Армянская чайка Larus armenicus – новый вид России
Автор: Коблик Евгений Александрович, Лохман Юрий Викторович, Редькин Ярослав Андреевич
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 924 т.22, 2013 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140153725
IDR: 140153725
Текст статьи Армянская чайка Larus armenicus – новый вид России
В коллекции Зоологического музея Московского университета под номером R-57059 хранится тушка крупной белоголовой чайки. Это взрослая самка в сильно обношенном оперении, добытая Евгением Семёновичем Птушенко 10 августа 1921 в посёлке Рыбачий на острове Суджукской лагуны в окрестностях Новороссийска (в современных границах этого города). Изначально она была определена как серебристая чайка Larus argentatus , затем – как хохотунья L. cachinnans . В 2007 году при детальном анализе экземпляра была уточнена его таксономическая принадлежность. Комплекс диагностических признаков указывает, что добытая птица относится к таксону, который теперь обычно трактуют в ранге самостоятельного вида – армянской чайке Larus armenicus Buturlin, 1934. Отнести данный экземпляр к какой-либо другой форме больших белоголовых чаек не удаётся.
Мы сравнили этот экземпляр с большой серией взрослых L. cachin-nans , 1 экземпляром L. michahellis (взрослая самка), 4 взрослыми экземплярами L. armenicus с озера Севан (включая голотип этой формы). Размеры птицы несколько уступают средним для cachinnans и укладываются в пределы индивидуальной изменчивости armenicus: длина крыла 431 мм (измерение рулеткой); длина хвоста 162 мм (измерение линейкой от основания центральной пары рулевых); длина клюва 51.5 мм (штангенциркулем по коньку от края рамфотеки); длина цевки 62.7 мм (штангенциркулем). Окраска мантии обсуждаемой особи заметно темнее, чем у cachinnans и michahellis , более чисто-серого, а не голубовато-серого оттенка и укладывается в пределы индивидуальной изменчивости armenicus . (рис. 1).
Клюв по длине сходен с клювом имеющейся в нашем распоряжении самки armenicus с озера Севан, при этом заметно короче, чем у большинства самок cachinnans . Чёрная перевязь на клюве хорошо выражена, хотя птица летняя (рис. 2).
В вершинной части крайнего первостепенного махового выражено одно белое пятно небольшого размера, не достигающее вершины этого

Рис. 1. Окраска мантии экземпляра R-57059 (на обоих фотографиях – птица справа) в сравнении с L. cachinnans (левое фото) и L. michahellis (правое фото).

Рис 2. Размер и окраска клюва ‘экземпляра R-57059 (внизу) в сравнении с самкой L. cachinnans (вверху).
пера более чем на 1.5 см. На втором первостепенном маховом белого пятна нет. У хохотуньи на крайнем маховом развито обширное белое поле (обычно доходящее до вершины пера), на втором – крупное белое пятно (рис. 3). Такой же рисунок характерен для серебристой чайки L.
argentatus sensu stricto. У средиземноморской чайки L. michahellis белое пятно на крайнем маховом крупнее, чем у армянской, обычно есть маленькое белое пятно и на втором маховом. У армянской чайки белое пятнышко на втором маховом встречается в виде исключения.

Рис. 3. Рисунок вершины крыла экземпляра R-57059 (слева) в сравнении с L. cachinnans.
Армянская чайка была описана Сергеем Александровичем Бутурлиным с озера Севан как Larus taimyrensis armenicus , позже включалась в состав подвидов серебристой чайки L. argentatus sensu lato, хохотуньи L. cachinnans .
По Л.С.Степаняну (2003), распространение этой формы приурочено к озёрам Армении (Севан, Арпа-Гель) и Малой Азии (Абас-Гель, предположительно Белык-Гель). В пределах бывшего СССР в настоящее время гнездится на озере Севан, а также на других озёрах и некоторых реках Армении. В.А.Бузун (1992, 2000) указывает на географическую изолированность армянской чайки в гнездовой период от других форм надвидового комплекса argentatus-cachinnans-fuscus-heuglini . Область её гнездования ограничивается указанными выше озёрами Армении и Турции, а также озёрами Хозапини и, возможно, Паравани в Грузии. Эти озёра вулканического происхождения расположены в пределах Южно-Грузинского (Джавахетского) нагорья, где встречаются лавовые плато, сложенные вулканическими туфами. Средние высоты гор составляют 2000-3000 м н.у.м.
М.С.Адамян (1992) характеризует армянскую чайку как многочисленную оседлую птицу, которая совершает зимой вертикальные кочёвки. Основными районами её распространения в гнездовой сезон являются бассейн озера Севан и Арпи-лич (у Л.С.Степаняна – Арпа-Гель). Зимой в значительном количестве эта чайка встречается в долинах рек республики и на искусственных рыбоводных прудах и водоёмах. Важными местами зимовок являются пруды долины реки Аракс.
Тем не менее, во внегнездовой период часть армянских чаек совершает протяжённые кочёвки. Они встречаются в акваториях Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока от Адриатики (Нанкинов 2013) до Персидского залива, Красного и Аравийского морей (Yesou, Hirschfeld 1977; Meininger, Sorensen 1994; Snow, Perrins 1998; Бузун 2000). В некоторых регионах эти чайки не представляют редкости на зимовках, образуя скопления на морских побережьях и рыборазводных прудах совместно с чайками других видов (Израиль, наши наблюдения). В акватории Чёрного моря зафиксированы только единичные встречи (Van den Berg 1999; Бузун 2000). Анализ отечественной литературы не выявил присутствия вида в российском Причерноморье (Коблик, Редькин, Архипов 2006; Лохман, Тильба 2009), хотя такие предположения высказывались (В.Н.Мосейкин, устн. сообщ.). Таким образом, указанный экземпляр – первое документированное свидетельство присутствия армянской чайки в фауне Краснодарского края и Российской Федерации в целом. Пока статус нового для нашей страны вида следует квалифицировать как единичный залёт, однако не исключена вероятность спорадических встреч армянской чайки на юге России, причём как на побережьях Чёрного и Азовского морей, так и на водохранилищах, рыборазводных прудах. Учитывая сложность полевого определения белоголовых чаек в разных нарядах, даже квалифицированные наблюдатели могут пропускать особей этого вида в скоплениях других птиц. Сказанное полностью относится также к средиземноморской чайке L. michahellis , чей статус в регионе продолжает оставаться неясным. Необходимы более детальные наблюдения за чайками на юге России, обязательно включающие фото- и видеосъёмку.