Бактериальная обсемененность трахеи после циркулярной резекции в зависимости от вида шовного материала
Автор: Иноземцев Е.О., Курганский И.С., Лепехова С.А., Григорьев Е.Г., Коваль Е.В.
Журнал: Московский хирургический журнал @mossj
Статья в выпуске: 1 (59), 2018 года.
Бесплатный доступ
Одним из факторов, влияющих на результат лечения пациентов с рубцовым стенозом трахеи, является правильный выбор шовного материала. На сегодняшний день продолжаются дискуссии по поводу преимуществ и недостатков различных видов шовного материала. Одним из спорных моментов является влияние шовного материала на микрофлору трахеи. Работа посвящена оценке бактериальной обсемененности трахеи после выполнения циркулярной резекции с последующим наложением трахео-трахеального анастомоза у крыс линии Вистар с ис- пользованием различного шовного материала. В работе использовались монофиламентный рассасывающийся и не рассасывающийся шовный материал наиболее часто используемые в клинической практике.Цель: Изучить контаминацию просвета и тканей трахеи после выполнения её циркулярной резекции в зависимости от вида шовного материала.Результаты: Проведен анализ микрофлоры трахеи в зависимости от вида шовного материала.Заключение: Использование нерассасывающегося шовного материала сопровождается ростом микрофлоры в просвете трахеи в 83,4% в то время как применение рассасывающегося шовного материала в 62,5%. В связи с этим, при оперативных вмешательств для восстановления про- света трахеи рациональнее использовать рассасывающийся шовный материал.
Циркулярная резекция трахеи, шовный материал, бактериальная обсемененность, сircular resection of the trachea
Короткий адрес: https://sciup.org/142215952
IDR: 142215952 | DOI: 10.17238/issn2072-3180.2018.1.15-18
Текст научной статьи Бактериальная обсемененность трахеи после циркулярной резекции в зависимости от вида шовного материала
Реконструктивные вмешательства на трахее один из самых сложных разделов торакальной хирургии. Воспалительные осложнения в раннем послеоперационном периоде встречаются более чем в 60% наблюдений [1]. Несостоятельность анастомоза возникает в 3,6-26,3%, грануляционный стеноз – в 14,2-46,8% наблюдений [2]. Одной из главных причин осложнений является патогенная микрофлора.
Рубцовый стеноз трахеи (РСТ) встречается у пациентов после длительной и инвазивной искусственной вентиляции легких. Основным способом лечения РСТ является резекция патологически измененного участка трахеи с формированием анастомоза конец в конец. Однако операции нередко осложняются несостоятельностью швов, укорочением трахеи и повторным рубцеванием [2, 3].
Одной из причин неудовлетворительных результатов являются гнойно-воспалительные осложнения, которые развиваются под влиянием микрофлоры трахеи, чаще у пациентов с трахеостомой [1, 4, 5, 6, 7].
Шовный материал один из факторов, влияющих на микробный пейзаж трахеи после операции является. Оказалось что, использование рассасывающихся нитей, как правило, вызывает более выраженную воспалительную реакцию в стенке трахеи, а нерассасывающиеся лигатуры удлиняют сроки эпителизации швов в зоне анастомоза [8, 9, 10].
Ранее мы определили влияние нерассасывающегося шовного материала на бактериальную флору трахеи (материалы приняты к публикации в журнал «Российская оториноларингология» № 2, 2018). Результатом наших дальнейших исследований стало сравнение влияния различных шовных материалов на микрофлору.
Цель: Изучить контаминацию просвета и тканей трахеи после выполнения циркулярной резекции в зависимости от вида шовного материала.
Материалы и методы
Работа выполнена на базе научного отдела экспериментальной хирургии с виварием и лаборатории микробиологии, и гемостаза ФГБУ НЦРВХ СО РАМН (ветеринарное удостоверение 238 №0000023 от 28.11.2015 г., служба ветеринарии Иркутской области) с использованием крыс-самцов породы Wistar, массой 200-250 г, в возрасте не менее 6 месяцев. Экспериментальная работа выполнена с разрешения комиссии по биомедицинской этике.
Опыты на животных выполнялись в соответствии с правилами лабораторной практики (GLP), приказ № 708н от 23.08.2010 г. «Об утверждении правил лабораторной практики»; правилами гуманного обращения с животными, которые регламентированы «Правилами проведения работ с использованием экспериментальных животных», утвержденных Приказом МЗ СССР №742 от 13.11.1984 г. «Об утверждении правил проведения работ с использованием эксперимен- тальных животных» и № 48 от 23.01.1985 г. «О контроле за проведением работ с использованием экспериментальных животных», а также основывались на положениях Хельсинской Декларации Всемирной Медицинской Ассоциации. Все оперативные вмешательства проводились в асептических условиях, под общим обезболиванием (одобрено комитетом по биомедицинской этике ФГБУ «НЦРВХ» СО РАМН (протокол заседания № 1 от 29.02.2016 г.). Группа контроля – животные без вмешательств на трахее.
