Баран в традиционной хакасской обрядности детского цикла (конец XIX - середина XX века)
Автор: Бурнаков В.А., Бурнаков А.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Этнография
Статья в выпуске: т.XXVII, 2021 года.
Бесплатный доступ
Домашние животные, в т.ч. и бараны/овцы, всегда составляли и составляют основу хозяйства и традиционной обрядности хакасов. Данная реалия получила отражение в фольклоре и ритуальной практике этого народа. Наряду с этим следует отметить тот факт, что в хакасской этнографии баран/овца и их образ никогда не выступали в качестве специального предмета научного исследования. Указанное обстоятельство свидетельствует о новизне представленной работы. Целью данной статьи является определение функции барана в обрядности хакасов, связанной с детским циклом. Хронологические рамки исследования ограничены рамками конца XIX- серединой XX столетия. Исследование базируется на этнографических и фольклорных источниках. Используемые в работе фольклорные материалы - отрывки из героических сказаний (алыптыз нымахтар) в авторском переводе на русский язык, а также архивные этнографические сведения вводятся в научный оборот впервые. Проведенное исследование позволило выявить и проанализировать место и роль барана в ритуальной практике хакасов, связанной с миром детства. Определено, что рассматриваемое животное имело большую хозяйственную ценность и чрезвычайную востребованность во многих сферах жизни человека. Оно широко употреблялось в качестве пищи и материала для изготовления одежды, постели и пр. Выявлено, что сакральная функция животного выражалась в наделении его защитными свойствами. Образ барана и отдельных частей его тела выступали в качестве популярного оберега и символа плодородия. Все это способствовало наделению барана высоким семиотическим статусом. В связи с этим баран был широко задействован в обрядности, связанной с детским циклом - рождением, имянаречением и пр. Показано, что он являлся распространенным предметом дарообменных процессов как внутри человеческого коллектива, так и во взаимоотношениях с миром духов.
Хакасы, традиционная культура, мировоззрение, баран, овца, мир детства, обрядность
Короткий адрес: https://sciup.org/145146183
IDR: 145146183 | DOI: 10.17746/2658-6193.2021.27.0781-0788
Список литературы Баран в традиционной хакасской обрядности детского цикла (конец XIX - середина XX века)
- Аран-чула ах ой аттыг алып Айдолайдацар (Чаалыг нымах) (О богатыре Айдолае на бело-буланом коне (Богатырское сказание)) // Хакасский фольклор. На хак. яз. - Абакан: Хак. обл. нац. изд-во, 1946. - С. 3-72. (на хакас. яз.)
- Бурнаков В.А. Традиционные представления хакасов об ызыхах // Археология, этнография и антропология Евразии, 2010. - № 2 (42). - С. 111-121.
- Бурнаков В.А., Цыденова Д.Ц. Культовая атрибутика богини Умай в религиозно-мифологических представлениях хакасов (конец XIX - вторая половина XX века) // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. - 2016. - № 3 (13). - С. 39-53.
- Бутанаев В.Я. Воспитание маленьких детей у хакасов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. - Л.: Наука, 1988. - С. 206-221.
- Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. - Абакан: Хак. кн. изд-во, 1996. - 224 с.
- Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И. Мир хонгорского (хакасского) фольклора. - Абакан: Изд-во ХГУ, 2008. -376 с.
- Доможаков В.И. Хакасские загадки // Записки Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. - Абакан: Хак. обл. гос. изд-во, 1951. - Вып. 2. - С. 60-84.
- Кастрен М.А. Путешествие в Сибирь (1845-1849). -Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 1999. - 352 с.
- Катанов Н.Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов (Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В.В. Радловым). - СПб., 1907. - Т. 9. - 640 с.
- Костров Н.А. Качинские татары. - Казань: Тип-я Гу-берн. Правле-я. 1852. - 66 с.
- Костров Н.А. Кизильские татары. - Казань, 1853. - 38 с.
- Кузнецова А.А., Кулаков П.Е. Минусинские и ачинские инородцы. - Красноярск: Тип. Енис. губ. упр-я, 1898. - 298 с.
- Кустова Ю.Г. Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. - 160 с.
- Орел В.Е. Культура, символы и животный мир. -Харьков: Гуманитарный Центр, 2008. - 584 с.
- Патачаков К.М. Культура и быт хакасов в свете исторических связей с русским народом (XVIII-XIX вв.). -Абакан: Хак. кн. из-во, 1958. - 104 с.
- Сунчугашев Я.И. Материалы по народным играм хакасов // Ученые записки Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. -Абакан, 1963. - Вып. IX. - С. 145-155.
- Топоров В.Н. Овца // Мифы народов мира. - М.: Сов. энц-я, 1988. - Т. II. - С. 237-238.
- Унгвицкая М.А., Майногашева В.Е. Хакасское народное поэтическое творчество. - Абакан: ХО Красноярск. кн. изд-ва, 1972. - 312 с.
- Хан-Тонис на темно-сивом коне. Богатырское сказание М.Р. Баинова. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 2007. - 384 с.
- Хубан Арьн. Алыптыт нымах. - Абакан: Хак. кн. изд-во, 1995. - 192 с. (на хак. яз.)
- Яковлев Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог Этнографического отдела музея. Описание Минусинского музея. Вып. 4. - Минусинск: Тип. В. И. Кор-накова, 1900. - 212 с.