Античный стоицизм в русской периодике XIX века: особенности рецепции

Бесплатный доступ

Предметом исследования выступает история рецепции стоического наследия в русской периодике (журналы, газеты, сборники трудов), издававшейся в течение XIX столетия. Материалы о стоиках, представленные в периодике первой половины XIX века, по своему характеру и содержанию в целом воспроизводили традиции, сформировавшиеся во второй половине XVIII века, отличаясь назидательно-развлекательным характером. Важным событием, внесшим значимый вклад в оживление и переформатирование интереса образованной публики к стоикам, стала широкая дискуссия в целом ряде крупных журналов и газет вокруг выходивших в 1879-1881 гг. работ Г. Буасье, К. Марта и Э. Ренана. В последние десятилетия XIX столетия периодика в России выступала как выразитель и проводник оформившегося интереса общества к философам Портика. На страницах журналов и газет нравственные стратегии и религиозные взгляды стоиков превозносились и ниспровергались; шло активное обсуждение новых переводов стоических текстов, а также критических работ, посвященных философам Портика; отдельные аспекты стоических идей попадали в фокус внимания публицистов самого разного толка - от революционеров до ученых и богословов. Поскольку периодические издания имели собственную специфику, отличную от трудов, написанных «для учёных или для школы», они сыграли важную роль в формировании и поддержке интереса к стоикам со стороны образованной публики. Во многом благодаря периодике к началу ХХ века этап поверхностного изложения и упрощенного восприятия стоицизма завершился, уступив место иным практикам его освоения.

Еще

Стоицизм, стоическая философия, русская философия, русская периодика xix века

Короткий адрес: https://sciup.org/147244489

IDR: 147244489   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2024-18-1-387-409

Список литературы Античный стоицизм в русской периодике XIX века: особенности рецепции

