Археологическое изучение церкви Рождества Пречистой Богородицы Кандалакшского монастыря

Бесплатный доступ

Кандалакшский монастырь на берегу реки Нива - самый древний в Русской Лапландии - основан в начале XVI века. В 2013 и 2015 годах впервые на месте разрушенной монастырской церкви Рождества Богородицы проведены археологические работы. Целью работ было получение новой информации о культурном слое монастыря, времени основания и неизвестных этапах его истории. Раскопками изучена восточная часть церкви на площади 47 м2. Найден хорошо сохранившийся культурный слой XVII-XIX веков мощностью 0,8 м. Обнаружены интересные объекты под церковью: фундамент 1865 года, четыре каменных кладки, два погребения, остатки стен и столбов. В основном они датируются XVII веком, но есть датировки периода конца XV - начала XVI века, что важно для поиска следов «домонастырского» периода. Оригинальное погребение в алтаре - двое мужчин, лежащих друг на друге в одной яме, - мы рассматриваем как монашеское и статусное. Находки - это в основном гвозди и скобы, индивидуальных артефактов немного: отвертка для ружья XVIII века, фрагменты окошек из слюды, медный крестик из погребения младенца, керамика, рыболовный крючок, зерна ячменя. Раскопки подтвердили актуальность исследований и перспективность их продолжения.

Еще

Кандалакшский монастырь, церковь рождества богородицы, позднее средневековье, археологические исследования

Короткий адрес: https://sciup.org/147242356

IDR: 147242356   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2023.971

Список литературы Археологическое изучение церкви Рождества Пречистой Богородицы Кандалакшского монастыря

