Аргентинская литература по обе стороны океана: Х. Кортасар и М. Пуиг

Бесплатный доступ

В статье проанализированы и сопоставлены два аргентинских романа середины ХХ в.: Игра в классики (1963) Хулио Кортасара и Предательство Риты Хейворт (1968) Мануэля Пуига. Писателей объединяет новаторство, жажда экспериментов. Оба преимущественно творили за пределами Аргентины, что также оказало влияние на поэтику романов. Близость идейных поисков и жизненной ситуации дает основание для сравнения этих латиноамериканских прозаиков. Показано, что Х. Кортасар создает сложное интеллектуальное произведение. Вместе с героями автор размышляет о судьбе романа как жанра и возможности создания антиромана, воплощая вместе с тем некоторые идеи новороманистов (Н. Саррот, А. Роб-Грийе и др.) на практике: он разрушает привычные повествовательные формы и вовлекает читателя в процесс создания романа. М. Пуиг обращается к поп-арту и массовой культуре. Вслед за новороманистами он избавляется от сюжета и главного героя. Автор фиксирует на страницах романа образ типичного провинциального города с точностью кинокамеры, оставаясь за объективом, он исчезает из повествования, позволяя персонажам самим рассказывать историю. Сделан вывод о том, что оба романа представляют собой сложные постмодернистские произведения, в которых очевидно влияние деконструктивизма и постструктурализма. Х. Кортасар и М. Пуиг придерживаются разного подхода к роману, но оба стремятся найти новые повествовательные формы, взглянуть на роман как жанр иначе, что позволяет говорить о некотором единстве аргентинской литературы, созданной за пределами Аргентины.

Еще

М. пуиг, х. кортасар, антироман, новый роман, литература аргентины, латиноамериканский бум

Короткий адрес: https://sciup.org/147236770

IDR: 147236770   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2021-4-111-122

Список литературы Аргентинская литература по обе стороны океана: Х. Кортасар и М. Пуиг

  • Андреев Л. Г., Козлова Н. П., Косиков Г. К. История французской литературы: учебник для филол. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1987. 543 с.
  • Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема отношения автора к герою [Электронный ресурс]. URL: https://dusty-attic.ru/articles/other-articles/author-and-hero (дата обращения: 17.06.21).
  • Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963. 363 с.
  • Барт Р. Смерть Автора // Избранные работы: Семиотика: Поэтика: пер. с фр. / сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1994. С.384-391.
  • Вертов Д. Статьи, дневники, замыслы / ред., сост., автор вступ. ст. и прим. С. Дробашенко. М.: Искусство, 1966. 320 с.
  • Вишняков А. Г. Французский новый роман в 50-е гг. ХХ в. // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2010. № 1. С. 19-27.
  • Гладощук А. В. Проза Хулио Кортасара и французский «Новый роман» // Литература двух Америк. М.: ИМЛИ РАН, 2019. № 6. С. 134-186.
  • Кудряшов И. Новый роман = антироман. Литература подлинного интереса к вещам [Электронный ресурс]. 2021. URL: https://concep-ture.club/post/rubrika_2021/nouveau-roman (дата обращения 17.06.21).
  • Межиковская Т. И. Литература Аргентины // История литератур Латинской Америки. ХХ век: 20-90-е годы / под ред. Н. И. Балашова, В. Б. Зем-скова, Ю. Н. Гирина, А. Ф. Кофмана, В. Н. Кутей-щиковой. М.: ИМЛИ РАН, 2004. С. 370-451.
  • Межиковская Т. И. Хулио Кортасар // История литератур Латинской Америки. Очерки творчества писателей ХХ в. / под ред. Н. И. Балашова, В. Б. Земскова, Ю. Н. Гирина, А. Ф. Коф-мана, М. Ф. Надъярных. М.: ИМЛИ РАН, 2005. С. 406-449.
  • Роб-Грийе А. За новый роман // Романески / пер. Л. Г. Ларионовой. М.: «ВРС», 2005. С. 529-605.
  • Саррот Н. Тропизмы. Эра подозрения: пер. с фр. / вступ. ст. А. Таганова; худ. оформл. Е. Морозовой. М.: Полинформ-Талбури, 2000. 448 с.
  • Altamirano C. Peronismo y cultura de izquierdas. Buenos Aires: Siglo XXI, 2011. 210 p.
  • Bocchino A. A. Esa (loca travesti) escritura de Manuel Puig. // CeleHis: Revista del Centro de letras Hispanoamericanas. Mar del Plata, 2001. №°13. P. 125-141.
  • Cortázar J., Barrenechea A.M. Cuaderno de bitácora de "Rayuela". Buenos Aires: Sudamericana, 1983. 289 p.
  • Cortázar J. Argentina: años de alambradas culturales. Barcelona: Muchnik Editores, 1984. 94 p.
  • Cortázar J. Obra crítica. 2 / ed. Jaime Alazraki. Madrid: Alfaguara, 1994. 385 p.
  • Levine S. J. Manuel Puig y la mujer araña. Barcelona: Seix Barral, 2002. 416 p.
  • Levine S. J. Edipo Ronda la Pampa // Cuadernos de literatura. 2012. n°31, enero-junio. P. 48-64.
  • Marcus L. Film and Modernist Literature // Handbook of Intermediality. Literature - Image -Sound - Music / ed. by Gabriele Rippl. 2015. P. 240-248.
  • Miremont G. La estética del peronismo (19451955). Buenos Aires: Instituto Nacional de Investigaciones Históricas Eva Perón, 2013. 91 p.
  • Sarlo B. Releer Rayuela desde el cuaderno de bitácora. Buenos Aires: Revista iberoamericana. 1985. Vol. 51, № 132-133. P. 939-952.
  • Speranza G. Prólogo // M. Puig. Boquitas Pintadas. 2000. P. 4-6. URL: http://biblio3.url.edu.gt/ Libros/16/boquitas.pdf (дата обращения: 13.06.21).
Еще
Статья научная