Армагеддон: сравнительное изображение ядерного конфликта между сша и ссср в американском кино
Автор: Хид Томас, Кубышкин Александр Иванович
Журнал: Вестник ВолГУ. Серия: История. Регионоведение. Международные отношения @hfrir-jvolsu
Рубрика: Международная безопасность
Статья в выпуске: 5 т.24, 2019 года.
Бесплатный доступ
Введение. Кинематограф представляет зеркальное отражение того, как народы и государства воспринимают свои взаимоотношения в прошлом и настоящем. Холодная война была одним из наиболее опасных моментов в мировой истории. Два огромных, богатых, динамичных и креативных государства соперничали и конкурировали во всех сферах. В течение этих напряженных десятилетий колоссальных технологических изменений оба государства не раз оказывались перед угрозой применения окончательного оружия, которое угрожало самому существованию всего человечества. Киноиндустрия в обеих странах демонстрировала, как ядерная гонка может отразиться на каждой из участников конфликта. По мере того как разрабатывались новые ядерные технологии, сменялась политическая элита и руководство в обеих странах, по мере того как изменялась мировая экономика в США и СССР, киноиндустрия и в СССР, и в США по-разному отражала понимание того, как мог бы выглядеть Армагеддон. Если мы проанализируем ключевые американские и советские фильмы, выпущенные в разные годы на протяжении десятилетий холодной войны, то сможем многое узнать об этой эпохе постоянной угрозы ядерного конфликта и о людях, находившихся в состоянии непрерывного страха. В предлагаемой статье рассматриваются наиболее заметные фильмы, созданные в США. Авторы намерены обратиться к анализу советской кинопродукции по данной теме в ближайшем будущем. Методы и материалы. В ходе исследования применяются историко-сравнительный метод, метод анализа и синтеза, а также системный подход. В статье использованы: 1) сценарии художественных фильмов, выпущенные в США в 1950-1990 гг.; 2) опубликованные источники, связанные с проблематикой холодной войны; 3) научная литература по проблемам идеологической конфронтации в период холодной войны; 4) хронологические обзоры параллельных инцидентов в области ядерных технологий и ядерного оружия. Т. Хид проанализировал общее направление развития темы возможности возникновения ядерного конфликта между США и СССР, произвел выборку и анализ основных фильмов для иллюстрации и анализа инструментария формирования концепции взаимной ответственности обеих стран. А.И. Кубышкин проанализировал взаимосвязь содержания кинопродукции США с реальными историческими факторами и событиями периода холодной войны, рассмотрел динамику изменения идеологической парадигмы ввиду развития процесса политической коммуникации и осознания взаимной ответственности за судьбы мира, выразившиеся как в изменении позиций правящих политических кругов США и СССР, так и появлении новых акцентов в художественном творчестве американских кинематографистов.
Советско-американские отношения, холодная война, угроза ядерного конфликта, американский кинематограф, кинопропаганда
Короткий адрес: https://sciup.org/149130705
IDR: 149130705 | DOI: 10.15688/jvolsu4.2019.5.18