Аристотель и Александр Афродисийский о росте и растущем

Автор: Петров Валерий Валентинович

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Разное

Статья в выпуске: 2 т.9, 2015 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена исследованию начатой Аристотелем и продолженной Александром Афродисийским традиции рассуждений о росте и растущем, включая дискуссии об идентичности меняющегося тела индивида. Показано, что обсуждавшиеся уже Эпихармом и Платоном вопросы идентичности индивида, рассматриваются у Аристотеля в терминах феномена роста. В трактате «О возникновении и уничтожении» Аристотель доказывает, что рост, как количественное изменение, отличается от возникновения и качественного изменения. Устойчивость в меняющемся теле соотносится с формой (εἶδος) тела, который сравнивается с эластичной трубкой (αὐλός), которая оформляет протекающую через него воду. Обсуждаются соответствующие аргументы из рассуждений о росте у Александра Афродисийского. Согласно Александру эйдос, как неизменная сущность (в силу того, что он сохраняет свою идентичность), может являться субъектом акцидентальных изменений (в данном случае - по количеству). Указываются соответствующие доктринальные, терминологические параллели между Аристотелем и Александром.

Еще

Аристотель, александр афродисийский, рост, изменение, возникновение, форма (эйдос), идентичность, о возникновении и уничтожении

Короткий адрес: https://sciup.org/147103431

IDR: 147103431

Список литературы Аристотель и Александр Афродисийский о росте и растущем

  • Bruns, I., ed. (1892) Alexandri Aphrodisiensis De mixtione, in: Alexandri Aphrodisiensis praeter commentaria scripta minora. Berlin.
  • Bruns, I., ed. (1892) Alexandri Aphrodisiensis Quaestiones 1, 5, in: Alexandri Aphrodisiensis praeter commentaria scripta minora. Berlin.
  • Burnet, J., ed. (1900; repr. 1967) Plato, Cratylus, in: Platonis opera, vol. 1. Oxford.
  • Burnet, J., ed. (1900; repr. 1967) Plato, Phaedo, in: Platonis opera, vol. 1. Oxford.
  • Burnet, J., ed. (1901; repr. 1967) Plato, Symposium, in: Platonis opera, vol. 2. Oxford.
  • Burnet, J., ed. (1900; repr. 1967) Plato, Theaetetus, in: Platonis opera, vol. 1. Oxford.
  • Diels, H.; Schubart, W., eds. (1905) Anonymi Commentarius in Platonis Theaetetum (fort. auctore Eudoro Alexandrino). Berlin.
  • Diels, H.; Kranz, W. eds. (1951; repr. 1966) Heraclitus, Fragmenta, in: Die Fragmente der Vorsokratiker, vol. 1. Berlin.
  • Goulet, R. (1989) “Alcimos”, Dictionnaire des philosophes antiques, vol. I. Paris.
  • Kaibel, G., ed. (1899) Epicharmi Comicorum Graecorum fragmenta. Berlin.
  • Long, H., ed. (1964; repr. 1966) Diogenis Laertii vitae philosophorum, 2 vols. Oxford.
  • Mugler, C., ed. (1966) Aristoteles, De generatione et corruptione. Aristote. De la génératione et corruptione. Paris.
  • Pohlenz, M., ed. (1929; repr. 1972) Plutarchi De sera numinis vindicta, in: Plutarchi moralia, vol. 3. Leipzig.
  • Sharples, R. W., tr. (1992) Alexander of Aphrodisias: Quaestiones 1, 1-2, 15. London.
  • Vitelli, H., ed. (1897) Ioannis Philoponi in Aristotelis libros de generatione et corruptione commentaria, in: Commentaria in Aristotelem Graeca. Berlin.
  • Апт, С. К., пер. (1993) Платон, Пир, в: Собрание сочинений в 4-х тт., т. 2. Москва: 81-134.
  • Афонасин, Е. В., пер. (2015) Дикеарх, О душе, в: Платоновские исследования II (2015/1). Москва -Санкт-Петербург: 226-243.
  • Васильева, Т. В., пер. (1990) Платон, Кратил, в: Собрание сочинений в 4-х тт., т. 1. Москва: 613-81.
  • Маркиш, С. П., пер. (1993) Платон, Федон, в: Собрание сочинений в 4-х тт., т. 2. Москва: 7-80.
  • Миллер, T. A., пер. (1981) Аристотель, О возникновении и уничтожении, в: Собрание сочинений в 4-х тт., т. 3. Москва: 379-440.
  • Anscombe, E. (1953) “The principle of individuation,” Proceedings of the Aristotelian Society, Supplementary Volumes 27, 83-96 .
  • Kupreeva, I. (2004) “Alexander of Aphrodisias on Mixture and Growth”, Oxford Studies in Ancient Philosophy 27, 297-334.
  • Lloyd, A. C. (1972) “Aristotle and the Principle of Individuation,” Mind 79 (316), 519-29.
  • Petroff, V. (2005) “Eriugena on the Spiritual Body,” American Catholic Philosophical Quarterly 79.4, 597-610.
  • Rashed, M. (2005) “Introduction”, in: Aristote. De la génération et la corruption, texte etabli et traduit par Marwan Rashed. Paris, p. vii-cclv.
  • Петров, В. В. (2002) «Учение Оригена о теле воскресения и его влияние на богословие Григория Нисского и Иоанна Эриугены», IX Рождественские Образовательные Чтения. Богословие и философия: аспекты диалога. Сборник докладов конференции (25.01. 2001, Иститут философии РАН), под ред. В. К. Шохина. Москва: 22-58.
  • Петров, В. В. (2005а) «Ориген и Дидим Александрийский о тонком теле души», Диалог со временем 15, 37-50.
  • Петров, В. В. (2005б) «Тело и телесность в эсхатологии Иоанна Скотта», Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века (исследования и переводы), общ. ред. П. П. Гайденко и В. В. Петрова. Москва: 633-756.
  • Петров, В. В. (2005в) «Учение Оригена о теле воскресения в контексте современной ему интеллектуальной традиции», Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века (исследования и переводы), общ. ред. П. П. Гайденко и В. В. Петрова. Москва: 577-632.
  • Петрова, М. С. (2015). «Круг чтения Макробия», Мера вещей. Человек в истории европейской мысли. Москва: 55-96.
Еще
Статья научная