Аристотель и Сапфо (к истолкованию одного поэтического диалога из Rhet. 1367а7-15)

Автор: Мякин Тимофей Геннадьевич

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Статья в выпуске: 1 т.12, 2018 года.

Бесплатный доступ

Статья показывает, что ритуальные песни обсценного характера, в которых Сапфо «срамит» своих соперниц Горго и Андромеду, являют собой близкую параллель поэтическому диалогу Сапфо и Алкея в «Риторике» Аристотеля (ср. Sapph. Frr. 68(a), 70, 145, 99(a) etc. Campbell; cf. Max Tyr., 18. 9 (p. 230s.) Hobein). Мы доказываем, что поэтический диалог Сапфо и Алкея возможно был включен в текст «Риторики» в середине 340-х гг. до н. э., во время жизни Аристотеля с молодой женой Пифиадой в Митилене. Используемая Аристотелем в приложении к Сапфо глагольная лексика показывает, что песни Сапфо традиционно исполнялись обрядовым хором на празднике женских божеств в Митилене еще во времена Аристотеля (cp. SEG XV, 517, 16-19; Schol. In Pind. Nem. II, schol. 1c, 8). Делается вывод, что Аристотель, возвышая Сапфо над срамословием обрядового хора, стремится переложить ответственность за срамословие на Алкея, который, как и в «Политике» здесь противопоставляется общему мнению всех митиленцев (ср. Arist. Pol. 1336b4-7).

Еще

Аристотель и сапфо, поэтические цитаты в "риторике" аристотеля, пифиада, жена аристотеля, аристотель в митилене, мистерии артемиды в митилене

Короткий адрес: https://sciup.org/147103534

IDR: 147103534

Список литературы Аристотель и Сапфо (к истолкованию одного поэтического диалога из Rhet. 1367а7-15)

  • Афонасин, Е. В. (2003) Век энциклопедистов: процесс накопления и сохранения знаний и методы цитирования в поздней античности. Новосибирск.
  • Лосев, А. Ф. (2000) История античной эстетики. Т. IV. Аристотель и поздняя классика. Москва.
  • Мякин, Т. Г. (2012) Через Кельн к Лесбосу: встреча с подлинной Сапфо. Новосибирск.
  • Мякин, Т. Г. (2016) «Сапфо и мистерии Артемиды в Митилене», Вестник НГУ. Серия: История, филология 15 (8) 25-38.
  • Broger, A. (1996) Das Epitheton bei Sappho und Alkaios. Eine sprachwissenschaftliche Untersuchung. Innsbruck.
  • Burkert, W. (2011) Griechische Religion der archaischen und klassischen Epoche. Zweite überarbeitete und erweitertete Auflage. Stuttgart/Berlin/Köln.
  • Calame, Cl. (1997) Choruses of young women in Ancient Greece, their morphology, religious role, and social function.Lanham.
  • Campbell, D. A. (1990) Greek Lyric. Vol. I. Sappho, Alcaeus. Cambridge, Mass.
  • Chantraine, P. (1977) Dictionnaire étymologique de la langue grecque. Histoire des mots. Vol. I-IV. Paris.
  • Cronkite, S.-M. (1997) The Sanctuary of Demeter at Mytilene: a diachronic and contextual study. Vol. I. Text. A thesis submitted for degree of Doctorate of Philosophy in the University of London. Institute of Archaelogy, University College London.
  • Chroust, A.-H. (2015) Aristotle: new light on his life and on some of his lost works. Second edition. Vol. I. London and New York.
  • Digidikis, G. (1998) «I Latria tis Artemis sto Lesvo» (Ι λατρεία της Άρτεμις στη Λέσβο), Λεσβιακά (LESBIAKA) XVII, 81-89.
  • Dillon, M. (2002) Girls and women in Classical Greek religion. London.
  • Frisk, Hj. (1960-1972) Griechisches Etymologisches Wörterbuch. Heidelberg.
  • Gentili, Br. (1990) Poetry and its public in Ancient Greece. From Homer to the fifth century. Baltimore/London.
  • Grimaldi, W. (1980) Aristotle, Rhetoric I: A Commentary. New York.
  • Grimaldi, W. (1988) Aristotle, Rhetoric II: A Commentary. New York.
  • Lardinois, A. (2009) "The New Sappho poem (P. Köln. 1231 and 21376). Key to the old fragments," The new Sappho on old age. Textual and philosophical issues, ed. by E. Green, M. B. Skinner. Cambridge, Mass., 41-58.
  • Lardinois, A. (1996) "Who sang Sappho’s songs?" Reading Sappho. Contemporary approaches, ed. by E. Green. Berkeley/Los Angelos/Oxford, 150-175.
  • Lobel, E., Page, D. (1955) Poetarum Lesbiorum fragmenta. Oxford. Luniak, I. (1888) Quaestiones Sapphicae. Accedit corollarium criticum atque exegeticum ad Ovidianam Sapphus epistulam. Kazaniae.
  • Martin, Richard P. (2016) "Sappho, Iambist: abusing the brother," The newest Sappho: P. Sapph. Obbink and P.G.C. Inv. 105.frs 1-4. Studies in archaic and classical Greek song. (Mnemosyne Supplements 8. Monographs on Greek and Latin Language and Literature). Ed. by C. J. Boter. Vol. 392. Leiden/Boston, 110-126.
  • Mandilaras, B. (1997) Lyriki Piites. Protos tomos. ALKAIOS -SAPPHO. Athena.
  • Nagy, Gr. (2007) "Did Sappho and Alcaeus ever meet? Symmetries of myth and ritual in performing the songs of ancient Lesbos," Literatur und Religion 1: Wege zu einer mythisch-rituellen Poetik bei den Griechen. Hrsg. A. Bierl, R. Lammbe, K. Wesselman. Berlin.
  • Nicosia, S. (1977) Tradizione testuale diretta e indiretta dei poeti di Lesbo. Roma.
  • Nilsson, M. (1906) Griechische Feste von Religiöser Bedeutung Mit Ausschluss der Attischen. Leipzig.
  • Pape, W. (1911) Handwörterbuch der Griechischen Sprache. Bd. III. Wörterbuch der Griechischen Eigennamen. Braunschweig.
  • Papazoglou, I. P (2013) Istoria tis Archeas Eresou, Polis tis Lesvou (Ιστορία της Αρχαίας Ερεσου, Πόλης της Λέσβου). Mytilini (Μυτιλήνη).
  • Pomeroy S.-B. (2002) Spartan Women. Oxford/New York. Ross, D. (2005) Aristotle. With an introduction by John L. Ackrill. London/New York.
  • Yatromanolakis, D. (2007) Sappho in the Making. The Early Reception. Cambridge, Mass.
  • Zellner H. (2006) "Sappho’s proof that death is an evil," Greek, Roman, and Byzantine Studies 46, 333-337.
  • Zellner, H. (2010) The poetic style of the Greek poet Sappho. A study in word playfulness. Lewiston/Qeenston/Lampeter.
Еще
Статья научная