Антифрикционные композиты в активных водных средах
Автор: Власенко Илья Борисович
Журнал: Вестник Донского государственного технического университета @vestnik-donstu
Рубрика: Технические науки
Статья в выпуске: 7-8 (75) т.13, 2013 года.
Бесплатный доступ
Приводятся результаты экспериментальных исследований работоспособности антифрикционных полимерных композиционных покрытий в активных водных средах с водородным показателем рН в диапазоне 1,68…12,45. Работоспособность покрытий определяется величиной адгезионной прочности зоны «покрытие - субстрат». В качестве критерия была выбрана прочность на отслаивание при угле отгиба 180 градусов. Для исследованного диапазона водородного показателя получены адекватные регрессионные модели, позволяющие рассчитать величину адгезионной прочности покрытий и оценить процент её остаточной прочности. Приводятся результаты исследования вклада деформации ползучести полимерных покрытий в формирование эксплуатационного зазора в трибосопряжении. Установлено повышение жёсткости полимерного композита при относительно малых нагрузках в результате капиллярной конденсации водных сред в микропорах и последующей их диффузии в толщу композита. Полученные экспериментальные данные дают представление о процессах деградации свойств антифрикционных покрытий в кислых и щелочных водных средах, а также о возможном снижении ресурса антифрикционных покрытий.
Антифрикционный полимерный композит, кислые и щелочные водные растворы, адгезионная прочность, ползучесть
Короткий адрес: https://sciup.org/14250029
IDR: 14250029 | DOI: 10.12737/2021
Текст научной статьи Антифрикционные композиты в активных водных средах
Введение. Фторопластсодержащие полимерные композиты в качестве антифрикционных покрытий широко используются в современной авиакосмической технике [1]. Расширение области применения этих перспективных материалов требует исследования изменения их эксплуатационных свойств в различных технологических водных средах — моющих, травящих, нейтрализующих и других растворах.
Полимерные антифрикционные покрытия рассматриваемого класса представляют собой гибридные композиционные материалы с армирующим каркасом в виде специальной ткани, содержащей фторопластовые нити «полифен» и полиимидные — «аримид-Т» в фенольной матрице. Матричный материал одновременно служит адгезивом, фиксирующем покрытие на субстрате.
Полиамидные волокна и нити смачиваются водой и имеют хорошую адгезию к связующим. Они менее стойки в химически активных средах и в воде набухают до 1,5 % [2].
Матричное связующее относится к классу водобензомаслостойких. Однако наличие капилляров и пор в переходных областях «связующее — фторопластовые нити» и «связующее — субстрат» делают клеевое соединение чувствительным к водным средам. Водопоглощение рассматриваемого композита в этом случае достигает 7 % по весу [3].
Таким образом, структурной особенностью рассматриваемых материалов является наличие значительного числа пор и несплошностей по причине отсутствия какой-либо адгезии у фторопластовых нитей к матричному материалу. Кроме того, часть фторопластовых нитей выведена на изнаночную сторону каркаса покрытия и образует сеть микроканалов в переходном слое покрытие — субстрат.
Технологические активные водные растворы имеют очень широкую область применения и, соответственно, самый разный состав. Единой сквозной характеристикой подобных водных сред может служить водородный показатель рН.
Работа выполнена в рамках инициативной НИР.
Работоспособность исследуемых вязкоупругих покрытий определяется, в первую очередь, их адгезионной прочностью и жёсткостью, в значительной степени зависящей, как у всех полимеров, от свойств окружающей среды, в нашем случае — водной.
Ниже приводятся результаты экспериментальных исследований влияния активных водных сред на основные эксплуатационные параметры антифрикционных полимерных покрытий: адгезию и жёсткость.
Методика. В качестве критерия адгезионной прочности покрытия выбрана прочность на отслаивание при отгибе на 180°. Образцы покрытия на стальном субстрате выдерживались в водных средах 120 часов. Водородный показатель набора водных сред варьировался от 1,68 до 12,45 рН. То есть использовались как кислые (рН < 7), так и щелочные (pH > 7), буферные растворы. Величина нагрузки при отслаивании покрытий оценивалась динамометром растяжения модели ДГУ 05-2 непосредственно после извлечения образца из раствора.
