Апофатика в трудах святителя Григория Богослова
Автор: Филин Дмитрий Анатольевич
Журнал: Христианское чтение @christian-reading
Рубрика: Теология
Статья в выпуске: 5 (94), 2020 года.
Бесплатный доступ
Святитель Григорий Назианзин - крупнейшая фигура в истории христианского богословия. В статье анализируется содержание его апофатического богословия. Автор делает это путем сравнения творчества свт. Григория с творчеством отца отрицательного богословия Дионисия Ареопагита. Риторико-полемический контекст рассуждений свт. Григория определяет простоту и ясность его языка. В противоположность Евномию он считает, что даже всякая относительная истина в этой временной жизни недомыслима и темна. Еще с большим основанием это относится к абсолютной истине. По свт. Григорию Назианзину, Бог не есть тело. В частности, Он не является аристотелевским пятым телом и никаким иным (ангельским) телом. Господь беспределен и непостижим. Он является неизменяемым, бессмертным, непрерывным и неприступным Светом. Бог по существу не может быть именуемым. Именуемы только Его энергии. У свт. Григория Богослова впервые в истории православия мы видим одновременную разработку трех его существеннейших моментов: во-первых, апофатического богословия; во-вторых, упорядоченного учения об именах Божиих; в-третьих, христианского гимнословия. Динисий Ареопагит сливает эти три момента воедино. В этом контексте творчество свт. Григория Богослова можно считать самым ярким феноменом, предшествующим апофатическому учению Ареопагита.
Бог, апофатика, свт. григорий богослов, дионисий ареопагит, сущность, энергия, имя, ум, тело, гимнословие
Короткий адрес: https://sciup.org/140250816
IDR: 140250816 | DOI: 10.47132/1814-5574_2020_5_37
Список литературы Апофатика в трудах святителя Григория Богослова
- Григорий Богослов, свт. Собрание творений: в 2 т. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. Т. 1. 832 с.; Т. 2; 688 с.
- Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника. СПб.: Алетейя, 2003. 864 с.
- Климент Александрийский. Строматы. Т. 2 (Книги 4-5) / Издание подготовил Е. В. Афонасин. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003. 336 с.
- Ориген. О началах. Самара: Самарский Дом печати, 1993. 318 с.
- Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. Т. 3. 654 с.
- Плотин. Эннеады: в 2 т. Киев: Уцимм-пресс, 1995. Т. 1. 392 с.
- Сократ Схоластик. Церковная история. М.: Российская политическая энциклопедия, 1996. 368 с.
- Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977. 320 с.
- Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 415 с.
- Виноградов Н., свящ. Догматическое учение святого Григория Богослова. Казань: Типография Императорского Университета, 1887. 508 с.
- Говоров А. В. Св. Григорий Богослов как христианский поэт. Казань: Типография Императорского Университета, 1886. 319 с.
- Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви: введение в историю и проблематику имяславских споров: в 2 т. СПб.: Алетейя, 2002. Т. 1. 653 с.
- Иларион (Алфеев), митр. Жизнь и учение святителя Григория Богослова. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви; Вече, 2013. 576 с.
- Лосев А. Ф. Миф-Число-Сущность / Сост. А. А. Тахо-Годи; общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. М.: Мысль, 1994. 919 с.
- Лосский В. Н. Боговидение / Пер. В. А. Рещиковой. М.: АСТ, 2006. 759 с.
- Флоровский Г. В. Восточные Отцы Церкви. М.: АСТ, 2003. 638 с.