Антропометрические предикторы сердечно-сосудистого континуума больных ишемической болезнью сердца

Автор: Балева Е.С., Алешкина О.Ю., Кром И.Л.

Журнал: Саратовский научно-медицинский журнал @ssmj

Рубрика: Макро- и микроморфология

Статья в выпуске: 4 т.11, 2015 года.

Бесплатный доступ

Цель: анализ антропометрических характеристик сердечно-сосудистого континуума больных ишемической болезнью сердца (ИБС). Материал и методы. Исследование ведущих антропометрических предикторов в отдаленном прогнозе больных ИБС основано на результатах наблюдения 238 больных мужского и женского пола трудоспособного возраста, находящихся на лечении по поводу ИБС в стационарах г. Саратова. Антропометрические параметры измерялись по общепринятой методике В. В. Бунака. Полученные данные обрабатывались стандартными методами математической статистики. Результаты. Все больные ИБС распределены по группам соматотипирования без учета возрастной изменчивости. Большинство респондентов женского пола относятся к астеническому соматотипу (48,5%), большинство респондентов мужского пола (42%) — к гиперсте-ническому соматотипу. Длина тела у мужчин и женщин характеризуется возрастными различиями, ее половые различия статистически значимы только во 2-м периоде зрелого возраста. Масса тела изменяется с возрастом и имеет половые различия в каждой возрастной группе, в основном у мужчин. Окружность грудной клетки не имеет возрастных различий, отмечено ее увеличение у мужчин 2-го периода зрелого возраста. Заключение. Полученные антропометрические характеристики и тип телосложения определяют индивидуальный отдаленный прогноз и качество жизни больных ИБС, а также могут использоваться в медицинской реабилитации больных для проведения коррекции конституциональных маркеров.

Еще

Антропометрические предикторы, ишемическая болезнь сердца, отдаленный клинический прогноз

Короткий адрес: https://sciup.org/14918188

IDR: 14918188

Текст научной статьи Антропометрические предикторы сердечно-сосудистого континуума больных ишемической болезнью сердца

  • 1 Введение. Современная медицинская практика строится на концепции ассоциированности факторов риска как возможных причинах развития, полимор-бидности — сосуществования и прогрессирования мультифакторных заболеваний [1]. При мультифак-торных заболеваниях складывается сложный механизм формирования фенотипа, который сопровождается взаимодействием генетических факторов с факторами внешней среды [2].

Ишемическая болезнь сердца (ИБС) характеризуется широким спектром и ассоциируемостью клинико-антропометрических и социальных факторов, определяющих варианты течения, риски развития осложнений и социальные перспективы субъекта в ситуации болезни. В 2001 г. на Европейском конгрессе кардиологов предложена теория о едином сердечно-сосудистом континууме, под которым подразумевается непрерывное развитие сердечно-сосудистых заболеваний от факторов риска к основным нозологическим единицам, ремоделированию сердца и сосудов, хронической сердечной недостаточности (ХСН) и гибели больного [3, 4] . Основные факторы риска, определяющие развитие ИБС, а также параметры, способствующие развитию, прогрессированию и неблагоприятному исходу заболевания, подразделяются на две группы: немодифицируемые, воздействовать на которые невозможно, и модифицируемые, которые поддаются коррекции [5, 6] .

Морфологической характеристикой организма человека, которая рассматривается в контексте интегративной антропологии, является соматотип. В течение последних десятилетий неоднократно предпринимались попытки антропометрических исследований с целью выявления соматотипов при хронических заболеваниях [7, 8]. М. В. Черноруцким разработана классификация, на основании которой выделены астенический (гипостенический), нормостенический и гиперстенический соматотипы [9].

В литературе приводятся различные, часто противоречивые данные о влиянии соматотипа на клиническое

течение и прогноз инфаркта миокарда. Я. А. Горбатов-ский и соавт. указывают, что инфаркт миокарда чаще развивается у больных-нормостеников [10] . М. М. Петрова отмечает высокую частоту инфаркта миокарда у пациентов гиперстенического типа [11].

В настоящее время роль клинических и социальных предикторов в отдаленном прогнозе больных ИБС исследована не слишком детально. Существуют лишь единичные междисциплинарные исследования влияния антропометрических предикторов на отдаленный прогноз больных ИБС.

Цель: анализ антропометрических характеристик сердечно-сосудистого континуума больных ИБС.

Материал и методы. Данное исследование основано на результатах наблюдения 238 больных мужского и женского пола трудоспособного возраста, находящихся на лечении по поводу ИБС в стационарах г. Саратова. Междисциплинарное исследование, разработанное и проведенное авторами в Центре медикосоциологических исследований совместно с кафедрой анатомии человека ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского», включало анализ антропометрических предикторов прогноза больных ИБС (2010–2014 гг.).