В качестве меры жёсткости, характеризующей вязкоупругое поведение покрытия под нагрузкой (ползучесть), определялись мгновенный и равновесный модули первого рода. Модули устанавливались по результатам исследований ползучести покрытий при сжатии непосредственно в водной среде после предварительной экспозиции в ней в течении 100 часов. Исследования проводились на комплексе для механических испытаний модели TIRA test 2850 фирмы DOLI.
Все исследования выполнялись с применением многофакторных экспериментальных методик, а их результаты обрабатывались статистически.
Результаты исследований. Полученные экспериментальные данные по влиянию активных водных сред с различным водородным показателем на прочность покрытия при отслаивании представлены на рис. 1.

Рис. 1. Влияние водородного показателя водной среды на адгезионную прочность покрытия при экспозиции:
1 — 24 часа; 2 — 120 часов
Анализ графиков показывает чёткий минимум адгезионной прочности для относительно слабокислых растворов при величине рН ≈ 4. Причём снижение прочности происходит в результате подслойного травления и окончательного (не восстанавливающегося после высыхания) разрушения водородных связей.
Итоговая оценка влияния активных водных сред выполнялась по коэффициенту остаточной адгезионной прочности, определяемому отношением текущей адгезионной прочности Р сред к исходной, найденной в условиях обычной воздушной атмосферы Р 0
К = ( Р сред / Р 0 )·100 %. (1)
Исследования влияния водных сред на коэффициент остаточной прочности в связи со значительной кривизной поверхности отклика (влияние рН на рис. 1) осуществлялись по квадратичному экспериментальному плану. Полученная регрессионная модель имеет следующий вид:
К = 61,273 - 2,265(рН) - 20,673 t - 1,884(pH) t + 0,371(pH)2 - 2,242 t 2 , (2) где t — время экспозиции в 10-2 ч.
Модель адекватна, так как средняя погрешность составляет 4,8 %, наибольшая — 8,8 %. Графическая интерпретация модели представлена на рис. 2. Зависимость адгезионной прочности покрытий в исследованном диапазоне нелинейна.

Рис. 2. Зависимость коэффициента остаточной адгезионной прочности от времени экспозиции в водных средах с различным водородным показателем
Знание величины остаточной адгезионной прочности позволяет установить область работоспособности фторопластсодержащих композиционных покрытий.
Результаты проведённых исследований позволяют сделать ряд выводов:
-
- кислая среда вызывает большее понижение адгезионной прочности, нежели щелочная (в среднем на 44,3 %), а щелочная — за то же время экспозиции, уменьшает прочность быстрее кислой (на 113,3 % в сравнении с 75 %).
-
- с увеличением времени экспозиции различия во влиянии величины водородного показателя среды на адгезионную прочность сглаживаются, понижаясь с 59 % до 25 %.
-
- анализ модели и графиков позволяет установить для антифрикционных покрытий на стальном субстрате наличие области минимальной адгезионной прочности в водных средах с водородным показателем рН ≈ 4—7.
-
- остаточная адгезионная прочность покрытия составляет для исследованной области переменных факторов 78—20 % от исходной.
Величины мгновенного и равновесного модулей, а также их соотношение характеризуют вязкоупругое поведение покрытия под нагрузкой, проявляющееся в виде деформации ползучести. Важность этих параметров объясняется тем, что зазор в трибосопряжениях, определяющий ресурс их работы, формируется как в ходе процесса изнашивания, так и в результате ползучести полимерного композита. На величину вязкоупругой деформации покрытия оказывают существенное влияние химически активные среды, моделируемые в виде водных кислых и щелочных растворов.
Типичные экспериментальные кривые ползучести полимерного антифрикционного композиционного покрытия на воздухе и в водных растворах с различным водородным показателем рН приведены на рис. 3.
Величина вязкоупругой деформации в водных кислых и щелочных средах существенно

Рис. 3. Зависимость вязкоупругой деформации от типа окружающей среды (композит на основе ткани атласного переплетения, толщиной 0,55 мм, σ = 2 МПа, экспозиция в средах — 100 часов)
Объяснить существующее положение можно наличием двух конкурентных процессов, одновременно протекающих при взаимодействии полимерного композита с водными активными средами.
Первый процесс представляет собой деструктивное изменение полимера физикохимической природы, заключающееся в разрыхлении композита и понижении его жёсткости в результате взаимодействия с активными водными растворами.
