Антимонопольное регулирование рынка электроэнергетики в условиях цифровой экономики
Автор: Мананникова В.В.
Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 9 (39), 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье описаны основные проблемы, возникающие на рынке электроэнергетике в условиях цифровой экономики. Затронуты аспекты антимонопольного регулирования в условиях цифровой экономики. Вместе с тем в статье ставится вопрос: «Как изменится экономическая модель рынка в условиях цифровой экономики?». Предложены мероприятия по решению проблемных вопросов в сфере антимонопольного регулирования в условиях цифровой экономик.
Антимонопольное регулирование, цифровая экономика, большие данные, конкуренция на рынке электроэнергетики
Короткий адрес: https://sciup.org/140289510
IDR: 140289510
Текст научной статьи Антимонопольное регулирование рынка электроэнергетики в условиях цифровой экономики
Сегодня российская экономика переходит на новый уровень развития. В послании Федеральному собранию от 1 декабря 2016 года Президентом РФ было предложено «запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики», в реализации которой следует «опираться именно на российские компании, научные, исследовательские и инжиниринговые центры страны». Как отметил В.В. Путин, «это вопрос национальной безопасности и технологической независимости России, в полном смысле этого слова – нашего будущего».
Вместе с тем был подписан Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» нацеленный на развитие цифровой экономики.
В связи с этим Правительство Российской Федерации разработало единую отраслевую программу развития конкуренции - это министерские программы, которые будут утверждаться Правительством. В ней содержаться программы всех министерств - от Минэнерго до Минздрава.
Анализируя существующее состояние электроэнергетики Оренбургской области, отметим, что Оренбургская энергосистема входит в состав объединенной энергосистемы Урала. На территории области находятся следующие субъекты розничного и оптового рынка электроэнергии: субъект оперативно-диспетчерского управления (Оренбургское РДУ), генерирующие компании и собственники объектов генерации (АО «Интер РАО-Электрогенерация, АО «Уральская сталь», ПАО «Гайский ГОК и др.), электросетевые компании (ПАО «ФСК-ЕЭС» - «Оренбургское ПМЭС», ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» и др.), гарантирующие поставщики (ПАО «ЭнергосбыТ Плюс», ЗАО «Оренбургсельэнергосбыт»), энергосбытовые организации (АО «Межрегионэнергосбыт», ЗАО «Марэм+» и др.).
Рынок электроэнергетики представляет собой рынок естественной монополии: спрос не зависит от изменения цены, высокие границы входа на рынок, сетевой характер рынка. Контроль за действиями копаний на рынке электроэнергетики осуществляет Федеральная антимонопольная служа и ее территориальные органы (Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области).
Целью антимонопольного регулирования и контроля на рынке электрической энергии является своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе:
-
- соглашений (согласованных действий), имеющих целью изменение или поддержание цен на электрическую энергию (мощность);
-
- возможности манипулировать ценами на оптовом и розничных рынках;
-
- манипулирования ценами на оптовом и розничных рынках, в том числе с использованием своего доминирующего и (или) исключительного положения;
-
- злоупотребления доминирующим и (или) исключительным положением на оптовом и розничных рынках.
Реалии цифровой экономики ставят перед антимонопольным сообществом вызовы, требующие быстрой адаптации. Эффекты от деятельности крупных высотехнологичных компаний пока сложно просчитать и спрогнозировать.
В условиях цифровой экономики изменилась экономическая модель: трансформируются условия оборота на товарных и финансовых рынках. «Захват» рынков происходит за счет рыночной власти, возникающей или экспоненциально усиливающейся вследствие получения возможности распоряжения и контроля больших данных, использования прав интеллектуальной собственности и внедрения цифровых алгоритмов в ценообразовании.
В последние годы на цифровых рынках появились компании, достигшие значительных успехов при помощи бизнес-моделей, основанных на сборе и обработке «больших данных», внедрении новых алгоритмов самообучения, внешне ориентированных на индивидуальные потребности граждан. Традиционные меры антимонопольного регулирования, как показывает анализ, уже являются недостаточно эффективными для борьбы с недобросовестными практиками цифровых гигантов.
В настоящее время нет однозначного определения понятию «большие данные», в связи с чем возникают споры между экспертами.
По мнению Кешелава А.В. «большие данные» - это совокупность подходов, инструментов и методов, предназначенных для обработки структурированных и неструктурированны данных (в т.ч. из разных независимых источников) с целью получения воспринимаемых человеком результатов.
Применительно к проблематике антимонопольного регулирования понятия «большие данные» толкуется по-разному. Согласно докладу Федеральной торговой комиссии США отмечается, что «маленькие» данные превращаются в «большие», проходя 4 фазы жизненного цикла: сбор, консолидация, анализ, использование.
Антимонопольные органы в качестве ключевого признака рассматривают объем данных. Объем данных, как признак «больших данных», присущ всем отраслям экономики, в том числе и рынку электроэнергетики.
