Арианские споры второй половины IV в.: начало полемики об универсалиях в византийской богословско-философской мысли и его контекст. Ч. 2. Историко-философский контекст

Автор: Бирюков Дмитрий Сергеевич

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Статья в выпуске: 1 т.10, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье реконструируется историко-философский контекст полемики о статусе общности в арианских спорах. Я предполагаю, что позиция Евномия, согласно которой чем выше по иерархии бытия, тем в меньше мере возможна «горизонтальная» общность природы единичных сущих, связана с трактовкой учения Аристотеля о категориях, имевшей место в средне- и неоплатонической философии. Согласно этой трактовке, аристотелевские категории, и в частности, категория второй сущности (соответствующая родам и видам), могут относиться только к сфере телесного и сложного. Имея в виду эту философскую позицию неоплатоников, я указываю на связь между, с одной стороны, аргументацией Евномия о невозможности приложения индивидо-видового дискурса к Троице и сфере бестелесного, и с другой - учением Ямвлиха. Далее, я указываю на противоположные позиции в отношении понимания статуса «общности» в отношении, с одной стороны, учения Евномия и, с другой, учения Григория Нисского, который написал трактат «Против Евномия», опровергающий положения «Апологии на Апологию» Евномия. Я предполагаю, что специфическое учение Евномия о статусе общности спровоцировало философскую реакцию, проявившуюся в развитии Григорием Нисским в «Против Евномия» учения об иерархии общностей, противоположного Евномиеву. В рамках этого учения Григория совмещаются две стратегии иерархии общностей. Я предполагаю, что каждая из этих стратегий связана с древом Порфирия. Согласно одной из них, наиболее общее находится на вершине иерархии и по мере нисхождения уменьшается мера общности. Это предполагает схему иерархии общностей, прямо противоположную Евномиевой.

Еще

Универсалии, патристичесая философия, неоплатонизм, иерархия природного сущего, категории, родовидовое разделение, древо порфирия

Короткий адрес: https://sciup.org/147103438

IDR: 147103438

Список литературы Арианские споры второй половины IV в.: начало полемики об универсалиях в византийской богословско-философской мысли и его контекст. Ч. 2. Историко-философский контекст

  • Бирюков, Д. С. (2014) “Восхождение природы от малого к совершенному: Синтез библейского и античного логико-философского описаний порядка природного сущего в 8-й гл. Об устроении человека Григория Нисского,” Петрова, М., отв. ред. Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып. 2. Москва, ИВИ РАН, ИФ РАН: Аквилон, 221-250.
  • Бирюков, Д. С. (2013) “О платонизме в философско-богословской системе Климента Александрийского” Платоновский сборник. Т. 2. Москва-С-Петербург: Издательства РГГУ и РХГА, 276-301.
  • Бирюков Д. С. (2009) “Тема причастности Богу в святоотеческой традиции и у Никифора Григоры,” Бирюков Д. С., отв. ред. Георгий Факрасис. Диспут свт. Григория Паламы с Григорой Философом. Философские и богословские основания паламитских споров. Пер. с древнегреч. Д.А. Поспелова. (Smaragdos Philocalias). Москва, 113-173.
  • Спасский, А. (1914) История догматических учений в эпоху Вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). Сергиев Посад.
  • Adamson, P. (2013) “One of a Kind: Plotinus and Porphyry on Unique Instantiation,” R. Chiaradonna, G. Galluzzo, eds., Universals in Ancient Philosophy. Pisa: Edizioni della normale, 329-351.
  • Helmig, Ch. (2012) Forms and Concepts -Concept Formation in the Platonic Tradition. A study on Proclus and his Predecessors. Berlin/Boston: De Gruyter.
  • Balas, D. (1966) ΜΕΤΟΥΣΙΑ ΘΕΟΥ. Man’s participation in God’s perfections according to St. Gregory of Nyssa. Roma.
  • Bidez, J. (1930) La Vie de l’Empereur Julien. Paris.
  • Birjukov, D. (2008) “The Strategies of Naming in Polemic between Eunomius and Basil of Caesarea in Context of Antic philosophical Tradition,” V. Baranov, B. Lourié, eds. Scrinium. Revue de patrologie, d’hagiographie critique et d’histoire ecclesiastique, vol. 4 (Selected papers presented to the West Pacific Rim Patristics Society 3 rd Annual Conference and other patristic studies), 103-120.
  • Biriukov, D. (2015) “’Ascent of Nature from the Lower to the Perfect’: Synthesis of Biblical and Logical-Philosophical Descriptions of the Order of Natural Beings in the De opificio hominis 8 by Gregory of Nyssa”, P. Allen, V. Baranov, B. Lourié (eds.), Scrinium: Journal of Patrology and Critical Hagiography, vol. 11: Patrologia Pacifica Quarta. Brill.
  • Chiaradonna, R. (2007) “Porphyry and Iamblichus on Universals and Synonymous Predication,” Documenti e studi sulla tradizione filosofica medievale 18, 123-140.
  • Chiaradonna, R. (2013) “Alexander, Boethus and the Other Peripatetics: The Theory of Universals in the Aristotelian Commentators,” R. Chiaradonna, G. Galluzzo, eds., Universals in Ancient Philosophy. Pisa: Edizioni della normale, 299-338.
  • Daniélou, J. (1956) “Eunome l’arien et l'exégèse néoplatonicienne du Cratyle,” Revues des Études Grecques 69, 412-432.
  • Dillon, J. (1997) “Iamblichus’ νοερα θεωρια of Aristotle’s Categories,” Syllecta Classica 8.
  • Fedwick, P. (1978) “Commentary of Gregory of Nyssa on the 38th Letter of Basil of Caesarea,” Orientalia Christiana Periodica 44.1, 65-77.
  • Gregorius, P. “Theurgic neo-Platonism and the Eunomius-Gregory Debate: An Examination of the Background,” “Contra Eunomium I” en la produccion literaria de Gregorio de Nisa. Pamplona, 217-235.
  • Hübner, R. (1972) “Gregor von Nyssa als Verfasser der sog. Ep. 38 des Basilius: Zum unterschiedlichen Verständnis der ousia bei den kappadokischen Brüdern,” Fontaine J. & Kannengiesser Ch., eds. Epektasis: Mélanges patristiques offerts au cardinal J. Daniélou. Paris: 463-490.
  • Ivánka, E. von. (1948) Hellenisches und Christiches im frühbyzantinischen Geistesleben. Wien.
  • Mansfeld, J. (1992) “Substance, Being and Division in Middle Platonist and Later Aristotelian Contexts (Excurs),” Idem., Heresiography in context: Hippolytus’ Elenchos as a source for Greek philosophy. Leiden: Brill, 78-109.
  • Runia, D. (1989) “Festugiere Revisited: Aristotle in the Greek Patres,” Vigiliae Christianae 43, 1-34.
  • Papageorgiou, P. (1992) “Plotinus and Eunomnius: A Parallel Theology of the Three Hypostasis,” The Greek Orthodox Theological Review 37, 215-237.
  • Shaw, G. (1995) Theurgy and the Soul. The Neoplatonism of Iamblichus. University Park, PA.
  • Zhyrkova, A. (2010) “Reconstructing Clement of Alexandria’s Doctrine of Categories,” J. F. Finamore, R. Berchman, eds. Conversations Platonic and Neoplatonic: Intellect, Soul, and Nature. Sankt Augustin: Academia Verlag, 145-154.
  • Vandenbussche, E. (1944-1945) “La part de la dialectique dans la théologie d’Eunomius le technologue,” Revue d’Histoire Ecclésiastique 40, 47-72.
Еще
Статья научная