Аргентинский период творчества Степана Эрьзи (1927-1950): поиски и обретения

Автор: Розенберг Наталия Абрамовна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Культура

Статья в выпуске: 10, 2020 года.

Бесплатный доступ

Поставлена проблема исследования творчества одного из выдающихся мастеров русского зарубежья - Степана Эрьзи, создавшего в Аргентине несколько сотен скульптур. Малоизучены их специфика, связь с культурой страны, не проведен культурологический и искусствоведческий анализ. Вместе с тем выявление причин, по которым аргентинцы воспринимают его искусство в соотнесенности с собственно аргентинским, вступает важной исследовательской задачей. Тем более что выставки С. Эрьзи последних лет, проведенные в Буэнос-Айресе, Москве и Санкт-Петербурге, были успешными. Новизна работы объясняется уникальностью творчества С. Эрьзи, обусловленной его двойной ментальностью. Он воспринимал мир не только как русский, но и как аргентинец. Новые культурные смыслы обозначены в проблематике его скульптур и в самом изобразительном языке. Пребывание С. Эрьзи в Аргентине рассмотрено в контексте процессов формирования национального искусства, в том числе на примере синтеза архитектуры и скульптуры репрезентативных сооружений, созданных европейскими мастерами. Хотя для Аргентины 20-40 годы XX в. были эпохой процветания, местные архитекторы заявят о себе только в 1930-е гг. Многие из них творили и в Европе, и в Аргентине. Интерес к искусству С. Эрьзи перед его первой выставкой в Буэнос-Айресе был подготовлен прессой. В статьях подчеркивалось, что скульптор покажет произведения, с успехом продемонстрированные в 1926 г. в Париже. Зрители убедились в высоком профессионализме и жанровом многообразии работ мастера. Через год после приезда С. Эрьзя все меньше обращается к мрамору и бронзе, все более - к дереву местных тропических пород, кебрачо и альгарробо. Они обладали исключительной плотностью, большим количеством цветовых оттенков, выразительной фактурой. Произведения С. Эрьзи сложились в циклы: портреты, ню, монументальные образы гениев человечества, тема материнства. Смелое изменение иконографических канонов отличает лучшие произведения мастера.

Еще

Модерн, сюрреализм, интуитивизм, иррациональность, иконография, национальное самосознание, национальный характер, кебрачо, степан эрьзя

Короткий адрес: https://sciup.org/149134095

IDR: 149134095   |   DOI: 10.24158/fik.2020.10.16

Список литературы Аргентинский период творчества Степана Эрьзи (1927-1950): поиски и обретения

  • Лейкинд О.Л., Махров К.В., Северюхин Д.Я. Художники русского зарубежья: биографический словарь. СПб., 2000. 716 с
  • Borges J.L. Ficciones. Buenos Aires, 1997. 218 p
  • Эрнандес Х. Мартин Фьерро / пер. с исп. М. Донского. М., 1972. 303 с
  • Zaldivar I.G. Erzia. Buenos Aires, 2003
  • Скульптор Эрьзя: книга-альбом / авт.-сост. М.Н. Баранова, В.С. Ионова. Саранск, 2006. 567 с
  • Vinol O. Las obras escodidas de Stephan Erzia // ГРМ. Ф. 102. Ед. хр. 57. С. 13, 15, 16
  • Zaldivar I.G. Erzia. Buenos Aires, 2003. P. 79.
Статья научная