Антихеликобактерная терапия: современное состояние проблемы

Бесплатный доступ

В обзоре рассматриваются современные подходы к лечению хеликобактериоза, рекомендации по данной проблеме международных консенсусов, возможные пути решения вопросов, связанных с ростом резистентности данного микроорганизма к антибиотикам. Главное внимание уделяется новым режимам антихеликобактерной терапии.

Язвенная болезнь, антихеликобактерная терапия, кларитромицин

Короткий адрес: https://sciup.org/14344222

IDR: 14344222

Текст обзорной статьи Антихеликобактерная терапия: современное состояние проблемы

По данным «Маастрихтского соглашения – 4» и Американского колледжа гастроэнтерологов в настоящее время эффективность терапии первой линии ниже 70–80 %, что в целом меньше рекомендованного уровня 80 % [14, 15].

По данным отечественных авторов показатель резистентности H. pylori к кларитромицину и к метронидазолу в России составляет 20 % [16, 17] и 55 % соответственно [18]. Комбинированная резистентность к кларитромицину и метронидазолу достигает 7,8 % [16]. В связи с этим рекомендована терапия первой линии: в популяциях с низкой распространенностью резистентных штаммов к кларитромицину (менее 15 %) проводить лечение на основе комбинации ИПП, кларитромицина в сочетании с амоксициллином или метронидазолом, или левофлоксацином. В популяциях с высокой распространенностью резистентных штаммов (более 15 %) – на основе схемы квадротерапии – комбинации препаратов висмута, ИПП и антибиотиков (тетрациклин, метронидазол).

Недостаточная эффективность стартовой тройной терапии послужила основой для разработки новых схем эрадикационной терапии. Одной из них является последовательная терапия, которая было введена Zullo A, et al. [19] в 2003 году. Данный подход предполагает использование ИПП и амоксициллина в течение первых 5–7 дней, а затем на 5–7 дней назначают ИПП-кларитромицин-метронидазол (или тинидазол) [3, 4]. Впрочем, некоторые исследователи утверждают, что преимущество ступенчатой терапии только в результате дополнительной антибактериальной терапии. Таким образом, было постулировано, что четыре компонента ступенчатой терапии могут назначаться одновременно в составе комплексной терапии, включающей ИПП-кларитромицин-амоксициллин-метронидазол в течение нескольких дней [20]. Последние руководства рекомендуют последовательную терапию в качестве альтернативы первой линии в районах с высоким уровнем антибиотикорезистентности к кларитромицину [3].

Применение последовательной схемы эрадикационной терапии позволяет повысить эффективность классической тройной схемы с 75,3 % до 84,3 % [21]. Вместе с тем итальянские исследователи приводят данные о том, что увеличение дозы амоксициллина до 3 грамм в сутки достоверно повышает частоту эрадикации по сравнению со стандартной 7-дневной трехкомпонентной схемой терапией и последовательной терапии (лансопразол 30 мг дважды в сутки плюс амоксициллин 1000 мг дважды в сутки в течение 5 дней, затем лансопразол 30 мг дважды в сутки, кларитромицин 500 мг дважды в сутки и тинидазол 500 мг дважды в сутки в течение 5 дней). При этом частота эрадикации составила: 55 % при проведении стандартной терапии, 75 % при увеличении дозы амоксициллина и 73 % при использовании последовательной терапии [Franceschi F.,]. Достаточно значимая резистентность к метронидазолу мо- жет быть преодолена назначением более высоких доз препарата и пролонгированием курса терапии до 14 дней [22].

Включение препаратов висмута в состав существующих схем эрадикационной терапии один из наиболее эффективных способов борьбы с резистентностью H. pylori к эрадикацион-ной терапии [23, 24]. Следует отметить отсутствие у H. pylori формирования резистентности к препаратам висмута [23, 24]. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что эффективность элиминации H. pylori при использовании стандартной тройной схемы эрадикацион-ной терапии может быть увеличена на 15,4 % при дополнении ее препаратами висмута [25].

При резистентности H. pylori к кларитромицину предлагается использовать сочетанную 5-дневную квадротерапию без препаратов висмута, включающую использование ИПП (стандартная доза два раза в сутки) и трех антибиотиков: амоксициллин (1000 мг 2 раза в сутки), кларитромицин (500 мг 2 раза в сутки), метронидазол (500 мг 2 раза в сутки). Эффективность данной программы составляет 88–93 %, что значительно превышает показатели стандартной тройной схемы эрадикационной терапии [26].

