Антропологическая интерпретация неклассического искусства

Автор: Кривцун Олег Александрович

Журнал: Сфера культуры @journal-smrgaki

Рубрика: Искусство и культура

Статья в выпуске: 1 (1), 2020 года.

Бесплатный доступ

Историческое движение культуры Нового времени способствовало рождению феномена «неклассического искусства» как рационального недоверия к рациональному. Пересмотр наступил в результате кризиса классического рационализма 30-х гг. XIX века. Новое искусство поставило под сомнение абсолютность норм классического искусства. В живописи это проявилось превалированием принципа живописности (цвето-световых отношений) над пластичностью (первенство линии, рисунка), динамики над статикой, атектоники над тектоникой, сдвигом от центральной оси картины в пользу так называемого «пейзажного видения» с несколькими центрами. Художник ХХ - XXI вв. понимает, что его жизнь протекает в условиях совсем иной картины мира и прикладывает много усилий, чтобы его произведения могли бы стать художественным эквивалентом противоречивой эпохи, выраженным адекватными красками, линиями, сложно построенной композицией, деформированным пространством, смещением центра картины, ее устойчивости. Как следствие, меняется язык живописи. Опробованные и адаптированные средства классического искусства оказываются непригодны для претворения драматических и трагических коллизий, происходящих с человеком Новейшего времени. Интерпретируя острые, болезненные, гнетущие образы Эгона Шиле, Рене Магритта, Френсиса Бэкона, Ансельма Кифера, Жана-Мишеля Баскиа, философия искусства фиксирует состояния болезненной эротики, одиночества, острой тревоги, экзистенциального тупика, антропологической катастрофы. И тем не менее - у всех перечисленных творцов - сильное письмо. Произведения названных художников ХХ века не вписываются ни в какой ожидаемый, привычный «формат», однако они полны некоей скрытой витальности. Целый ряд примеров неклассического искусства демонстрируют, что живописцы не очень-то робеют, решая сегодня по-своему проблему «искусство и зло».

Еще

Классическое искусство, неклассическое искусство, новая картина мира, язык искусства, эволюция языка искусства

Короткий адрес: https://sciup.org/170178405

IDR: 170178405   |   DOI: 10.48164/2713-301X_2020_1_13

Список литературы Антропологическая интерпретация неклассического искусства

  • Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб.: Худож. лит., 1993. 670 с.
  • Мандевиль Б. Басня о пчелах. М.: Мысль, 1974. 375 с.
  • Плеснер X. Ступени органического и человек: введение в философскую антропологию / пер. с нем. М.: Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2004. 368 с.
  • Манн Т. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 10: Статьи. 1929-1955. М.: Гослитиздат, 1961. 696 с.
  • Маритен Ж. Ответственность художника // Самосознание европейской культуры ХХ века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991. С. 171-207.
  • По сути, реализм: Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и другие в Москве // The Art Newspaper Russia. 2019. 25 февр.
  • Демиен Херст, художник в самом расцвете сил // The Art Newspaper Russia. 2019. 03 июня.
Статья научная