  • Адольф, А. (1889) [Рец. на:] “Die Erkenntnisstheorie der Stoa. Berlin 1888. Calvary (387 стр.)”, Вопросы философии и психологии, кн. 1, 94–95.
  • Антонович, А. Я. (1888) “Курс государственного благоустройства (полицейского права)”, Университетские известия 3, 33–56.
  • Ашмарин, В. (1892) [Рец. на:] “Мораль стоицизма и христианское нравоучение. И. Невзоров. Казань. 1892 г.”, Волжский вестник 305, 2–3.
  • Балановский, А. (1887) “Стоик Эпиктет и его отношение к христианству”, Вера и разум 6, 264–284.
  • Барсов, Н. (1880) [Рец. на:] “Философы и моралисты во времена римской империи. Соч. Констана Марта. Перевод М. Корсак. Москва, 1880 г.”, Церковный вестник 5, 10–11.
  • “Библиографическая заметка. [Рец. на:] Философы и поэты-моралисты во времена Римской империи. Соч. Констана Марта. Перевод М. Корсак. М. 1880” (1879), Церковно-общественный вестник 126, 3–4.
  • Бронзов, А. (1896) [Рец. на:] “Adolf Bonhöffer. Die Ethik des Stoikers Epictet — Anhang: Exkurse über einige wichtige Punkte der stoischen Ethik. Stuttgart. 1894. S. I — VIII+I—278”, Вопросы философии и психологии, кн. 32, 134–141.
  • Бутырский, Н. пер. (1805) Лагарп. “Федра”, Северный вестник, ч. 7, 245–292.
  • Гаврилов, А. К. (1993) “Марк Аврелий в России”, в кн. А. И. Доватур, А. К. Гаврилов, Я. Унт (ред.). Марк Аврелий Антонин. Размышления. Санкт-Петербург, 115–173.
  • Гаджикурбанова, П. А. (2012) Этика ранней Стои: учение о должном. Москва.
  • Гельвих, Н. (1896) [Рец. на:] “Люций Анней Сенека. Его жизнь и философская деятельность. Биографический очерк Пл. Краснова. С.-Пб. 1895 (258 стр.); Люций Анней Сенека. Избранные письма к Люцилию. Перевод с латинского Пл. Краснов. С.-ПБ. 1893 (77 стр.)”, Филологическое обозрение 10, 31–36.
  • [Рец. на:] “Гастон Буассье. Римская религия от Августа до Антонинов. Перевод Марии Корсак” (1878), Отечественные записки 10, 236–239.
  • Гильти, К. (1893) “Мысли Эпиктета”, Образование 5–6, 229–259.
  • Гиляров, А. (1894) [Рец. на:] “Schmekel. Die Philosophie der mittleren Stoa in ihrem geschichtlichen Zusammenhange. Berlin, 1892, pp. VIII+483”, Вопросы философии и психологии, кн. 21, 142–144.
  • Говоров, С. (1888) “Моральная философия стоиков в отношении к христианству”, Вера и разум I, 23–50; II, 74–94; V, 225–242; VI, 279–296; VII, 336–352.
  • Горенштейн, В. О., пер. (1974) Цицерон. “Об обязанностях”, в кн. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Москва, 58–156.
  • Давыдов, В., пер. (1815) “Совесть (Из Сенеки)”, Каллиопа. Труды воспитанников Университетского благородного пансиона, 98–100.
  • Давыдов, И. И (1820) Опыт руководства к истории философии: Для благородных воспитанников Университетскаго пансиона. Москва.
  • “Два письма. От Антигона к Зенону и от Зенона к Антигону” (1805), Новости русской литературы, ч. 14 (27–52), 548–552.
  • Двдв (1818а) “Блистательные успехи ума”, Вестник Европы 5–8, 45–56.
  • Двдв (1818б) “Несчастная судьба философии и возрождение наук у арабов”, Вестник Европы 5–8, 129–155.
  • Дементьев, А. Г., Западов, А. В., Черепахов, М. С., ред. (1959) Русская периодическая печать (1702-1894). Справочник. Москва.
  • [Рец. на:] “Епиктет. Основания стоицизма. С греческого перевел В. Алексеев. СПб., 1888 г. (1889)”, Русская мысль 6, 248.
  • Есин, Б. И. (2008) История русской журналистики XIX века. Москва.
  • Жуковский, В. А., пер. (1808) Гиббон Э. “Характер Марка Аврелия”, Вестник Европы, ч. 37 (1), 41–43.
  • И. Д. (1882) “Конец античного мира”, Дело V, 125–148; VI, 151–171.
  • И. Н., пер. (1823) “Извлечение из писем Сенеки”, Журнал Департамента Народного Просвещения, ч. 8, 269–279.
  • Иванов, Ив. (1890) “Забытые предшественники XVIII века”, Русская мысль 2, 86–103.
  • К. К. (1879а) [Рец. на:] “Гастон Буасье. Римская религия от Августа до Антонинов. Перевод Марии Корсак. Москва 1878”, Вестник Европы 1, 385–392.