У пациентов с H. pylori-инфекцией при наличии множественной лекарственной резистентности наиболее оптимальной схемой терапии является сочетание приема рифабутина в дозе 150 мг, эзомепразола 40 мг и амоксициллина 1000 мг 2 раза в сутки на протяжении 12 дней. По данным итальянских исследователей подобная схема терапии у 254 пациентов с множественной резистентностью привела к эрадикации H. pylori у 213 больных, что составило 82,9 % (95 % ДИ, 78,3–87,5). На основе полученных данных авторы делают вывод о том, что у пациентов с множественной лекарственной устойчивостью штаммов H. рylori. 12дневная терапия с рифабутином в сочетании с высокой дозой ИПП является безопасным и надежным вариантом эрадикационной терапии [27].

Отмечено, что использование альтернативного варианта 5-дневной сочетанной терапии с левофлоксацином, показало более чем 90 % эффективности уничтожения H. pylori [28]. Для лиц с аллергическими реакциями к производным пенициллина рекомендовано использовать метронидазол, тетрациклин или левофлоксацин. В таблице представлены современные схемы стартовой эрадикационной терапии [29]. Увеличение продолжительности тройной терапии на основе ИПП и кларитромицина с 7 до 10–14 дней улучшает частоту эрадикации примерно на 5 %.

Следует ожидать, что устойчивость H. pylori к проводимой антибактериальной терапии будет продолжать расти, что диктует необходимость поиска новых подходов к ее эрадика-ции. В связи с этим в настоящее время предлагаются перспективные методы лечения хели-кобактерной инфекции. Включение в стандартную трехкомпонентную схему эрадикацион-ной терапии пробиотика бифиформа существенно повышает ее эффективность. Механизм эрадикационного действия бифиформа связывается с повышением антибактериальной активности местных иммунных реакций, включающих увеличение количества плазматических клеток в СОЖ и ростом уровня IgA в секретах желез и в крови, а также с повышением степени выполнения больными схемы назначенного лечения в результате нормализации состава кишечной микрофлоры и уменьшения побочных эффектов антибактериальной терапии. Показано, что пробиотики предупреждают адгезию H. pylori к мембранам клеток, что препятствует размножению микроорганизма и увеличивает частоту элиминации H. pylori при применении стандартных схем эрадикации. В связи с открытием антихеликобактерных свойств у мелатонина настоятельно рекомендуется включение в схему эрадикационной терапии препарата этого гормона – мелаксена, что достоверно улучшает показатели эрадикации. Доказывается возможность элиминации H. pylori при изолированном применении данного средства 46

  • [11] . Пробиотики улучшают переносимость эрадикационной терапии. При этом необходимо отметить, что частота побочных эффектов при назначении схем эрадикации H. pylori первой линии может достигать 47–52 % [30].

Таурин оказывает положительный эффект на восстановление СОЖ при хеликобактер-ассоциированных заболеваниях (гастрите и язве) и доказали, что данный эффект опосредует через свою способность соединяться с монохлорамином с избытком образующимся при H. pylori-инфекции. Появились данные о выраженных антихеликобактерных и противовоспалительных эффектах дибикора – препарата таурина. Комплексное его применение в составе традиционных схем эрадикации повышает их эффективность. Дибикор уменьшает антиапоп-тозную активность эпителиоцитов слизистой оболочки пилородуоденальной области, вследствие чего способствует более быстрой эпителизации язвенных дефектов [31].

Таким образом, при выборе стартовой эрадикационной терапии врач должен руководствоваться своей клинической практикой (табл. 1), а также желанием пациента [32].

Главный вопрос, который стоит перед врачом при отсутствии эффекта от традиционной терапии: с чем это связано и как быть? Неудача эрадикационной терапии может быть связана с недостаточной концентрацией антибиотика в месте адгезии H. pylori. Основной причиной этого является приобретенная антибиотикорезистентность, чаще всего к кларитромицину. Наиболее рациональным вариантом в данном случае является использование индивидуальной терапии, подкрепленной выделением культуры микроорганизма в сочетании с данными антибиотикограммы или молекулярного анализа [33]. Однако ряд авторов полагает, что наличие антибиотикорезистентности необходимо контролировать на региональном уровне, но не у каждого отдельного пациента, так как это редко помогает в выборе терапии и значительно ее удорожает. Австралийские авторы считают, что процент эрадикации в терапевтической практике должен приближаться к 99 %. [34]. Стандартная тройная терапия используется только в случае восприимчивости к кларитромицину. Хорошим вариантом эмпирической терапии является применение четырехкомпонентной схемы на основе препаратов висмута. В качестве альтернативного подхода возможна последовательная или гибридная или последовательная терапия. Заслуживают внимание данные об эффективности двойной терапии на Дальнем Востоке, которая дает отличные результаты [33].