Экспериментальных животных (n=48) разделили на 2 группы в зависимости от вида шовного материала, используемого при формировании трахео-трахеального анастомоза. В одной (n=24) использовали монофиламентный рассасывающийся, в другой (n=24) – монофиламентный не-рассасывающийся шовный материал. Проводили доступ к шейному отделу трахеи путем послойного рассечения мягких тканей, выполняли резекцию двух хрящевых полуколец с последующим наложением трахео-трахеального анастомоза конец в конец. Анастомоз формировался непрерывным однорядным швом. Раны послойно ушивалась, антибиотики не использовались.
В послеоперационном периоде крысы содержались в условиях вивария при свободном доступе к воде и пище. Животных выводили из эксперимента на 3, 7, 14, и 21 сутки.
Для оценки бактериальной обсемененности трахеи исследовался фрагмент её передне-боковой стенки размером 3х4 мм ниже линии анастомоза. Образцы помещались в пробирки с виноградно-сахарным бульоном. Пересев на твердые среды (среда Эндо, 5% кровяной агар, желточно-солевой агар, сабуро) осуществляли стандартной петлей методом секторных посевов (метод Gould в модификации Рябинско-го-Родомана), не позднее 3 часов с момента забора. Чашки инкубировались при температуре 37°С в течение 18-24 часов, после чего подсчитывали число колоний, выросших в разных секторах.
Результаты и обсуждение
Проанализированы результаты бактериологических исследований тканей трахеи в зависимости от вида шовного материала. В контрольной группе (животные без вмешательств на трахее) роста микрофлоры не было.
При оценке бактериальной контаминации трахеи после выполнения циркулярной резекции с использованием нерассасывающегося шовного материала установлено, что наиболее часто встречалась Escherichiae coli – 25%. В 20.8% высевались Citrobacter freudii и Proteus rettgeri. Staphilococcus epidermidis выявлен в 4,16%. Микробные ассоциации обнаружены в 12,5% случаев. Отсутствие роста отмечено в 16,6%. У всех животных микроорганизмы высевались в концентрации <103 КОЕ/мл. Микробные ассоциации встречались в 3 случаях, на 14 (2) и 21 (1) сутки. В их состав входили грибы рода Candida.
Таблица 1
Состав микробных ассоциаций – нерассасывающийся шовный материал
Сутки |
№ |
Видовой состав |
14 |
2 |
Citrobacter freudii <103 Грибы рода Candida <103 |
21 |
1 |
Escherichiae coli <103 Staphilococcus aureus -103 |
При использовании рассасывающегося шовного материала микробный пейзаж включал Citrobacter freudii – 25%, Proteus rettgeri в 12,5% и Escherichiae coli в 8,3%. Staphilococcus epidermidis выявлен в 4,16% случаев. Микробные ассоциации так же составили 12,5% на 3 (2) и 14 (1) сутки и включали в себя грибы рода Candida . Отсутствие роста отмечено в 37,5%.
Таблица 2
Состав микробных ассоциаций – рассасывающейся шовный материал
Сутки |
№ |
Видовой состав |
3 |
1 |
Citrobacter freudii <103 Грибы рода Candida <103 Staphilococcus epidermidis <103 |
3 |
1 |
Citrobacter freudii <103 Грибы рода Candida <103 |
14 |
1 |
Citrobacter freudii <103 Грибы рода Candida <103 |
На третьи сутки в группе, где использовался нерассасы-вающейся шовный материал, в половине случаев микробный пейзаж представлен Citrobacter freudii, в 33,3%, высевался Proteus rettgeri, в 16,6% роста микроорганизмов не было. Установлено, что при использовании рассасывающегося шовного материала микроорганизмы распредилились следующим образом: у 50% животных отсутствие роста, у 33,3% – микробные ассоциации, и в 16,6% выявлен Citrobacter freudii.
На 7-е сутки в группе нерассасывающегося шовного материала в половине случаев обнаружены Escherichiae coli. Частота встречаемости Citrobacter freudii снизилась с 50.0% до 16,6%. Увеличилось число стерильных образцов до 33,3%. При использование рассасывающегося шовного материала на 7 сутки в 50% случаев роста микроорганизмов не обнаружено, частота встречаемости Citrobacter freudii увеличилась с 16,6 до 33,3%, также в 16,6% высевался Proteus rettgeri.
