Архитектоника субъекта визуальной поэзии Светы Литвак

Автор: Брусиловская Я.В.

Журнал: Сфера культуры @journal-smrgaki

Рубрика: Культура и текст

Статья в выпуске: 1 (15), 2024 года.

Бесплатный доступ

В исследовании предпринимается попытка рассмотрения и реконструкции лирического субъекта визуальных стихов Светы Литвак (р. 1959); кратко обозревается методология изучения субъектности в контексте неоавангарда в целом, приводится теоретическое обоснование определенных подходов к рассматриваемому вопросу. Аналитика строится на актуализации понятия «точка зрения» субъекта в теории С.Н. Бройтмана и концепции «Сверх-Я» Й. Ужаревича. Делается вывод, что субъектное поле визуальной поэзии является многокомпонентным и сложноорганизованным конструктом, который формируется за счёт непрерывной взаимоинтеграции авторской и читательской инстанций.

Еще

Света литвак, визуальная поэзия, современная поэзия, неоавангард, лирический субъект, субъектная организация, сверх-я

Короткий адрес: https://sciup.org/170202386

IDR: 170202386   |   DOI: 10.48164/2713-301X_2024_15_21

Список литературы Архитектоника субъекта визуальной поэзии Светы Литвак

  • Экспериментальная поэзия: избр. ст. / сост. и ред. Д. Булатов. Кенигсберг; Мальборк: Симплиций, 1996. 250 с.
  • Точка зрения: Визуальная поэзия, 90-е гг.: антология / сост. и ред. Д. Булатов. Калининград: Симплиций, 1998. 591 с.
  • Аникеева Е.С., Прохорова Л.П. Визуальная поэзия как особый жанр // Вестник Кемеровского государственного университета. 2008. № 2. С. 169-174.
  • Минаева Э.В., Пономарева Т.А. Современная визуальная поэзия: в поисках невыразимого // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. 2011. Т. 24 (63), № 2, ч. 2. С. 512-521.
  • Денкер К.-П. О визуальной поэзии // Экспериментальная поэзия: избр. ст. / сост. и ред. Д. Булатов. Кенигсберг; Мальборк: Симплиций, 1996. С. 111-120.
  • Ильгова Д.А. Визуальная поэзия в контексте интермедиальности: монография. Москва: Флинта, 2022. 164 с.
  • Степанов Е.В. Жанровые, стилистические и профетические особенности русской поэзии середины XX - начала XXI века. Организация современного поэтического процесса: монография. Москва: Комментарии, 2014. 400 с.
  • Бройтман С.Н. Лирический субъект // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н.Д. Тамарченко. Москва: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. 358 с.
  • Соколова О.В. От авангарда к неоавангарду: язык, субъективность, культурные переносы. Москва: Культурная революция, 2019. 294 с.
  • Северская О. «Субъект» современной поэзии как прагматическая переменная // Субъект в новейшей русскоязычной поэзии - теория и практика / сост. и ред.: Х. Шталь, Е. Евграшкина. Berlin: Peter Lang Gmbh, Internationaler Verlag Der Wissenschaften, 2018. S. 185-195.
  • Лакан Ж. Анализ и истина, или Закрытие бессознательного // Семинары: Кн. 11 "Четыре основные понятия психоанализа" (1964) / пер. с фр. А. Черноглазова. Москва: Гнозис, Логос, 2004. С. 147-292.
  • Вестстейн В.-Г. Как назвать «говорящего» в стихотворении? («поэт», «лирический субъект», «лирическое 'я'», «лирический герой» и другие термины, применяемые в анализе лирической поэзии) // Russian Literature. 2019. Vol. 109-110. Р. 31-46.
  • Павловец М.Г. Неоавангард в русскоязычной поэзии 2-й половины ХХ - начала XXI века: дис. ... д-ра филол. наук. Москва, 2023. 561 с.
  • Деррида Ж. Фрейд и сцена письма // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / пер. с фр. Г. Косикова. Москва: Прогресс, 2000. С. 336-378.
  • Uzarevic J. Лирический парадокс // Russian Literature. 1991. Vol. 29, Issue 1. P. 123-140.
  • Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / пер. с итал. и англ. С. Серебряного. 2-е изд., испр. и доп. Москва: АСТ; COPRUS, 2016. 640 с.
  • Кондаков И.В. «Зричитель»: новый субъект современной культуры // Обсерватория культуры. 2016. Т. 13, № 5. С. 516-525.
  • Хёйзинга Й. Homo Ludens. Человек играющий / пер. с нидерл. Д. Сильвестрова. Москва: Азбука-Аттикус, 2022. 400 с.
  • Шкловский В.Б. Гамбургский счет: Статьи - воспоминания - эссе (1914-1933). Москва: Совет. писатель, 1990. 544 с.
  • Бонч-Осмоловская Т.Б. Введение в литературу формальных ограничений: Литература формы и игры от античности до наших дней. Самара: Бахрах-М, 2009. 560 с.
Еще
Статья научная