Бегство капитала из России: причины и меры противодействия
Автор: Тахумова О.В., Сотник Д.С.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 1-2 (10), 2014 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140106841
IDR: 140106841
Текст статьи Бегство капитала из России: причины и меры противодействия
На сегодня в российской фйэкономике много проблем, но одна из важнейших была и остается бегство капитала из России. Только в 2003-2007 гг. страну ежегодно покидало 23-28 млрд. долл., ежеквартально - 7 млрд. долл.
В течение кризисного 2008 г. из Российской Федерации было вывезено порядка 133,7 млрд. долл. США. За первый квартал следующего 2009 г. страну покинуло еще 35,1 млрд. долл. США. В 2011 г. отток капитала из России составил примерно 80,5 млрд. долл. США, что меньше чем в 2008 г. (133,7 млрд. долл. США), но больше, чем в 2010 г. (33,6 млрд. долл. США). Именно бегство инвестиций в 2011 г. дало основания говорить о признаках возвращения кризиса. Чистый отток частного капитала из РФ в январе-октябре 2012 г. составил 61 млрд. долл. против 60 млрд. за аналогичный период годом ранее [1].
В последнее время бегство капитала обусловлено рядом факторов:
Во-первых, при стабильно высокой цене нефти российская экономика и цены акций исчерпали потенциал роста. С начала 2013 г. индекс ММВБ потерял 14%. Как следствие, иностранные фонды с мая стали выводить средства из акций российских АО, о чем свидетельствуют данные ресурса EMPR. В среднем за месяц только специализирующимися на России фондами выводится около $600-700 млн. С учетом глобальных и региональных фондов получается $1,5-2 млрд. в месяц.
Во-вторых, под влиянием долгового кризиса в Европе российские «дочки» иностранных банков стали активно выводить средства на депозиты в материнские банки. Это спровоцировало дефицит ликвидности в российских банках, которые ЦБ и Минфин вынуждены покрывать за счет кредитования банков и размещения в них бюджетных депозитов. Масштаб этого явления можно оценить в $10-15 млрд.
В-третьих, риски глобальной рецессии и низкая отдача от вложений во внутренние активы побудили крупные российские компании и банки к росту зарубежных вложений. Среди структур, нарастивших иностранные активы, помимо «дочек» нерезидентов оказались крупнейшие госбанки. Удивительно, но этот процесс был поддержан монетарными властями, которые в условиях ослабления рубля наращивали масштабы наделения банков дешевыми рублевыми ресурсами. На все это наложились вывоз капитала для погашения зарубежных займов и трудности рефинансирования этих долгов.
Третий фактор вносит наибольший вклад в бегство капитала.
Кроме того отток капитала происходил на фоне увеличения (хотя и медленного) внешних долговых обязательств и притока капитала в другие развивающиеся страны (то есть на фоне «валютных войн»).
Начиная с сентября 2011 г., как и в кризисный период, отток капитала был в значительной степени связан, с невозможностью рефинансировать, ранее взятые долги. При этом ситуация в России в этот период мало отличалась от ситуации в других развивающихся странах.
Глубинной причиной оттока капитала в конце 2010 г. и на протяжении первой половины 2011 г. является нестерилизованное использование в конце 2010 г. средств Резервного фонда для финансирования дефицита государственного бюджета. В 2011 г. на фоне изменившейся ситуации на глобальных рынках выброс денежной массы привел к оттоку капитала при замедляющейся инфляции.
Для определения масштабов бегство капиталов из России могут использоваться различные подходы. Например, оценить масштабы легального вывоза капитала из России в соответствии с данными платежного баланса или оценить размер «Бегства капитала» в сравнении с сальдо текущего баланса и притоком частных иностранных инвестиций (прямых и портфельных) в соответствии с рисунком 1.

Рисунок 1- Динамика притока иностранного капитала, млрд. долл.
Оценка масштабов бегства капиталов в период 2004-2011 гг. на основе данных платежного баланса устойчиво дает величину порядка 30% экспорта или 20-25 млрд. долл. в год. Вывозимый нелегально из России капитал преимущественно не имеет криминального происхождения, хотя, безусловно, уклоняется от российских налогов и представляет собой недорогой источник капитала для мировой экономики. Колебания политического климата в России и финансовый кризис не оказали видимого воздействия на вывоз капитала из России, что позволяет прогнозировать его в будущем на том же уровне.
Так, по статистике организации Global Financial Integrity, Россия занимает третье место в мире по объему незаконно вывезенного капитала за 2000-2011 гг., и эта цифра составила 501 биллион долл. Конкретные цифры потерь за каждый год можно отследить по данным платежного баланса. Во-первых, это строка «Сомнительные операции», которая, например, в 2010 г. составила 30,5 млрд. долл. Для сравнения: примерно на столько же тогда увеличились валютные резервы государства. Еще одно пристанище для нелегальных операций - строка «Чистые ошибки и пропуски». Обычно, эта статья отражает несовершенство сбора информации Центробанком - она добавляется в платежный баланс, чтобы уравнять счета финансовых и текущих операций. Но в России она устойчиво отрицательная из года в год, что говорит о том, что какие-то операции по выводу денег за границу не попадают в официальную статистику.
