Антропологическая характеристика средневекового населения Новосибирского Приобья (по материалам памятника Санаторный-3)
Автор: Поздняков Д.В., Батанина О.В.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XXII, 2016 года.
Бесплатный доступ
Изучена серия представителей басандайской культуры из могильника Санаторный-3. По своим морфологическим особенностям рассматриваемая группа сближается с населением сросткинской культуры Верхнего Приобья. Наличие тенденции к долихокрании, вероятнее всего, можно объяснить контактами с населением Кузнецкой котловины, где сходная тенденция отмечается в материалах могильника Торопово-1. По своим морфологическим характеристикам серия неоднородна. Наиболее вероятными исходными компонентами послужили группы, для одной из которых были характерны долихокрания и широкое, достаточно профилированное лицо, для второй - мезо-брахикранная черепная коробка и уплощенный, высокий лицевой отдел. Только женская часть серии из памятника Санаторный-3 обнаруживает достаточное сходство с населением, оставившим могильники Басандайка и Санаторный-1. Мужская же группа ближе всего к сериям из погребений сросткинской культуры Верхнего Приобья и Кузнецкой котловины.
Краниология, морфологическая характеристика, палеоантропологическая серия, басандайская культура, верхнее приобье
Короткий адрес: https://sciup.org/14522401
IDR: 14522401
Текст научной статьи Антропологическая характеристика средневекового населения Новосибирского Приобья (по материалам памятника Санаторный-3)
С 2010 по 2014 г. в Искитимском р-не Новосибирской обл. проводились раскопки курганного могильника Санаторный-3 под руководством С.Г. Рослякова. Памятник находится на правом берегу Новосибирского водохранилища. Могильник представляет собой группу из 29 насыпей, вытянутых по линии с юга на север. Памятник относится к басандайской культуре Верхнего Приобья и датируется XII–XIV вв. [Росляков, Пилипенко, 2015]. Наибольшее сходство по погребальному обряду и составу инвентаря обнаруживается с памятником Санаторный-1, располагающимся рядом [Савинов, Новиков, Росляков, 2008].
Общая краниологическая серия состоит из семи мужских и четырнадцати женских черепов. Приведены ee средние размеры (см. таблицу ).
Мозговой отдел мужских черепов из могильника Санаторный-3 в среднем характеризуется мезо-кранией. При средней величине продольного диаметра и малой поперечного свод черепа невысокий. По высотно-продольному указателю серию черепов можно отнести к ортокранным, а по высотнопоперечному – к метриокранным. Лобная чешуя прямая, неширокая в месте наибольшего сужения височных линий; коронарный диаметр может быть отнесен к средним величинам. Размеры углов и вы- соты поперечного изгиба лба попадают в пограничные значения между монголоидными и европеоидными значениями [Гохман, 1961]. Сочетание высотно-продольного (ВПИ) и затылочно-теменного (ЗТИ) индексов, а также параметры лобно-сагиттального индекса (ЛСИ) относятся к величинам, свойственным монголоидной расе [Беневоленская, 1988, 1991].
Охарактеризовать лицевой отдел данной серии черепов с точки зрения вертикальной профилировки непросто, поскольку измерения были произведены только на двух черепах. Исходя из измерений и визуальной оценки, лицевой отдел ортогнатный, с тенденцией к альвеолярной мезогнатии. Углы горизонтальной профилировки лица как на верхнем, так и на зигомаксиллярном уровне характеризуют-
Средние размеры краниологической серии из погребений первой половины II тыс. н.э. могильника Санаторный-3
Лицевой отдел черепов данной серии характеризуется, в среднем, большой величиной скулового диаметра при средней высоте. Ширина лица в верхнем отделе может быть отнесена к большим величинам, в среднем – находится на границе средних и больших величин. Носовое отверстие имеет среднюю высоту и ширину, что обуславливает ме-зоринную форму носа. Судить об особенностях серии, с точки зрения показателей угла выступания носа, также затруднительно, поскольку он измерен только на двух черепах. Данные свидетельствует о малой величине угла. Переносье на уровне дакри-онов характеризуется средней высотой и шириной. Симотические показатели характеризуются большой шириной и средней высотой переносья. Орбиты среднеширокие (от максиллофронтале) и могут быть отнесены к широким от дакриона, невысокие, мезоконхные по орбитному указателю. По да-криальному орбитному указателю – хамэконхные.
Сохранность женской части серии очень плохая, поэтому для некоторых измерительных параметров число наблюдений невелико.
Мозговой отдел женских черепов можно охарактеризовать как мезокранный, но следует учесть, что продольные и поперечные измерения было возможно произвести на четырех черепах. При довольно больших продольном и поперечном диаметрах, высота свода черепа попадает в категорию малых величин. По высотно-продольному диаметру серию можно назвать ортокранной. С точки зрения высотно-поперечного диаметра черепа имеют пограничные величины между тапейнокранией и ме-триокранией. Лобная чешуя прямая, среднеширокая в месте наибольшего сужения височных линий и широкая в коронарной части. Угловые и высотные размеры лобной кости относятся к пограничным между европеоидными и монголоидными величинами, несколько смещаясь к последним. Сочетание ВПИ и ЗТИ, а также параметров ЛСИ также являются пограничными между монголоидными и европеоидными значениями.