  • «Одним из местных крестьян были найдены неподалеку от села два кремневых топорика, несомненно, принадлежавших к каменному веку. Эти топорики стали, как ни странно, в Кандалакше врачебным средством: их обладатель лечит ими от всех болезней, прикладывая топорик к пояснице больного или давая ему пить воду, скаченную с топорика. Продать топорик мужик не соглашался». См.: Дурылин С. Кандалакшский «вавилон» (К изучению северных лабиринтов). М.: А. Снегирева, 1914. С. 3.
  • Шмидт А. В. Древний могильник на Кольском заливе // Кольский сборник. Л.: АН СССР, 1930. С. 120.
  • Горецкий Г. И. Некоторые данные о неолитических стоянках Кольского перешейка // Труды Советской секции INQUA. 1937. Вып. III. М.; Л.: АН СССР, С. 107-118.
  • Гурина Н. Н. Некоторые данные о заселении южного побережья Кольского полуострова // Советская археология. 1950. XII. С. 106.
  • Титов Ю. В., Анпилогов А. В., Лобанова И. Ю. Кольская археологическая экспедиция // Археологические открытия - 1974. М.: Наука, 1975. С. 41.
  • Титов Ю. В., Песонен П. Э. Новые памятники на Кольском полуострове // Археологические открытия - 1971. М.: Наука, 1972. С. 10.
  • Жульников А. М. Отчет о работах Беломорской археологической экспедиции КГКМ в 2006 году // НА НМРК. Д. 5632. С. 31.
  • Запись в Ростовской летописи содержит просьбу кандалакшских лопарей к Василию III освятить построенную ими церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи: «Приехаше в Москве лопляне с моря Окияна, из Кандалакшской губы, усть Нивы реки, из дикой лопи и били челом государю и просили антиминса и священников церковь свящати и просветити их святым крещением, и государь велел архиепископу Макарию послати из Новагорода от соборныя церкви священника и диакона, и они ехавши освящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лопян крестиша». См.: Полное собрание русских летописей. СПб., 1853. Т. 6. С. 289.
  • Обзор историографии этого вопроса см.: [4: 12-20, 75-86].
  • В писцовой книге Алая Михалкова 1608-1611 годов значится: «На Кандолошской губе на усть реки Нивы над морем против Кандолошские волости за рекою на наволоке монастырь общей. А по Васильевым книгам Агалина да подъячего Степана Соболева написано в том монастыре церковь Николы Чюдотворца да 2 предела Петра и Павла да Зосимы и Саватия Соловетцких чюдотворцев да теплая церковь Рождество Пречистые Богородицы, а в церкве образы и книги да колокол один строение царя и великого князя, а три колокола поставил строитель тогоже монастыря, и в 98 году те обе церквы сожгли свитские немцы, как воевали волость Кандолокшу». Цит. по: Харузин Н. Русские лопари. Очерки прошлого и современного быта. М.: А. Левенсон, 1890. С. 459.
  • «...В нынешнем де во 123-м году о Рождестве Христове приходили де к ним в Поморе войною литовские люди и черкасы, и монастырь де их вес до основания разорили и выжгли, и крестьян высекли, и соляные промыслы с солью выжгли, и игумена и старцов и слуг мучили и посекли, и казну монастырскую всю пограбили, и лошади монастырские все поимали, и хлебные запасы конми вытравили». Цит. по: [4: 91].
  • Цит. по: Ушаков И. Ф. На Усть-Ниве реке // Избранные произведения. Мурманск: Мурманское кн. изд-во, 1998. Вып. III. С. 47.
  • «.В том монастыре церковь с трапезою и келарскою Рождество Пречистые Богородицы древяная верх шатровой ... и всего 12 келей, а в них игумен да поп черной да старцев да с больничными 28 человек. И обоего 30 ч. да келья, а в ней 3 человека дьячков. Келья хлебная. Келья швалия. Келья дружинная, да пустых две кельи, да в монастыре же трудников 31 человек да по службам наемных соловаров и дровосеков и дрововозов 70 человек. И всего дьячков и трудников и всяких 104 человека. Да на монастыре же поварня да погреб да на погребу анбар да монастырем на монастырском наволоке двор коровнич, в нем коровник Гришка Савин сын: да келья в ней живут трудники, да два анбара, а держат в них запас монастырской. Да за монастырем на другой стороне от моря анбар монастырской да держат в нем гутовую снасть. Да за монастырем же на том же наволоке вверх по Ниве реке дворишка бобыльские тягло тянут в монастырь ... И всего два дворишка, а людей в них пять человек. А межа их монастырскому наволоку от великого камени, что под большой ва-ракою под Земцом да около монастыря вверх Нивы реки до порога против мельницы». Цит. по Харузин Н. Русские лопари. С. 459-460; «В Кандалакшском монастыре церковь с трапезной и келарской, среди келий две больницы, поварня, хлебня, швальня, дружинная, скотный двор, амбары с монастырскими запасами. 31 человек трудников, да по службам наемных соловаров и дровосеков и дрововозов - 70 человек» (1698 год). Цит. по: Богословский М. Северный монастырь в XVII в. // Вестник Европы. 1908. Т. VI. С. 283.
