Банк России как мегарегулятор операций на финансовом рынке

Автор: Зиниша О.С., Усольцева Е.В.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 1-3 (14), 2015 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена вопросам эффективности регулирования финансового рынка в условиях расширения полномочий и компетенций Банка России как мегарегулятора в данной сфере, а также оцениваются положительные и отрицательные стороны проведенной реформы регулирования финансовых рынков

Финансовый рынок, операции, банк России, мегарегулятор, регулирование, надзор, контроль

Короткий адрес: https://sciup.org/140111151

IDR: 140111151

Текст научной статьи Банк России как мегарегулятор операций на финансовом рынке

На сегодняшний день среди политиков и ученых ведутся активные дискуссии по поводу создания единой структуры управления и регулирования финансовых рынков на базе Центрального Банка Российской Федерации (Банке России). При этом, единого подхода к идее образования мегарегулятора так и не сложилось.

Напомним, что с 1 сентября 2013 г. вступил в силу закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Банку России полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков», предусматривающий передачу Банку России полномочий Федеральной службы по финансовым рынкам по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в том числе страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и иных полномочий [1].

Созданию мегарегулятора в нашей стране способствовал ряд условий и предпосылок, а именно:

  • -    частичность регулирования финансового рынка;

  • -    высокие государственные расходы на содержание регулирующих структур финансового рынка, и вместе с этим низкая эффективность функционирования таких органов;

  • -    неполнота правового обеспечения деятельности участников финансового рынка;

  • -    дублирование функций регулирующих структур;

  • -    отсутствие единого контроля и мониторинга за финансовым рынком, который бы обеспечил получение полной и достоверной информации о его

состоянии, необходимой для принятия решений по обеспечению бесперебойного функционирования экономики страны [3].

Основной идеей создания мегарегулятора в России является достижение синергетического эффекта от «межсекторального» регулирования финансового сектора с мультипликативным воздействием на реальный сектор экономики, переход от секторального к кросс-секторному регулированию финансового рынка [4].

При этом, закрепление за Банком России функций мегарегулятора финансовых рынков имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Рассмотрим ряд положительных аспектов проведенной реформы в сфере регулирования финансового рынка Российской Федерации:

  • -    во-первых, унификация приемов и правил регулирования и надзора за деятельностью участников финансового рынка, что обеспечит повышение стабильности на финансовом рынке;

  • -    во-вторых, единый регулятор будет способствовать развитию существующих, а также формированию новых сфер финансового рынка России;

  • -    в-третьих, ликвидация Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) обеспечит значительное сокращение расходов на госаппарат;

  • -    в-четвертых, применение передовых практик ЦБ РФ позволит улучшить в финансовых организациях качество риск-менеджмента;

  • -    в-пятых, наделение единой структуры всеми управленческими полномочиями в сфере регулирования финансовых рынков позволит оперативно реагировать на непредвиденные обстоятельства, внешние внутренние риски, а также объединить деятельность всех участников финансового рынка [6].

В то же время создание мегарегулятора на базе Банка России влечет за собой ряд негативных эффектов, среди которых можно выделить следующие:

  • -    опыт зарубежных стран (Норвегия, Швеция, Япония) свидетельствует о неизбежности потерь в эффективности надзора в переходный период, что может замедлить развитие финансового рынка, а также привести к росту регулятивных издержек и повышению системного риска;

  • -    концентрация у Центрального Банка России множества различных функций может привести к конфликту интересов, а также игнорированию специфики отдельных секторов финансового рынка;

  • -    существует угроза исчезновения находящихся вне банковских технологий продуктов и услуг индустрии коллективных инвестиций, а также пенсионных продуктов [5].

Ко всему прочему, наделение Банка России функциями мегарегулятора операций на российском финансовым рынке влечет за собой ряд определенных рисков.

Один из них заключается в усилении конфликта интересов, возникающего в связи с одновременным осуществлением контроля и надзора за финансовыми организациями Банком России и участием в их капитале. Кроме того, существует вероятность чрезмерной унификации правил регулирования кредитных организаций и финансовых некредитных организаций, что может вызвать уход с финансового рынка брокеров, дилеров, управляющих компаний и страховых компаний [2].

Безусловно, необходимость реформирования системы государственного регулирования, контроля и надзора за российским финансовым рынком имеет место быть. Однако, по нашему мнению, существует ряд альтернативных вариантов преобразования системы регулирования и надзора на финансовых рынках.

Так, на наш взгляд, лучшим вариантом среди предлагаемых и уже частично реализованных является создание специализированного органа, действующего как лицо публичного права, способного совместить функции регулирования и надзора на всех секторах финансового рынка.

Также, целесообразным видится переход к модели twin peaks – двух структур, отвечающих за разные аспекты регулирования. Переход к указанной модели реформирования системы регулирования финансовых рынков заключается в сохранении ранее существовавших полномочий за Банком России, и усилении статуса ФСФР России за счет наделения ее всем объемом регулятивных и надзорных функций в отношении небанковских участников рынка.

В свете этого, по нашему мнению, следует отказаться от идеи концентрации всех полномочий в отношении всех финансовых организаций в Банке России и вернуть ФСФР как орган регулирования финансового рынка РФ. При этом, достаточно обеспечить Банк России в его первоначальной структуре полномочиями по пруденциальному регулированию и надзору за системно значимыми организациями, а в ведение ФСФР России предоставить регулирование деятельности и контроль за деятельностью этих и иных (за исключением кредитных организаций) финансовых компаний. Безусловно, такая модель потребует значительных бюджетных расходов, однако позволит достичь решения ряда проблем, стоящих перед российским финансовым рынком.

Список литературы Банк России как мегарегулятор операций на финансовом рынке

  • О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федеральный закон Российской Федерации от 10.07.2002 г. N 86-ФЗ (ред. от 29.12.2014)//Консультант Плюс. Версия Проф.: Справ.-прав. Система.
  • Вавулин, Д. А. Центральный банк Российской Федерации как мегарегулятор российского финансового рынка/Д.А. Вавулин, С.В. Симонов//Банковское дело. -2014. -№ 5 (581). -С. 21-32.
  • Костюков, А. Н. Центральный банк Российской Федерации -регулятор финансовых рынков/А.Н. Костюков//Вестник Омского университета. -2013. -№ 4 (37). -С. 38-43.
  • Маркова, О.М. Кросс-секторное регулирование Банком России финансового рынка/О.М. Маркова//Банковские услуги. -2014. -№ 3. -С. 2-8.
  • Медведева, О.Е. Преимущества и недостатки создания мегарегулятора на финансовом рынке России/О.Е. Медведева, Т.В. Макшанова//Вектор науки ТГУ. -2013. -№ 3. -С. 353-356.
  • Хоменко, Е. Г. Мегарегулятор: перспективное решение?/Е. Г. Хоменко//Юридическая работа в кредитной организации. -2013. -№ 2 (36). -С. 13-21.
Статья научная