Рекомендации по выбору стартовой эрадикашюнной терапии IL pylori по A. Federico с дополнениями (2014) [29|

Список литературы Антихеликобактерная терапия: современное состояние проблемы

  • Franceschi F., Ojetti V, Gabrielli M, Petruzziello C, Tortora A, Gasbarrini G, Lopetuso LR, Scaldaferri F, Gasbarrini A. High dose amoxicillin-based first line regimen is equivalent to sequential therapy in the eradication of H. pyloriinfection. Eur Rev Med Pharmacol Sci. 2016; 20 (2):297-300.
  • Zhi-Qiang Song and Li-Ya Zhou. Hybrid, sequential and concomitant therapies for Helicobacter pylorieradication: A systematic review and meta-analysis. World J Gastroenterol. 2016 May 21; 22(19): 4766-4775.
  • Malfertheiner P, Megraud F, O’Morain CA, Atherton J, Axon AT, Bazzoli F, Gensini GF, Gisbert JP, Graham DY, Rokkas T, et al. Management of Helicobacter pylori infection-the Maastricht IV/Florence Consensus Report. Gut. 2012; 61:646-664.
  • Liou JM, Chen CC, Chen MJ, Chen CC, Chang CY, Fang YJ, Lee JY, Hsu SJ, Luo JC, Chang WH, et al. Sequential versus triple therapy for the first-line treatment of Helicobacter pylori: a multicentre, open-label, randomised trial. Lancet. 2013; 381:205-213.
  • Graham DY, Dore MP Helicobacter pylori therapy: a paradigm shift. Expert Rev Anti Infect Ther. 2016 Jun; 14(6):577-85. Epub 2016 May 3 DOI: 10.1080/14787210.2016.1178065
  • Li BZ, Threapleton DE, Wang JY, Xu JM, Yuan JQ, Zhang C, Li P, Ye QL, Guo B, Mao C, et al. Comparative effectiveness and tolerance of treatments for Helicobacter pylori: systematic review and network meta-analysis. BMJ. 2015; 351:h4052.
  • Megraud F, Coenen S, Versporten A, Kist M, Lopez-Brea M, Hirschl AM, Andersen LP, Goossens H, Glupczynski Y. Helicobacter pylori resistance to antibiotics in Europe and its relationship to antibiotic consumption. Gut. 2013;62:34-42.
  • Megraud F., Coenen S., Versporten A., Kist M., Lopez-Brea M., Hirschl A.M. et al. Helicobac-ter pylori resistance to antibiotics in Europe and its relationship to antibiotic consumption//Gut. -2013, Jan. -Vol. 62 (1). -Р. 34-42.
  • Verma A., Dubey J., Hegde R.R, Rastogi V., Pandit J.K. Helicobacter pylori: past, current and future treatment strategies with gastroretentive drug delivery systems. J Drug Target. 2016 Apr 19:1-19.
  • Исаков В.А., Домарадский И.В. Хеликобактериоз. -М.: ИД Медпрактика-М, 2003. -412 с.
  • Осадчук А.М., Комаров Ф.И., Осадчук М.А. и соавт. Динамика показателей клеточного обновления эпителиоцитов слизистой оболочки желудка под влиянием различных схем противорецидивного лечения язвенной болезни//Клиническая медицина. -2010. -№ 2. -С. 50-53.
  • Кононов А.В., Мозговой С.И., Ливзан М.А. и др. Морфология поверхностного и атрофического гастрита при эрадикации Helicobacter pylori//Арх. пат. -2005. -№ 3. -С. 17-21.
  • Кононов А.В. Воспаление как основа Helicobacter pylori-ассоциированных болезней//Арх. патол. -2006. -№ 5. -С. 3-10.
  • Chey W.D., Wong B.C. American College of Gastroenterology guideline on the man-agement of Helicobacter pylori infection//Am J Gastroenterol. -2007. -Vol. 102. -Р. 1808-25.
  • Malfertheiner P., Megraud F., O'Morain C.A., et al. Management of Helicobacter pylori in-fection-the Maastricht IV/Florence Consensus Report//Gut. -2012, May. -Vol. 61 (5). -Р. 646-664.
  • Барышникова Н.В., Денисова Е.В., Корниенко Е.А. и др. Эпидемиологическое исследование резистентности Helicobacter pylori к кларитромицину у жителей Санкт-Петербурга с язвенной болезнью//Экспер. и клин. гастроэнтерол. -2009. -№ 5. -С. 73-76.