Второй, параллельно идущий процесс, — это капиллярная и диффузионная миграция воды или водных растворов в толщу композита и их накопление в порах и несплошностях, приводящая к повышению жёсткости покрытия благодаря несжимаемости воды. Одновременно диффундируя в матричное связующее и полиимидные нити каркаса композита, активная водная среда развивает деструктивные процессы, приводящие к снижению жёсткости покрытия.
Первый процесс превалирует при относительно низких контактных нагрузках, в частности — 2 МПа. Значительно более высокие нагрузки, порядка 100 МПа практически полностью «отжимают» жидкую фазу. Становятся диагностируемыми и очевидными деструктивные процессы, разрыхляющие композит и понижающие его жёсткость (рис. 4).


б )
Eo,МПа |
|||
400 |
величина мгновенного модуля в среде воздуха |
||
300 |
7 10 pH
в )
Рис. 4. Влияние контактной нагрузки на жёсткость полимерного композита в кислых и щелочных водных растворах (толщина 0,55 мм): а — σ = 2 МПа, б — σ = 51 МПа, в — σ = 100 МПа
Характерно, что наибольшее повышение жёсткости композита имеет место в нейтральной среде — дистиллированной воде с рН = 7,0. Объяснение этого факта имеется в работе [4], где приводятся данные о коэффициентах диффузии различных водных сред в композиты рассматриваемого состава и структуры. Так, коэффициент диффузии дистиллированной воды в этих условиях равен 1,784∙1013 м2/с, что на 19,2 % и 44,2 % больше аналогичных показателей соответственно для водопроводной и морской воды. Кроме того, энергия активации диффузии дистиллированной воды в композит составляет 240,36 кал/моль и превышает этот параметр для водопроводной воды в 3,6, а для морской — в 10,6 раза. Очевидно, что наличие в водном растворе крупных заряженных ионов затрудняет диффузию.
Следует отметить, что дистиллированная вода является для исследованных материалов не менее деструктивной, чем кислые и щелочные водные растворы. Она легко проникает в физические узлы сетчатых полимеров, образованных в результате контакта гидроксильных групп фенольных ядер, нарушая водородные связи [2].
Косвенные экспериментальные доказательства изложенного механизма взаимодействия композита с активной водной средой представлены на рис. 4.
Количество дистиллированной воды, поглощённой композитом, является наибольшим из всех исследованных сред и при малых контактных нагрузках наиболее интенсивно повышает жёсткость композита. Большие нагрузки практически нивелируют влияние на мгновенный модуль покрытий в кислой, щелочной и нейтральной средах.
Выводы. Установлено, что при эксплуатации полимерных покрытий в водных средах параллельно протекают два процесса:
-
- проникновение жидкой среды в результате капиллярных и диффузионных процессов;
-
- разрыхление и деструкция матричного материала и прочных нитей армирующего каркаса композита.
Проникновение жидкой фазы в композит при низких нагрузках (≈ 2—50 МПа) в значительной степени компенсирует снижение жёсткости покрытия при деструкции полимеров.
Повышенная, по сравнению с воздушной средой, деструкция полимеров протекает во всех исследованных водных средах. Кислые, щелочные и нейтральные среды воздействуют на композит при различных нагрузках по-разному. При 2 МПа интенсивнее влияет щелочная среда, а при 100 МПа — кислая.
Наибольшее влияние на адгезионную прочность покрытия оказывает слабокислая среда (рН ≈ 4), а на жёсткость — дистиллированная вода (рН = 7). Дистиллированная вода повышает модуль при 2 МПа и снижает его при 100 МПа.
Список литературы Антифрикционные композиты в активных водных средах
- Кохановский, В. А. Трение и изнашивание фторопластсодержащих композитов/В. А. Кохановский, Ю. А. Петров//Вестник Дон. гос. техн. ун-та. -2009. -Т. 9, № 1 (40). -С. 30-35.
- Тынный, А. Н. Прочность и разрушение полимеров при воздействии жидких сред/А. Н. Тынный. -Киев: Наукова думка, 1975. -206 с.
- Кноп, А. Фенольные смолы и материалы на их основе/А. Кноп, В. Шейб; под ред. Ф. А. Шутова. -Москва: Химия, 1983. -280 с.
- Кохановский, В. А. Вязкоупругие свойства антифрикционных покрытий в водных средах/В. А. Кохановский, И. Б. Власенко//Трение и смазка в машинах и механизмах. -2012. -№ 12. -С. 34-38.