Все респонденты, страдающие ИБС, распределены по полу и возрасту. Распределение респондентов по возрасту: в группе до 50 лет — 84 респондента, в группе от 50 до 55 лет — 94 респондента, старше 55 лет — 60 респондентов.

По общепринятой методике В. В. Бунака (1941) с использованием стандартного набора антропометрических инструментов, прошедших метрический контроль, изучали следующие морфометрические параметры пациентов:

  • 1)    длину тела с помощью антропометра Мартина (станковый ростомер) с ценой деления 1,0 мм;

  • 2)    окружность грудной клетки измеряли сантиметровой полотняной лентой на плотной основе с ценой деления 1 мм;

  • 3)    массу тела оценивали на медицинских весах с точностью измерения до 50 г.

Для определения типа телосложения использовалась классификация по М. В. Черноруцкому, согласно которой выделены следующие типы: астенический, нормостенический и гиперстенический. Определение этих типов производили по индексу Пинье (I): I=L-(P+T), где L — длина тела (см), Р — масса тела (кг), T — окружность грудной клетки (см). При гиперстеническом типе индекс Пинье меньше 10, при нормостеническом — от 10 до 30, при астеническом — более 30.

Полученные данные обрабатывали вариационностатистическим методом с использованием пакета прикладных программ Statistica-6 (Statsoft-Russia, 1999) и Microsoft Exsel Windows-2000. Распределение изучавшихся антропометрических параметров соответствовало нормальному. Определялись следующие вариационно-статические показатели: M, m, Cv%, P. Варьирование антропометрических показателей оценивали коэффициентом вариации (CV%). Варьирование считали слабым, если CV не превосходил 10%, средним, когда CV составлял 11-25%, и значительным при CV>25%. При CV>50% распределение считали асимметричным. Статистическая значимость различий показателей у разных групп больных определялась по критерию Стьюдента. Различия средних арифметических величин считали достоверными при рассчитанных значениях уровня значимости Р<0,01 или Р<0,05.

Результаты. Длина тела у мужчин, больных ИБС, имеет статистически значимые различия в 1-м (175,0±1,2 см) и 2-м периодах (172,0±0,7 см) зрелого возраста, а также в пожилом (175,0±0,9 см) и 2-м периодах зрелого возраста (P<0,05). Длина тела у мужчин 1-го периода зрелого возраста и пожилого возраста имеет одинаковые средние значения (175,0±1,2 и 175,0±0,9 см соответственно; P>0,05). Вариабельность данного параметра слабая, но в 1-м периоде зрелого возраста (Cv=2,7%) и в пожилом возрасте (Cv=2,8%) изменчивость несколько больше, чем во 2-м периоде зрелого возраста (Cv=2,2%).

Средняя длина тела статистически значимо преобладает у женщин до 35 лет (174,0 ±0,9 см), чем в возрасте 36–55 лет (167,0±1,2 см; P<0,001). Вариабельность данного параметра также слабая, но несколько больше во 2-м периоде зрелого возраста (Cv=2,7%), по сравнению с 1-м периодом того же возраста (Cv=2,0%).

При сравнительном анализе длины тела у больных ИБС установлено, что в 1-м периоде зрелого возраста данные не имеют половых статистически значимых различий (175,0±1,2 и 174,0±0,9 см соответственно; P>0,05), а во 2-м периоде длина тела на 5,0 см преобладает у мужчин (172,0±0,7 см), по сравнению с женщинами этой же группы (167,0±1,2 см; P<0,01).

Масса тела у мужчин до 35 лет (89,0±2,0 кг) на 14,0 кг больше, чем у мужчин в возрасте 36–60 лет (75,0±1,2 кг; P<0,001), а в пожилом возрасте (80,0±1,4 кг), в среднем на 5,0 кг больше по сравнению с мужчинами 2-го периода зрелого возраста (75,0±1,2 кг; P<0,01). Данный параметр в каждой возрастной группе у мужчин имеет слабую степень изменчивости, но его вариабельность в пожилом возрасте несколько больше (Cv=9,8%), чем в 1-м и 2-м периодах зрелого возраста (Cv=9,2%; 8,8% соответственно).

Масса тела у женщин до 35 лет (79,0 ±3,6 кг) на 15,0 кг больше, чем в возрасте 36–55 лет (64,0±1,3 кг; P<0,001). У женщин в каждой возрастной группе масса тела имеет среднюю степень изменчивости, но наибольшая вариабельность данного параметра отмечается в 1-м периоде зрелого возраста (Cv=14,4%), по сравнению со 2-м периодом зрелого возраста (Cv=11,0%).