  • К. К. (1879b), [Рец. на:] “К. Март. Философы и поэты-моралисты во времена римской империи. Перевод М. Корсак. Москва, 1880”, Вестник Европы 10, 780–785.
  • “К нашим новым подписчикам” (1885), Вера и разум 1, I–IV.
  • Краснов, П. (1895) Л. Анней Сенека. Его жизнь и философская деятельность. Санкт-Петербург.
  • Лебедев, А. П. (1883) “О переписке апостола Павла с философом Сенекой”, Православное обозрение 1, 115–141.
  • Лебедев, А. П. (1880) [Рец. на:] “Буасье. Римская религия от Августа до Антонинов”, Прибавления к Творениям св. Отцов 26 (1), 183–201.
  • Лейнбенсон, Ю. Т. (2016) “Об этническом происхождении философов — выходцев из северного Причерноморья”, Ученые записки крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Исторические науки 2, 3–26.
  • Лосев, А. Ф. (2000) История античной эстетики. Ранний эллинизм. Москва – Харьков. М. (1810) “Цицероново сочинение о Должностях”, Вестник Европы 7, 213–222.
  • М. Г. (1896), [Рец. на:] “Марк Аврелий Антонин. «К самому себе», размышления (Μάρκου ᾽Αντωνίνου τῶν εἰς ἑαυτόν βιβλία ιβ'). Перевод с греческого Пл. Краснова.
  • Дешевая библиотека Суворина). С.-Петербург. 1895 (172 стр.)”, Филологическое обозрение 10, 29–30.
  • Малеванский, Г. В. (1890) “Опыт о св. воли. Гл. 5. Стоицизм”, Труды КДА 12, 644–664.
  • “Марк Аврелий и его «Мысли»” (1865) Семейные вечера 8, 585–594.
  • “Марк Аврелий. Характеристика” (1882) Заграничный вестник, январь, 260–266.
  • Марта, К. (1879) Философы и поэты-моралисты во времена Римской империи. Москва.
  • Мартынов, А. В. (1889—1990) “Нравственное учение Климента Александрийского по сравнению со стоическим”, Прибавления к Творениям св. Отцов XLIII (I), 92–137; XLV (I), 142–177.
  • Модестов, В. И. (1871) “Философия Сенеки и его письма к Луцилию. Актовая речь”, Университетские известия 12, 1–23.
  • Модестов, В. И. (1882)“Марк Аврелий и новая религия”, Наблюдатель III, 108–129; IV, 39–60.
  • Модестов, В. И. (1883) Статьи для публики по вопросам историческим, политическим, общественным, философским и проч. Том 1. Санкт-Петербург.
  • Мостовская, Н. Н. (1989), “Арсеньев К.К.”, в кн. Русские писатели. 1800–1917. Биографический словарь. Т. 1. Москва, 108–109.
  • Мочалова, И. Н. (2019) “Формирование отечественной историко-философской традиции. Феномен Сократа”, Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология 1, 56–69.
  • Н., пер. (1822) “Письма Сенеки”, Журнал Департамента Народного Просвещения, ч. 5, 348–358, 478–491.
  • Нагуевский, Д. И. (1889) Библиография по истории римской литературы в России с 1709 по 1889 год. Казань.
  • “Народы живущие близ устья реки Нил глухи” (1806) Московский Собеседник или повествователь мыслей в вечернее время упражняющихся в своем кабинете писателей, рассказывающий повести, анекдоты, стихотворения, полезные рассуждения, а временем и критику, ч.1, 567–570.
  • Н. П. (1889) [Рец. на:] “Епиктет. Основания стоицизма. В. Алексеев. С.-Петурбург. 1888. 16 стр”, Библиограф 4–5, 130–133.
  • Побединский, Н. (1898) “Мысли Л. А. Сенеки о смерти и бессмертии”, Вера и разум, XVI, 133–152; XXII, 409–422.
  • Побединский, Н. (1901) “Мысли о Боге Л. А. Сенеки в их отношению к христианству”, Вера и разум 20, 281–296.
  • Попов, Г., пер. (1815) “Краткость жизни (Из Сенеки)”, Каллиопа. Труды воспитанников Университетского благородного пансиона, 63–65.
  • Попов, Д. С. (2023) “Стоический нарратив в журнале «Вера и разум» (1884—1917)”, Schole. Философское антиковедение и классическая традиция 2, 875–887.
  • “Примеры чрезвычайной охоты к учению из древней истории” (1806) Московский Собеседник или повествователь мыслей в вечернее время упражняющихся в своем кабинете писателей, рассказывающий повести, анекдоты, стихотворения, полезные рассуждения, а временем и критику, ч.1, 170–174.
