме анти-VEGF препаратов (по Moon B.-H. et al., 2023 [2] с дополнениями)

Название

Коммерческое название

Разработчик

Год регистрации*

Тип

Механизм действия

Дозировки

Интервал

Бевацизумаб

Avastin

Genentech1

Не зареги-стрирован2

Моноклональное антитело (mAb)

Ингибирование

VEGFA

1,25 мг/0,05 мл

Ежемесячно

Пегаптаниб

Macugen

Bausch/ Lomb

2004

Аптамер

Ингибирование

VEGFA-165

0,3 мг/0,05 мл

Каждые 6 недель

Ранибизумаб

Lucentic

Genentech

2006

Fab-фрагмент антитела

Ингибирование

VEGFA

0,5 мг/0,05 мл

Ежемесячно

Афлиберцепт

Eylea

Regeneron3

2011

R1, R2 Fc-фьюжн-белок

Ингибирование VEGFA, VEGFB и PGF

2 мг/0,05 мл

Ежемесячно 3 месяца, затем каждые 2 месяца

Eylea HD4

2023

8 мг/0,07мл2

Ежемесячно 3 месяца, затем каждые 2–4 месяца

Конберцепт

Lumitin

Cheongdu Kanghong Biotech

2013 (Китай)

R1, R2 Fc-фьюжн-белок

Ингибирование

VEGFA, VEGFB и PGF

0,5 мг/0,05 мл

Ежемесячно 3 месяца, затем каждые 3 месяца

Бролуцизумаб

Beovu5

Novartis

2019

ScFv-фрагмент антитела

Ингибирование

VEGFA

6 мг/0,05 мл

Ежемесячно 3 месяца, затем каждые 2–3 месяца

Ранибизумаб имплантируемая портовая система доставки

Susvimo

Genentech

20216

Моноклональное антитело (mAb), имплантат

Ингибирование

VEGFA

2 мг/0,02 мл (постепенно за

6 месяцев)

Заправка каждые 6 месяцев

Фарицимаб

Vabysmo

Genentech

2022

Моноклональное антитело (mAb), биспецифическое

Ингибирование

VEGFA и ангиопоэ-тина-2

6 мг/0,05мл

Ежемесячно 47 месяца, затем каждые 2–4 месяца