При сравнительном анализе массы тела у больных ИБС установлено, что у мужчин 1-го периода зрелого возраста данный параметр (89,0±2,0 кг) на 10 кг больше, а во 2-м периоде на 11,0 кг больше (75,0±1,2 см), по сравнению с женщинами этих же возрастных периодов (79,0 ±3.6 и 64,0±1,3 кг соответственно; P<0,001).

Окружность грудной клетки у мужчин 1-го периода зрелого возраста (88,0±2,0 см) на 3,0 см больше, чем у мужчин 2-го периода зрелого возраста (85,0±0,9 см), но эта разница статистически незначима (P>0,05); в пожилом возрасте (89,0±1,3 см) она в среднем на 4,0 см больше по сравнению с мужчинами 2-го периода зрелого возраста (85±0,9 см; P<0,01).

Вариабельность данного параметра слабая, но наибольшая его изменчивость отмечается в 1-м периоде зрелого возраста (Cv=9,3%), чем во 2-м периоде того же возраста (Cv=6,2%) и пожилом возрасте (Cv=8,4%).

Статистические показатели окружности грудной клетки у женщин 1-го периода зрелого возраста (86,0±1,3 см) на 2,0 см больше, чем во 2-м периоде зрелого возраста (84,0±0,7 см), но эта разница не имеет статистически значимых различий (P>0,05). Вариабельность данного параметра в каждой возрастной группе слабой степени (Cv=4,5%-4,9%).

При сравнительном анализе статистических показателей окружности грудной клетки у больных ИБС установлено, что у мужчин 1-го периода зрелого возраста данный параметр (88,0±2,0 см) на 2,0 см и на 1,0 см во 2-м периоде зрелого возраста (85,0±0,9 см) больше, чем у женщин этих же возрастных периодов (86,0±1,3 и 84,0±0,7 см соответственно), но различия незначимы (P>0,05). Однако окружность грудной клетки наиболее вариабельна у мужчин зрелого возраста (Cv=9,3%; 6,2%), по сравнению с женщинами этого же возраста (Cv=4,9%; 4,5%).

Все больные ИБС распределены по группам со-матотипирования без учета возрастной изменчивости. Большинство респондентов женского пола относятся к астеникам (48,5%), реже — к гиперстеникам (36,3%) и в единичных случаях к нормостеникам (15,2%). Респонденты мужского пола чаще гиперстеники ( 42,0% ) и нормостеники (36,0%), реже астеники (22,0%). При соотношении ширины плеч отмечались наибольшие значения у гиперстеников (мужчины 45,6±2,1, женщины 38,0±3,0), наименьшие — у астеников (мужчины 34,3±0,8, женщины 30,5±1,4).

Статистически значимы (Р<0,05) различия по всем индексам в распространенности отдельных форм ИБС у крайних соматотипов. У больных астенического телосложения, перенесших инфаркт миокарда, стенокардия напряжения встречается в 35,7% случаев, среди больных гиперстенической конституции постинфарктная стенокардии встречается в 61,3% случаев (Р<0,05). По данным обследования больных ИБС, у 24,0% больных со стенокардией напряжения одновременно выявлены и ишемические изменения при электрокардиографии. В 16,0% ишемические изменения на электрокардиограмме отмечены при стенокардии напряжения у лиц астенического соматотипа и в 29,7% среди больных стенокардией напряжения гиперстенической конституции. Отмечается увеличение частоты развития острого инфаркта миокарда у больных от астенического типа к гиперстеническому.

Обсуждение. ИБС имеет генетическую детерминанту [12–13]. Общие размеры тела, соматотип, степень развития и топография подкожного жира относятся к конституциональным маркерам ИБС. По данным литературы установлено, что при ИБС длина тела у мужчин в среднем ниже, чем у здоровых лиц, отмечается большая тяжесть течения заболевания и более высокая смертность от инфаркта миокарда среди «низкорослых» [12]. Результаты нашего исследования данную закономерность не подтверждают, так как у больных ИБС мужского пола в возрасте до 35 лет и у пожилых людей длина тела в среднем составляет 175,0±1,2 см и только в 36–60 лет ниже на 3,0 см. Мужчины, страдающие ИБС, в отличие от здоровых, при общей возрастной склонности к эндоморфии, характеризуются повышенным отложением жировой ткани в верхней части тела и на плечах. Эти данные соответствуют нашим исследованием: у гиперстеников увеличины окружность грудной клетки в 1,1 раза и ширина плеч в 1,9 раза по сравнению с астениками. Увеличение распространенности ИБС от астенического соматотипа к гиперстеническому, а также от мезоморфного типа телосложения к эндоморфному установлено в исследовании И. Д. Козлова с соавт. [14]. По нашим данным, большинство больных ИБС женского пола относятся к астеническому соматотипу (48,5%), мужского пола — к гиперстеническому (42%). Определена закономерность изменчивости антропометрических параметров у крайних соматопипов. Так, у астеников по сравнению с гиперстениками длина тела на 9,0 см больше, а окружность грудной клетки — на 10 см у гиперстеников, чем у астеников, как у мужчин, так и у женщин. У больных ИБС установлена значительная разница в массе тела между астениками и гиперстениками, которая составила у женщин 24,0 кг, у мужчин 19,0 кг. Полученные данные антропометрической изменчивости при различных типах телосложения могут определять те или иные проявления ИБС и ее осложнений. У больных с перенесенным инфарктом миокарда, стенокардией напряжения наименьшая распространенность всех форм ИБС установлена у лиц астенической и мезоморфной конституции, наибольшая — у гиперстеников и эндоморфов.