В сравнению с 7 сутками, в группе нерассасывающе-гося шовного материала на четырнадцатые сутки частота встречаемости Escherichiae coli и Citrobacter freudii осталась прежней и составила 50,0 и 16,6% соответственно. Также в 1/3 случаев высеялись микробные ассоциации. При использовании рассасывающегося шовного материала на 14 сутки Escherichiae coli выявлена в 33,3%, а частота встречаемости
Citrobacter freudii уменьшилась с 33,3% до 16%. Staphilococcus epidermidis и микробная ассоциация выявлены в 16,6% как и отсутствие роста микроорганизмов.
К 21-м суткам использование нерассасывающегося шовного материала у 50,0% животных сопровождалось ростом Proteus rettgeri. В одном случае высеялась Staphilococcus epidermidis и микробная ассоциация. У одного животного микрофлоры не обнаружено. На 21-е сутки эксперимента при использовании рассасывающегося шовного материала обнаружен Citrobacter freudii в 33,3%, Proteus rettgeri – в 16,6% случаев. Роста микрофлоры не было у 33,3% животных. Полученные результаты обобщены в таблице 3.
Таблица 3
Обобщенные результаты
Тип шовного материала Микроорганизм |
Нерассасы-вающийся |
Рассасывающийся |
Отсутствие роста |
16,6% |
37,5% |
Escherichiae coli |
25% |
8,3% |
Citrobacter freudii |
20,8% |
25% |
Proteus rettgeri |
20,8% |
12,5% |
Staphilococcus epidermidis |
4,1% |
4,1% |
Микробные ассоциации |
12,5% |
12,5% |
При сравнении результатов формирования трахео-трахе-ального анастомоза с укорочением трахеи установлено, что независимо от вида шовного материала основными микроорганизмами являлись Citrobacter freudii, Staphilococcus epider-midis, Proteus rettgeri, Escherichiae coli. Однако при использовании РШМ рост микроорганизмов не был чаще, чем при НШМ. Микробные ассоциация встречались в обеих группах в 12,5% случаев и в их состав входили грибы рода Candida.
Таким образом, можно утверждать, что применение не-рассасывающегося шовного материала поддерживает рост микрофлоры в просвете трахеи в отличие от рассасывающегося шовного материала. В связи с этим, при оперативных вмешательств для восстановления просвета трахеи рациональнее использовать рассасывающийся шовный материал.
Список литературы Бактериальная обсемененность трахеи после циркулярной резекции в зависимости от вида шовного материала
- Профилактика и лечение гнойно-воспалительных осложнений в раннем послеоперационном периоде у больных с рубцовым стенозом трахеи на основе микробактериального мониторинга/А.В. Бондаренко, Т.А Ларина, Н.С. Богомолова, Л.В. Большаков//Антибиотики и химиотерапия. 2005. № 2-3. С. 42-48
- Татур А.А., Леонович С.И. Радикальное хирургическое лечение рубцовых стенозов трахеи//Московский хирургический журнал. 2011. № 1. С. 8-12
- Хирургия рубцовых стенозов трахеи: Руководство для врачей/под ред. Л.Н. Бисенкова. СПб.: Логос, 2012. 144 с
- Абдулаева Н.Н., Ходжаева К.А. Некоторые патогенетические механизмы раневого процесса при стойких деформациях гортани и трахеи//Вестник оториноларингологии. 2002. № 4. С. 8-11
- Суханова, Н.А. Особенности микрофлоры хронических трахеоканюляров//Российская оториноларингология. 2009. № 1. С. 140-143
- Оценка микробной контаминации трахеобронхиального дерева у пациентов с рубцовыми стенозами трахеи/Курганский И.С., Махутов В.Н., Лепехова С.А., Ветохина А.В., Коваль Е.В., Фадеева Т.В., Иноземцев Е.О., Григорьев Е.Г.//Acta biomedical scientifica. 2017. № 3. С. 18-22
- Инкина А.В., Русанова Е.В. Характеристика микрофлоры слизистой оболочки дыхательных путей у больных рубцовыми стеноза-ми гортани и трахеи//Российская оториноларингология. 2017. № 4. С. 50-54
- Краля И.В. Клиническая оценка способов лечения стенозов трахеи (экспериментально-клиническое исследование): Дис. канд. мед. наук: 14.00.27/Ом. гос. мед. акад. Омск, 2005.127 с
- ling process by materials//Nihon Kyobu Geka Gakkai Zasshi. 1990. Vol. 38, № 1. Р. 42-50
- Gibbons JA, Peniston RL, Raflo CP, Diamond SS, Aaron BL. A comparison of synthetic absorbable suture with synthetic nonabsorb-able suture for construction of tracheal anastomoses//Chest. 1981. Vol. 79, № 3. Р. 340-342