  • Прозоров, П. (1898) Систематический указатель книг и статей по греческой филологии, напечатанных в России с XVII столетия по 1892 год на русском и иностранном языках. С прибавлением за 1893, 1894 и 1895 годы. Санкт-Петербург.
  • “Проповедники нравственности в Риме. [Рец. на:] Философы и поэты моралисты во времена римской империи. Констан Марта. Москва” (1879) Неделя 29, 869–876.
  • Руднев, В. (1887) “Император Марк Аврелий как философ”, Вера и разум 20, 385–400.
  • Руднев, В. (1889) “Император Марк Аврелий в его отношении к христианству”, Вера и разум 13, 17–36;
  • Рыжков, Н. (1893), “Новейшие работы об Эпиктете”, Вопросы философии и психологии, кн. 18, 98–102.
  • Салимгареев, М. В. (2004) Стоя и стоическое наследие в России (середина XIX — начало XX вв.): дисс. … канд. историч. наук: 07.00.09. Казань.
  • Салимгареев, М. В. (2015) “Образы римских стоиков в творчестве В. И. Модестова”, Вестник Томского государственного университета 400, 134–137.
  • “Сенека к Луцилию” (1805) Новости русской литературы, ч. 14 (27–52), 95–96.
  • Стемпковский, И. (1828) “Исторические изыскания о жизни и писаниях боспорянина Сфера, философа стоической секты”, Московский вестник, ч. 9 (10), 203–220.
  • Тареев, М. (1895) “Предание о переписке философа Сенеки с апостолом Павлом”, Вера и разум I, 32–48; II, 49–43.
  • Толстой, Л. Н. (1953) “Письмо к Г.А. Русанову”, в кн. Полное собрание сочинений в 90 т. Т. 64. Москва, 152.
  • Томазини, К. (1879) [Рец. на:] “Философы и поэты моралисты во времена римской империи. Соч. Констана Марта. Перевод М. Корсак. Издание К. Т. Солдатенкова”, Народная и детская библиотека 6, 167–168.
  • Феофан Затворник (1890) Начертание христианского нравоучения. Москва.
  • Чюриков, В., пер. (1816) “Гимн”, Каллиопа. Труды воспитанников Университетского благородного пансиона, 228–229.
  • Шахнович, М. М. (2023) “Античная философия в российских университетских журналах (конца XIX — начала ХХ в.)”, Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология 3, 569–580.
  • Шахнович, М. М., Тыжов, А. Я., Попов, Д. С. (2019) “Дискуссия о стоицизме в русской мысли второй половины XIX — начала ХХ вв. и история изучения христианства”, Былые годы 3, 1125–1133.
  • Щелгунов, Н. (1880) “Классическое наследство [Рец. на:] Философы и поэты-моралисты во времена римской империи. Сочинение Констана Марта. Перев. М. Корсак. Москва, 1880”, Дело 6, 1–34.
  • Юшневский, С., пер. (1820) “Гимн Клеанта стоика”, Каллиопа. Труды воспитанников Университетского благородного пансиона, 268–270.
  • Якушевич, П. (1895), “Император Марк Аврелий Антонин и его отношение к христианству (Религиозно-нравственное чтение, предложенное 30 апреля 1895 года преподавателем Витебской мужской гимназии П. Якушевичем в зале Витебской городской думы)”, Полоцкие Епархиальные Ведомости XVII 799–808; XVIII, 860–871; XIX, 922–937.
  • “Эпиктет” (1832) Северная Минерва, ч. 1, 5–22.
  • “Эпиктет” (1834) Заволжский муравей, ч. 3 (20), 348–351.
  • Ященко, А. (1915) Русская библиография по истории древней философии. Юрьев.
  • [Рец. на:] “Imperatoris Marci Antonini commentariorum quos sibi ipse scripsit libri XII. Resensuit Ioann. Stich. Leipzig. 1882” (1883) Журнал Министерства народного просвещения, ч. 229, 394–395.
  • [Рец. на:] “The Fourth Book of the Meditations of Marcus Aurelius Antoninus. A Revised Text with Translation and Commentary and an Appendix on the Relations of the Emperor with Cornelius Fronto. By Hastings Crossley. London. 1882” (1884) Журнал Министерства народного просвещения, ч. 233, 343–344.
  • Z. (1889) [Рец. на:] “Библиотека греческих и римских классиков в русском переводе. VI. Эпиктет. Основание стоицизма. С греческого перевел В. Алексеев. СПб. 1888”, Филологические записки 2, 37–38.
  • Gill, Ch. (2023) Learning to Live Naturally. Stoic Ethics and its Modern Significance. Oxford.
  • Long, A. (2006), From Epicurus to Epictetus. Studies in Hellenistic and Roman Philosophy. Oxford.
Еще
Статья научная