Антропологический контекст сущностных оснований визуальной иллюзии

Бесплатный доступ

В статье исследуется парадокс визуальной иллюзии в изобразительном искусстве, суть которого заключается в удвоении видимого мира в изображении. Принцип мимезиса возникает одновременно с зарождением искусства в эпоху палеолита. Древний человек впервые визуализировал свои онтологические представления в палеолитических рисунках. В результате возникает сконструированный посредством видения мир мимезиса. В данном исследовании изучение сущности мимезиса строится на основании антропологических концепций А. Леруа-Гурана, Т. Доусона, М.-Ж. Мондзен, Ж. Лакана и других мыслителей. Благодаря историкогенетическому исследованию человека удается установить четкую взаимосвязь между сущностным самоопределением и его вынесенным вовне фигуративным изображением. Сущность визуальной иллюзии или мимезиса не отделима от трансцендентно-имманентной природы человека, стремящегося посредством искусства создать своего «двойника». Визуальная иллюзия становится тем «образом», благодаря которому возникает возможность интерпретации символического бытия человека эпохи палеолита.

Еще

Человек, искусство, визуальная иллюзия, мимезис, рисунки палеолита, энтоптики, коммуникация, стадия зеркала, символический порядок, миф

Короткий адрес: https://sciup.org/148326128

IDR: 148326128   |   DOI: 10.18101/1994-0866-2023-1-63-72

Список литературы Антропологический контекст сущностных оснований визуальной иллюзии

  • Аристотель. Поэтика / перевод с древнегреч. В. Г. Аппельрота. Москва: Художественная литература, 1957. 182 с. Текст: непосредственный.
  • Бодрийар Ж. Эстетика иллюзий, эстетика утраты иллюзий. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/3090 (дата обращения: 23.07.2022). Текст: электронный.
  • Гадамер Г.-Г. Искусство и подражание // Актуальность прекрасного / перевод с немецкого А. В. Михайлова. Москва: Искусство, 1991. 368 с. С. 228-242. Текст: непосредственный.
  • Лакан Ж. Стадия зеркала и ее роль в формировании функции «Я» // Лакан Ж. Семинары. Книга 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/55). Москва: Гнозис/Логос, 1999. С. 520. С. 508-516. Текст: непосредственный.
  • Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / перевод с французского Б. И. Шарев-ской. Москва: Академический проект, 2020. 430 с. Текст: непосредственный.
  • Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Сочинения: в 2 томах. Т. 1. Литературные памятники: перевод с немецкого. Москва: Мысль, 1990. 828, [2] с. Текст: непосредственный.
  • Семенов В. А. Первобытное искусство. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2008. 592 с. Текст: непосредственный.
  • Смирнов И. П. Ум хорошо, а два лучше. Москва: Новое литературное обозрение, 2021. 352 с. Текст: непосредственный.
  • Спиваков М. В. Происхождение видимости. Мари-Жозе Мондзен и Андре Ле-руа-Гуран о становлении изображения, речи и желания // Философская мысль. 2020. № 7. С. 1-9. Текст: непосредственный.
  • Топоров В. Н. К происхождению некоторых поэтических символов (Палеолитическая эпоха) // Ранние формы искусства. Москва, 1972. С. 77-98. Текст: непосредственный.
  • Хайдеггер М. Исток художественного творения. Москва: Академический проект, 2008. 528 с. Текст: непосредственный.
  • Mondzain M.-J. What Does Seeing an Image Mean? // Journal of Visual Culture. 2010. Vol. 9. No. 3. P. 307-315. Текст: непосредственный.
Еще
Статья научная