Сбор и использование больших данных может еще более увеличить рыночную власть субъектов-монополистов электроэнергетики и ограничить вход на рынок других игроков, если компания обладает большими массивами данных, которые не могут быть воспроизведены ее конкурентами.
Таким образом, такой признак цифровой экономики, как объем данных, создает угрозу развития конкуренции на рынке электроэнергетики. А также приобретение цифровыми гигантами технологических компаний, находящихся на ранней стадии развития бизнеса, которые могут не иметь значительного оборота, но распоряжаются ценными данными, и вследствие этого их покупная цена велика, может быть сигналом о том, что фирма «покупает» зарождающую угрозу.
Рассмотрим случай, если в условиях цифровой экономики на рынке электроэнергетики появятся участники, занимающиеся производством электроэнергии посредством альтернативных источников.
Следует понимать, что отрасли, базирующейся на традиционных технологиях, сложно существенно повысить свою эффективность, а также удовлетворить новые требования потребителей без заметного роста цен. Вместе с тем, есть основания полагать, что на обозначенный вызов готов ответить новый «технологический пакет», обеспечивающий переход от аналоговых к цифровым способам управления в электроэнергетической отрасли и поддерживающий трансформацию моделей поведения потребителей, а также бизнес-практик энергоснабжающих и сервисных компаний.
Этот пакет включает технологии производства электроэнергии на основе распределенных (в том числе возобновляемых) источников, а также гибкой организацией экономических отношений и др.
Иными словами будет осуществлен переход к новой технологической парадигме в электроэнергетике, представляющей организацию энергоснабжения в розничном секторе как экосистему производителей и потребителей энергии, которые беспрепятственно интегрируются в общую инфраструктуру и обмениваются энергией.
Стратегический маневр может состоять в том, чтобы в качестве приоритета трансформации российской электроэнергетики использовать новую технологическую парадигму, основанную на формирование на базе «умной» инфраструктуры рыночной экосистемы активных потребителей, просьюмеров и других субъектов распределенной.
Однако препятствием для реализации стратегического маневра является то, что в нынешних институциональных условиях основные субъекты рынка и инфраструктурные организации в основном не заинтересованы в переходе к новому технологическому пакету и к новой архитектуре в отрасли электроэнергетики. При этом розничные потребители и субъекты распределенной энергетики зачастую остаются вне поля конкурентных механизмов.
Таким образом, определяющим условием для развития новой электроэнергетики России, в частности Оренбургской области, должно стать изменение архитектуры розничного сектора рынка электроэнергии, дерегулирование экономических отношений его субъектов, создание упрощенных интерфейсов технологического и информационного взаимодействия объектов распределенной энергетики ЕЭС.
Эти действия должны привести к появлению нового класса рыночных субъектов - активных потребителей и просьюмеров, операторов микроэнергосистем и агрегатов распределенных энергетических объектов, различных сервисных организаций. Данный класс субъектов будет заинтересован в использовании новых технологий и создаст спрос на высотехнологичное оборудование и сервисы. Потребители получат возможность выбора вариантов энергоснабжения, что будет способствовть развитию конкуренции в отрасли.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что нормативно-правовая база России изменится в связи с меняющимися условиями экономики. В частности под изменения подпадает и антимонопольное законодательство.
Таким образом, для решения проблемных вопросов в сфере антимонопольного регулирования в условиях цифровой экономики предлагается внедрить следующие принципы:
-
- совершенствование антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и ее глобализации в целях эффективного пресечения нарушений антимопольного законодательства, носящих
трансграничный характер, и повышения конкурентоспособности российских энергокомпаний;
-
- сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках.
Кроме того, антимонопольное регулирование на рынках электроэнергетики в условиях цифровой экономики, во-первых, должно позволить устанавливать доминирующее положение хозяйствующего субъекта с долей ниже 35%, если данные, имеющиеся у него, дают ему возможность оказывать решающее влияние на рынок, во-вторых, дополняет запрет на злоупотребление доминирующим положением дискриминацией при представлении доступа к данным о потребителях.
На основании вышеизложенного, хочется сделать вывод, что несмотря на трансформацию экономики внедрение цифровых условий, на рынке электроэнергетики в частности, необходимо сохранить принцип свободы конкуренции и защиты предпринимательства ради будущего.
Список литературы Антимонопольное регулирование рынка электроэнергетики в условиях цифровой экономики
- Александров Е.Н. Дистанционное управление на подстанции 330 кВ Губкин в Булгородской области - на реальном пути к цифровой энергетике // Электрические станции, 2018. - №7. С.28
- Вайпан В.А. Основы правового регулирования цифровой экономики / В.А. Вайпан // Право и экономика, 2017. - №11. - С.5-18
- Доценко А.В. Антимонопольное регулирование, цифровые платформы и инновации: дело Google и выработка подходов к защите конкуренции в цифровой среде / Доценко А.В., Иванов А.Ю. / Закон, 2016. - №2. - С.31-45
- Попов Е.В. Особенности управления развитием цифровой экономики / Попов Е.В., Семячков К.А. // Менеджмент в России и за рубежом, 2017. - №2. - С.54-61