  • Самсонов А.А., Андреев Д.Н., Гречушников В.Б. и др. Резистентность Helicobacter pylori к компонентам эрадикационной терапии и пути ее преодоления//Фарматека. -2015. -№ 2. -С. 26-30.
  • Кудрявцева Л.В. Состояние антибиотикорезистентности Helicobacter pylori в России//Экспер. и клин. гастроэнтерол. -2003. -№ 3. -С. 4-5.
  • Zullo A, Vaira D, Vakil N, Hassan C, Gatta L, Ricci C, De Francesco V, Menegatti M, Tampieri A, Perna F, et al. High eradication rates of Helicobacter pylori with a new sequential treatment. Aliment Pharmacol Ther. 2003; 17:719-726.
  • Gisbert JP, Calvet X. Review article: non-bismuth quadruple (concomitant) therapy for eradication of Helicobater pylori. Aliment Pharmacol Ther. 2011; 34:604-617.
  • Federico A., Gravina A.G., Miranda A., et al. Eradication of Helicobacter pylori infection: Which regimen first?//World J Gastroenterol. -2014; Jan. -Vol. 20 (3). -Р. 665-672.
  • Smith S.M., O'Morain C., McNamara D.E. Antimicrobial susceptibility testing for Helicobacter pylori in times of increasing antibiotic resistance//World J. Gastroenterol. -2014 Aug. -Vol. 20 (29). -Р. 9912-9921.
  • Маев И.В., Кучерявый Ю.А., Андреев Д.Н. Актуальные возможности оптимизации анти-хеликобактерной терапии//Лечащий врач. -2014. -№ 4. -С. 73-79.
  • Маев И.В., Кучерявый Ю.А., Андреев Д.Н. Антибиотикорезистентность Helicobacter py-lori: от клинического значения до молекулярных механизмов//Лечащий врач. -2014. -№ 2. -С. 34-40.
  • Sun Q., Liang X., Zheng Q., et al. High efficacy of 14-day triple therapy-based, bismuth-containing quadruple for initial Helicobacter pylori eradication//Helicobacter. -2010. -Vol. 15 (3). -Р. 233-38.
  • Gisbert J.P., Perez-Aisa А., Castro-Femandez М., еt al. Helicobacter pylori first-line treatment and rescue option containing levofloxacin in patients allergic to penicillin//Dig Liver Dis. -2010. -Vol. 42 (287). -Р. 90.
  • Fiorini G1, Zullo A, Vakil N, Saracino IM, Ricci C, Castelli V, Gatta L, Vaira D. Rifabutin Triple Therapy is Effective in Patients With Multidrug-resistant Strains of Helicobacter pylori. J Clin Gastroenterol. 2016 Apr 30. .
  • Kim S.Y., Lee S.W., Hyun J.J., et al. Comparative study of Helicobacter pylori eradication rates with 5-day quadruple «concominant» therapy and 7-day standard triple therapy//J. Clin. Gastroen-terol. -2013. -Vol. 47. -Р. 21-24.
  • Свистунов А.А., Осадчук М.А., Осадчук А.М. Принципы выбора антихеликобак-терной терапии 1-й лтинии//Врач. -2015. -№ 9. -С. 7-11.
  • Federico A., Nardone G., Gravina A.G., et al. Efficacy of 5-day levofloxacin-containing con-comitant therapy in eradication of Helicobacter pylori infection//Gastroenterology. -2012. -Vol. 143. -Р. 55-61.e1.
  • Осадчук А.М., Детюченко В.П., Милова-Филиппова Л.А., Кветной И.М. Влияние анти-геликобактерной терапии с дибикором на показатели клеточного гомеостаза (Ki-67, Bcl-2 и апоптоз) эпителиоцитов желудка при явенной болезни двенадцатиперстной кишки//Российский журнал гастроэнтерол. гепатол. колопроктол. -2008. -№ 3. -С. 55-61.
  • Federico A., Gravina A.G., Miranda A., et al. Eradication of Helicobacter pylori infection: which regimen first?//World Journal of Gastroenterology. -2014. -Vol. 20. -Р. 665-72.
  • Mégraud F. Failed Eradication for Helicobacter pylori. What Should Be Done? Dig Dis. 2016; 34(5):505-509. Epub 2016 Jun 22.
  • Mitchell H., Katelaris P. Epidemiology, clinical impacts and current clinical management of Helicobacter pylori infection. Med J Aust. 2016 Jun 6; 204(10):376-80.
Еще
Статья обзорная