Заключение. Таким образом, длина тела как у мужчин, так и у женщин имеет возрастные различия, а половые — только в возрасте от 36 до 55–60 лет. Масса тела имеет половые и возрастные различия, преобладая у мужчин по сравнению с женщинами. Окружность грудной клетки не имеет половых и возрастных различий, кроме 2-го периода зрелого возраста у мужчин. У больных ИБС (мужчин и женщин) с гиперстеническим типом телосложения преобладают масса тела и окружность грудной клетки, с астеническим типом — длина тела. Все изученные параметры, характеризующие типы телосложения, в 1,1–1,2 раза больше у мужчин, по сравнению с параметрами женщин. Полученные антропометрические характеристики, тип телосложения определяют индивидуальный отдаленный прогноз и качество жизни больных ИБС, а также могут использоваться в медицинской реабилитации для проведения коррекции конституциональных маркеров.

Список литературы Антропометрические предикторы сердечно-сосудистого континуума больных ишемической болезнью сердца

  • Шилов A.M. Коррекция факторов риска у пациентов с избыточной массой тела, сочетающейся с инсулинорези-стентностью и артериальной гипертонией. Русский медицинский журнал 2011; 19 (13): 805-811
  • Namiki М, Kawashima S, Yamashita Т. Intramuscular gene transfer of interleukin-10 cDNA reduces Atherosclerosis in apolipoprotein E-knockout mice. Atherosclerosis 2004; 172: 21-29
  • Подзолков В.И., Осадчий К.К. Сердечно-сосудистый континуум: могут ли ингибиторы АПФ разорвать порочный круг? Русский медицинский журнал 2008; 16 (17): 1102-1109
  • Dzau VJ, Elliott М. Antman, et al. The cardiovascular disease continuum validated: clinical evidence of improved patient outcomes. Part I: Pathophysiology and clinical trial evidence (risk factors through stable coronary artery disease. Circulation 2006; 114 (25): 2850-70.
  • Кром И.Л., Андриянова E.A., Новичкова И.Ю., Чернышева E.B. Пространственное измерение инвалидизации в условиях соматических ограничений. Социология медицины 2011; 1:54-59
  • Бокерия Л.А., Ступаков И.Н., Самородская И.В. и др. Ишемическая болезнь сердца и факторы риска: сравнение показателей в странах Европы, США и России. Грудная и сердечно-сосудистая хирургия 2007; (4): 6-10).
  • Николаев В.Г., Гребенникова В.В., Ефремова В.И. и др. Онтогенетическая динамика индивидуально-типологических особенностей организма человека. Красноярск: КрасГМА; 2001:148 с.
  • Сперанский B.C. Лекции по медицинской антропологии. Саратов: Изд-во Сарат мед. ун-та, 2006; 89 с.
  • Черноруцкий M.В. Учение о конституциях в клинике внутренних болезней. В кн: Труды 7-го съезда российских терапевтов. Л.: Наркомздрав, 1925; с. 304-312
  • Горбатовский Я.А., Филимонов С.H., Лотош Е.А. Типы конституции у больных инфарктом миокарда. В кн: Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии. Томск: Изд-во ТГУ, 1996; с. 62-63
  • Петрова M.M. Особенности клинического течения инфаркта миокарда, психологического профиля и исходов у мужчин различных соматитипов: автореф. дис.... д-ра мед. наук. Красноярск, 2000; 41 с.
  • Heнaшева M.A. Мегаполис и особенности соматотипа как факторы повышенного риска ишемической болезни сердца. Профилактическая медицина (Профилактика заболеваний и укрепление здоровья) 2001; 1 (4): 32-37
  • Константинов В.В., Деев А.Д.,.Капустина А.В. и др. Распространенность избыточной массы тела и ее связь со смертностью от сердечно-сосудистых и других хронических неинфекционных заболеваний среди мужского населения в городах различных регионов. Кардиология 2002; 10: 45-54
  • Козлов И.Д. Роль соматотипа в развитии и течении ишемической болезни сердца. Медицинские новости 2004; (4): 87-90.
Еще
Статья научная