Арианские споры второй половины IV в.: начало полемики об универсалиях в византийской богословско-философской мысли и его контекст. Ч. 1. Проблематика универсалий в арианских спорах второй половины IV в. и ее исторический контекст

Автор: Бирюков Дмитрий Сергеевич

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Разное

Статья в выпуске: 2 т.9, 2015 года.

Бесплатный доступ

Дебаты об универсалиях во второй половине IV в. по Р. Х. были вызваны спецификой переосмысления понятия единосущия в трактате «Против Евномия» Василия Кесарийского, написанного в качестве ответа на «Апологию» Евномия. Василием было предложено понимание «единосущия» в «горизонтальном» смысле общности Бога-Отца и Сына, т.е. общности, рассматриваемой наподобие общего для индивидов вида. Я показываю, что эта доктрина Василия вынудила Евномия выдвинуть его собственное учение о статусе общности. В связи с этим в своем ответном трактате «Апология на Апологию» Евномий, желавший опровергнуть возможность приложения понятия «единосущия» к Богу-Отцу и Сыну, разработал специфическое учение о статусе общности. Это учение предполагает, что чем выше по иерархии бытия, тем в меньше мере возможна «горизонтальная» общность природы единичных сущих.

Еще

Универсалии, патристичесая философия, иерархия природного сущего, родовидовое разделение, единосущие, арианские споры

Короткий адрес: https://sciup.org/147103425

IDR: 147103425

Список литературы Арианские споры второй половины IV в.: начало полемики об универсалиях в византийской богословско-философской мысли и его контекст. Ч. 1. Проблематика универсалий в арианских спорах второй половины IV в. и ее исторический контекст

  • Бирюков, Д. С. (2014) “Восхождение природы от малого к совершенному: Синтез библейского и античного логико-философского описаний порядка природного сущего в 8-й гл. Об устроении человека Григория Нисского,” Петрова, М., отв. ред. Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып. 2. Москва, ИВИ РАН, ИФ РАН: Аквилон: 221-250.
  • Бирюков, Д. С. (2009a) “Св. Григорий Нисский. Полемика с Евномием,” Беневич, Г. И., сост. и ред., Бирюков Д. С., ред. Антология восточно-христианской богословской мысли: Ортодоксия и гетеродоксия. Т. 1 (Византийская философия, т. 4). Москва-Санкт-Петербург, 2009: 235-247.
  • Бирюков, Д. С. (2009b) “Тема причастности Богу в святоотеческой традиции и у Никифора Григоры,” Бирюков Д. С., отв. ред. Георгий Факрасис. Диспут свт. Григория Паламы с Григорой Философом. Философские и богословские основания паламитских споров. Пер. с древнегреч. Д. А. Поспелова. (Smaragdos Philocalias). Москва: 113-173.
  • Шервуд, П. (2007) “Ранние Ambigua преподобного Максима Исповедника и опровержение им оригенизма,” Беневич Г. И., Бирюков Д. С., Шуфрин А. М., сост. Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом. (Византийская философия, т. 1). Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ: 389-495 .
  • Anton, J. (1969) “Ancient Interpretations of Aristotle’s Doctrine of Homonyma,” The Journal of the History of Philosophy 7.1, 1-18.
  • Anton, J. (1968) “The Aristotelian Doctrine of Homonyma in the Categories and Its Platonic Antecedents,” The Journal of the History of Philosophy 6.4, 315-326.
  • Balas, D. (1966) ΜΕΤΟΥΣΙΑ ΘΕΟΥ. Man’s participation in God’s perfections according to st. Gregory of Nyssa. Roma.
  • Behr, J. (1999) “Rational Animal: A Re-reading of Gregory of Nyssa's De hominis opificio,” Journal of Early Christian Studies 7.2, 219-247.
  • Biriukov, D. (2014) “Hierarchies of Beings in the Patristic Thought: Maximus the Confessor, John of Damascus, and the Palamites,” B. Lourié, N. Seleznyov, eds. Scrinium: Revue de patrologie, d’hagiographie critique et d’histoire ecclésiastique 10 (Syrians and the Others: Cultures of the Christian Orient in the Middle Ages): 281-304.
  • Courtonne, Y., ed. (1957-1966) Saint Basile. Lettres. Paris: T. 1, 1957; T. 2, 1961; T. 3, 1966.
  • Drobner, H. (2000) “Gregory Nyssa as Philosopher: De anima et resurrectione and De hominis opificio,” Dionysius 18, 69-101.
  • Ettlinger, G., ed. (1975) Theodoret of Cyrus. Eranistes. Oxford: Clarendon Press.
  • Jaeger, W., ed. (1960) Gregorii Nysseni opera, Contra Eunomium Libri: I et II: vol. 1; III: vol. 2. Leiden: Brill.
  • Ladner, G. (1958) “The Philosophical Anthropology of Saint Gregory of Nyssa,” Dumbarton Oaks Papers 12, 59-94.
  • Lorenz, R. (1980) ”Die Eustathius von Antiochien zugeschriebene Schrift gegen Photin,” Zeitschrift für die Neutestamentliche Wissenschaft 71, 109-128.
  • Srawley, J., ed. (1903) The catechetical oration of Gregory of Nyssa. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Reinhardt, K. (1953) “Poseidonios”, Pauly-Wissowa, Realencyclopädie der classischen Altertumstuissenschaft. T. XLIII.
  • Vaggione, R., ed. (1987) Eunomius. The extant works. Oxford: Clarendon Press.
  • Zachhuber, J. (2001) “Basil and the Three-Hypostases-Tradition. Reconsidering the Origins of Cappadocian Theology,” Zeitschrift für Antikes Christentum 5, 65-85.
Еще
Статья научная