Лицевой отдел женских черепов характеризуется средним скуловым диаметром. В данной серии лицевой отдел имеет значительную уплощённость на орбитальном и зигомаксиллярном уровне, наблюдается платипрозопия. Исключение составляют черепа из курганов № 8 (погребение 2), № 16
(погребение 4), № 24 (погребение 1), у которых зигомаксиллярный угол соответствует европеоидным значениям. По углам вертикальной профилировки черепа ортогнатны по общему профилю лица, но, подобно черепам из мужской серии, имеют тенденцию к мезогнатии в альвеолярной области. Для женской серии характерен средневысокий и среднеширокий нос, мезоринный по указателю. В отличие от мужской серии, угол выступания носа попадает в очень малые величины. Переносье среднеширокое и невысокое между дакриальными точками; носовые косточки в месте их наибольшего сужения среднеширокие и выступающие, симо-тический указатель имеет большую величину. Орбиты широкие, а их высота находится на границе малых и средних значений. По указателю они ме-зоконхны.
На уровне индивидуальных данных отмечается неоднородность мужской серии. Достоверные различия наблюдаются по длине черепной коробки, черепному, высотно-продольному и высотнопоперечному указателям. В среднем, серия может быть охарактеризована как мезокранная, но среди шести черепов два являются мезокранными, два – долихокранными и два – брахикранными. Следует отметить существенную дифференциацию величин поперечного диаметра: встречаются очень малые (134) и очень большие (154) размеры. Та же тенденция прослеживается и для высотных параметров. Средние показатели сочетания ЗТИ и ВПИ говорят о монголоидности мужской серии, но черепа из курганов № 6 и 19 с точки зрения ЗТИ попадают в европеоидные значения. Значительная неоднородность наблюдается и в измерениях поперечной высоты и угла изгиба лба: черепа из курганов № 20 и 23 демонстрируют значения, характерные для европеоидных групп, в то время как для остальных присущи монголоидные или пограничные величины.
Средние показатели верхней высоты лица представлены средними величинами, но два из трех черепов высоколицые, а череп из кургана № 23 – с низким лицом, при этом показатели верхней и средней ширины лица однородны для всей серии.
Носовой отдел в рассматриваемой серии отличается разнородностью показателей: в среднем отмечается мезориния, но в индивидуальных показателях она встречается только у черепа из кургана № 6 (погребение 2). Два черепа могут быть охарактеризованы как хамеринные и два – как лепторинные.
По углам горизонтальной профилировки серия в целом однородна, за исключением черепов из курганов № 20 и 22, у которых значения назомалярно-го угла смещаются по своим показателям в сторону большей профилированности.
Внутренняя неоднородность отмечается и в женской части серии. Различия наблюдаются в строении как мозгового, так и лицевого скелетов. В целом, отмечается та же тенденция, что и в мужской части серии.
Касаясь вопроса происхождения группы и исходных морфологических компонентов, можно предположить, что для одного из них были характерны долихокранные мозговые капсулы с характреным для европеоидов строением лобной кости, а также широким и достаточно профилированным, ортог-натным лицом. Второй компонент характеризовался мезо-брахикранной черепной коробкой и уплощенным, высоким ортогнатным лицевым отделом.
По своим морфологическим особенностям рассматриваемая группа сближается с группами, от-но симыми к сросткинской культуре Верхнего Приобья [Поздняков, 2006]. Наличие тенденции к долихокрании, особенно в мужской части группы, вероятно, можно объяснить контактами с населением Кузнецкой котловины, где сходная тенденция отмечается в материалах могильника Торопово-1 [Поздняков, 1999].
Важно отметить, что по сравнению с другими памятниками басандайской культуры только женская часть серии из памятника Санаторный-3 обнаруживает достаточное сходство с населением, оставившим могильники Басандайка [Ким, 1986] и Санаторный-1 [Поздняков, 2006]. Мужская же группа из памятника Санаторный-3 ближе по своим параметрам к сериям из более ранних погребений – курганов сросткинской культуры Верхнего Приобья и Кузнецкой котловины.
Список литературы Антропологическая характеристика средневекового населения Новосибирского Приобья (по материалам памятника Санаторный-3)
- Беневоленская Ю.Д. Расовая дифференциация на территории Азии (по строению лобного отдела черепа)//Историческая динамика этнической и расовой дифференциации народов Азии. -М.: Наука, 1988. -С. 39-50.
- Беневоленская Ю.Д. Признаки черепного свода как маркеры различных уровней дифференциации рас//Новые коллекции и исследования по антропологии и археологии. -СПб.: Наука, 1991. -С. 126-152.
- Гохман И.И. Угол поперечного изгиба лба и его значение для расовой диагностики//Вопр. антропологии. -1961. -Вып. 8. -С. 88-98.
- Ким А.Р. Антропологический состав и вопросы происхождения коренного населения северных предгорий Алтая: автореф. дис.... канд. ист. наук. -Томск, 1986. -30 с.
- Поздняков Д.В. Антропологические характеристики населения Кузнецкой котловины в эпоху развитого средневековья (по материалам раскопок курганного могильника Торопово I)//Илюшин А.М. Население Кузнецкой котловины в эпоху развитого средневековья (по материалам раскопок курганного могильника Торопово I). -Кемерово, 1999. -С. 186-207.
- Поздняков Д.В. Палеоантропология населения юга Западной Сибири эпохи средневековья (вторая половина I -первая половина II тыс. н.э.). -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2006. -136 с.
- Росляков С.Г., Пилипенко С.А. Исследования курганного могильника Санаторный 3 в Новосибирском Приобье//Археологические открытия 2010-2013 годов. -2015. -С. 717-718.
- Савинов Д.Г., Новиков С.В., Росляков С.Г. Верхнее Приобье на рубеже эпох (басандайская культура). -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2008.-424 с.