При этом схемы для нелегального вывоза капитала довольно просты и хорошо известны. Это, прежде всего, невозврат выручки по экспорту, фиктивный импорт и фиктивные операции по ценным бумагам. Здесь идет речь об операциях, явно нарушающих российское законодательство. Характерно то, что при большом объеме таких операций и известности применяемых схем, воспрепятствовать им государственные органы не в состоянии.
На практике же, широко распространены и «серые» схемы вывода денег за границу. В платежном балансе они отражаются как вполне легальные операции - формально они полностью соответствуют законодательству. Сюда можно отнести трансфертное ценообразование, столь любимое крупными российскими холдингами. При помощи заниженных цен на экспортную продукцию и завышенных на импорт можно добиться того, что на российских предприятиях остается минимальная прибыль. А ее основная часть выводится в подконтрольные зарубежные компании, преимущественно расположенные в оффшорах [2].
И за незаконным, и за «серым» вывозом капитала чаще всего стоит банальное желание минимизировать налоги. Если мелкие фирмы используют для этих целей фирмы-однодневки, то для более крупных компаний использование схем с оффшорами гораздо более удобно. Выводимые таким образом средства чаще всего возвращаются в Россию под респектабельным видом иностранных инвестиций. Об этом свидетельствует то, что Кипр, Британские Виргинские острова и Люксембург являются как основными адресатами оттока капитала из России, так и источниками иностранных инвестиций.
В качестве одного из путей решения данной проблемы можно выделить закрепление централизованной системы перевода денежных средств за границу (когда все расчётные операции проходят через счета в ЦБ РФ) и введение специального налога, который так бы и назвался – налог на вывоз капитала. Его ставка должна быть фиксированной и высокой, чтобы владельцам каптала было невыгодно переводить деньги в иностранные банки. Например, можно установить ставку на уровне 80% для всех лиц, кто выводит из российской экономики более 1 млн. руб. в месяц. Всю сумму налога необходимо зачислить в федеральный бюджет, а затем, в виде межбюджетных трансфертов, зачислять в региональные бюджеты. Таким образом, деньги остаются внутри страны и инвестируются исключительно в российскую экономику, поднимая её уровень, осваивая новые отрасли, строя предприятия и создавая рабочие места. Государство бы получило дополнительные поступления за счёт налогов от их деятельности, а в стране повысился бы инвестиционный климат, что начало бы привлекать зарубежные инвестиции.
С принятием прогрессивного налога на доходы физических лиц и налога на роскошь, налог на вывоз капитала стал бы значительным шагом на пути к сокращению разрыва между богатыми и бедными слоями населения. Но тогда придётся полностью перестраивать политическую систему к чему, современная Россия пока не способна.
Однако, совсем недавно В.В. Путин рассказал как решить проблему оттока капитала из России: «Главная проблема – недостаток прозрачности и подконтрольности обществу в работе представителей государства, от таможенных и налоговых служб до судебной и правоохранительной системы. Если называть вещи своими именами, речь идет о системной коррупции. Именно с решения данной проблемы необходимо начинать, изменять ситуацию, связанную с бегством капитала. Так же, средства населения почти не работают на рынке капитала. Это означает, что население не получает своей доли дохода от экономического роста, от увеличения капитализации экономики. Нужны программы вовлечения в инвестиции средств населения – через пенсионные и доверительные фонды, фонды коллективного инвестирования. В странах с развитой рыночной экономикой это значительная часть национального капитала» [3].
По мнению главного экономиста банка HSBC, одна из мер, которая помогла бы остановить отток капитала - это улучшение инвестиционного климата. Но в этой сфере улучшений пока не наблюдается. Структурный анализ платежного баланса не свидетельствует об изменении базы оттока капитала, которая связана с поведением корпораций - невозврат валютной выручки и размер статьи «ошибки и пропуски» за второй квартал 2012 г. только увеличились.
Эксперты МВФ опубликовали статью о том, что странам, у которых в структуре внешней торговли доминирует экспорт сырьевых товаров, необходимо ограничивать движение спекулятивного капитала одним из трех способов:
-
1) ужесточением бюджетной политики;
-
2) введением ограничений на приток спекулятивного капитала -отменой свободной конвертируемости валюты;
-
3) резким снижением ставок.
Таким образом, проанализировав вышесказанное можно отметить, что изменение налогового законодательства в отношении участников ВЭД развивалось в сторону ужесточения контроля со стороны государственных органов с одной стороны, но в тоже время много работы было проделано для снижения налогового бремени и избежание двойного налогообложения.