  • «Монастырь Рождества Пресвятые Богородицы Кандалошский стоит в Кондалошской губе в наволоке, по одну сторону монастыря река Нива, по другую сторону монастыря губа, а над тем монастырем великая высокая гора каменная вблизости мало восходная, а у того монастыря ограды нет». Цит. по: [9: 37].
  • Харузин Н. Русские лопари. С. 460.
  • «На монастыре церьковь древяная о пяти верьхах главы обиты чешуею кресты на ней четвероконечные во Имя Рождества Пересвятыя Богородицы теплая с трапезою и келарскою и с крылцами с восходными покрыто тесом ... в олтаре два окна колодных с окончинами . в церкви два окна красных с окончинами сьлюдными ветхие под железом, столовая доска рубовая зволка медная. Келарская, в ней и на крыльцах, и на в передней семь икон пяднишних ... Чюлан тесовой два окна красных с слюдными окончинами ветхими. Паперть тесом забрана, в ней две окончины слюдные под железом, двои двери на крюках ... Под трапезою печь болшая каменная с дымоволоком каменным. Под церковью анбар кладный с дверьми. Под трапезою жира теплая»; «В тое же церкви, и в олтари, и в трапезе, и в келарской, и гостинной, и в па-перте колодных окон тринадцать окончин, четыре окончины малых волоковых, окно окончина стеколчатая». Цит. по: [9: 37].
  • «Ныне существующая приходская церковь - во имя Рождества Пресвятые Богородицы построена в 1865 году на Высочайше пожалованную сумму. Зданием деревянная на каменном фундаменте, одноэтажная, устроена в виде корабля. Высота церкви 6 саж., длина 12 саж. и ширина 4 саж. и 5 четвертей; над кровлею церкви одна глава; кровля церкви крыта листовым железом на 4 ската; трапезы на 2 ската и алтаря на 4 ската. Вся церковь обшита тесом и окрашена охрой, а карнизы и углы белилами, крыша мумией, купол и главы медянкой; кресты на церкви и колокольне железные золоченые. Колокольня находится в одной связи с церковью. Вокруг церкви есть деревянная ограда, окрашенная охрой и уже ветхая. Необходимая утварь, ризница и богослужебные книги есть. Из предметов богослужебной утвари более замечательными в археологическом отношении можно считать два напрестольных Евангелия, относящихся к XVI веку». Цит. по: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1896. Вып. 3. С. 191-194.
  • Радиоуглеродные определения произведены д. г.-м. н. М. А. Кульковой (изотопная лаборатория РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург). Для калибровки радиоуглеродных дат была использована программа OxCal. v4.4 и атмосферная кривая IntCal20. См. Reimer P. J., Austin W., Bard E., Bayliss A., Blackwell P. G., Bronk Ramsey C., Butzin M., Cheng H., Edwards R. L., Friedrichet Met al. The IntCal20 northern hemisphere radiocarbon age calibration curve (0-55 cal kBP) // Radiocarbon. 2020. 62 (4). Р. 725-757.
  • В данном случае подсчитывались только целые фрагменты.
  • Колчин Б. А. Железообрабатывающее ремесло Новгорода Великого. М.; Л.: Академия наук СССР, 1959. С. 112. (Материалы и исследования по археологии СССР. № 65).
  • Колчин Б. А. Железообрабатывающее ремесло... С. 117.
  • Консультация И. Тарасова (Лаборатория археологии, исторической социологии и культурного наследия им. Г. С. Лебедева СПбГУ).
  • Классификация по Э. П. Винокуровой [2: 340-341].
  • Определение Е. В. Николаевой (ПетрГУ).
  • Определение Т. П. Амелиной.
  • Консультация к. и. н. В. Ю. Коваля (ИА РАН).
  • Беляев Л. А., Тихова О. А. Опорные камни престолов и запрестольных крестов в храмах Москвы 16-18 вв. // Российская археология. 2012. № 2. С. 168-172.
  • Винокурова Э. П. Металлические литые кресты-тельники XVII в. // Культура средневековой Москвы. М.: Наука, 1999. С. 326-360.
  • Зазовская Э. П. Радиоуглеродное датирование - современное состояние, проблемы, перспективы развития и использование в археологии // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2016. № 1 (32). С. 151-164.
  • Никонов С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы. Ч. 1. Очерки истории. Мурманск: МГГУ, 2011. 324 с.
  • Шахнович М. М. Древний храм святых Бориса и Глеба на реке Паз: опыт историко-археологиче-ского исследования // Четвертые Феодоритовские чтения / Север и история. СПб.: Ладан, 2012. С. 181-215.
  • Шахнович М. М. Работы в Трифоново-Печенгском монастыре (Мурманская обл.) // Новгород и Новгородская земля. История и археология. 2012. Вып. 26. С. 166-177.
  • Шахнович М. М., Скамницкая Л. С. Локализация мест добычи слюды в позднем Средневековье на Кольском полуострове и в Северной Карелии // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. 2014. Т. 9. С. 141-152.
  • Шахнович М. М., Широбоков И. Г. Позднесредневековый могильник с. Варзуга: итоги работ 2011-2012 гг. // Новгород и Новгородская земля. История и археология. 2013. Вып. 27. С. 97-114.
  • Шургин И. Н. Исчезающее наследие. Очерки о русских деревянных храмах XV-XVIII веков. М.: Совпадение, 2006. 200 с.
Еще
Статья научная